Деятельность педагога дошкольного образования сложна и специфична (высокая ответственность, коммуникативный характер, эмоциогенность, импровизационность, непредсказуемость и др.), что обусловлено возрастными особенностями дошкольников и высокой ответственностью за их жизнь и здоровье.
Последние годы охарактеризованы активным обновлением нормативно-правовой базы в образовании, изменениями в содержании дошкольного образования, новшествами в методологических положениях, которые требуют от педагога дошкольной образовательной организации постоянной работы над повышением профессиональной и психологической компетентности, способствующие успешности и результативности педагогического труда.
«Новая» модель выпускника детского сада подразумевает качественное изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше ребенок при поступлении в первый класс должен был обладать определенным набором знаний, умений и навыков, то в настоящее время возникает необходимость формирования компетентной, социально - адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, обладать интегративными качествами.
Содержание образовательно-воспитательной деятельности педагога дошкольных образовательных учреждений определяется и во вступившем в силу с 1.01.2015 года «Профессиональном стандарте педагога». В «Профессиональный стандарт педагога» включены принципы педагогической деятельности, основными для педагогов - воспитателей считаются:
- взаимодействие детей и взрослых, признание ребенка полноправным субъектом образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьёй;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, участие в проектной деятельности.
В профессиональном стандарте педагога обозначены также трудовые функции: общепедагогическая (обучение); воспитательная деятельность; развивающая; педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
Сегодня в научной литературы уделяется большое внимание конкретизации профессиональных функций воспитателя дошкольных учреждений, формам и методам работы воспитателя. Автор выделяет для себя следующие профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя):
– проектировочно-конструктивная: участие в разработке и реализации основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО, проектирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования и др.;
– организационно-деятельностная: организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте (предметная, игровая, двигательная и т. д.), организация безопасной и психологически комфортной образовательной среды, организация образовательного процесса и др.;
– коммуникативно-стимулирующая: создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности, под-
держка эмоционального благополучия детей в период пребывания в дошкольной организации, выстраивание партнерского взаимодействия с родителями, сотрудничество с другими педагогическими работниками;
– диагностическая: педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы, использование методов и средств анализа психолого-педагогического мониторинга и др.;
– аналитико-оценочная: анализ образовательной работы в группе детей раннего и дошкольного возраста, владение всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно исследовательской и др.), владение ИКТ-компетенциями, развитие профессионально значимых компетенций и др. Эти компетенции
обеспечивают решение профессиональных задач (образовательных задач развития дошкольников) вкупе с профессионально значимыми качествами и свойствами педагога дошкольного профиля.
Итак, изменения в современной образовательной системе связанные с принятием таких программных документов, как приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», положили начало существенным изменениям в содержании дошкольного образования. ФГОС ДО определил личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, а также важность таких факторов, как содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Поэтому современный педагог дошкольной образовательной организации должен постоянно работать над повышением профессиональной и психологической компетентности, способствующей успешности и результативности педагогического труда.