Выполнил ст. гр. Э-2-13: Вишняков Д. А.
Основой индустриальной мощи экономики любой страны является машиностроение. В то же время экспорт сырьевых ресурсов как стратегическая установка развития национальной экономики оказывает на машиностроительную отрасль подавляющее воздействие, способствует её деградации. Мы должны исходить из того, что стабильного экономического роста Россия сможет достичь только после восстановления обрабатывающей промышленности, ядром которой является машиностроение.
Опережающее насыщение производств новыми техническими средствами и технологиями, является, в конечном счете, основным источником инновационного развития и дальнейшего экономического роста страны, повышения эффективности и производительности общественного труда, роста благосостояния населения. Однако в настоящее время практически все отечественное машиностроение переживает период стагнации.
Следует признать, что главной причиной создавшегося положения является отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и техники, единой государственной стратегии преобразования и опережающего развития промышленности высоких переделов.
К сожалению, для всех важнейших отраслей отечественного машиностроения характерна одна общая болезнь — постепенное скатывание на так называемое «отверточное производство». Можно выделить две основные причины такой болезни: проблема импортозамещения и проблема контрафакции используемых в производстве элементов.
Реальной экономики в проводимой в нашей стране программе импортозамещения пока мало, а вот политики много. Сегодня проблема импортозамещения стала особенно актуальной в связи с событиями на Украине и с учетом международной политической реакции на данные события. Президент РФ Владимир Путин провел совещание по вопросу импортозамещения в связи с угрозой прекращения поставок с Украины продукции для ряда отраслей российской промышленности. Президент убежден, что российский ОПК сможет компенсировать недопоставки продукции с Украины: вопрос только в сроках и стоимости.
Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.
Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения.
Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.
Изменяющаяся национальная экономика требует, чтобы импортозамещение стало важнейшим элементом экономической политики и инструментом достижения главной цели - выхода на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Разумное решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать рабочие места, способствовать совершенствованию отечественного инженерного образования. Поэтому центральным элементом промышленной политики должно стать именно импортозамещение, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от возможных санкций. Главная задача в настоящее время состоит в том, чтобы существенно повысить инвестиционную привлекательность промышленности и, прежде всего, высокотехнологичного машиностроения. Попытки государства создать условия для появления собственных производств в высокотехнологичной сфере не дискредитируют иностранных производителей, а защищают национальную экономику.
Необходимо отметить, что определенная работа в решении данной проблемы уже проделана, однако пока она не принесла ожидаемых результатов.
Возможно ли одновременное проведение политики импортозамещения и экспортной ориентации? И что означают эти элементы во взаимосвязи? Как показывает анализ, одновременное сочетание этих двух политик при сохранении сырьевого наполнения экспорта, не дает эффекта. Задача заключается в выборе наиболее оптимальной политики с учетом складывающей ситуации. Сегодня, по сути, конкурс на НИОКР остается единственным действующим финансовым стимулом для российских разработчиков наукоемких изделий. Однако, можно ли субсидирование разработки считать мерой импортозамещения, если нет гарантий того, что продукт дойдет до рынка? Видимо, нет.
По моему мнению, целями импортозамещения являются:
1. Обеспечение национальной и государственной безопасности РФ.
2. Достижение технологической независимости в критических областях.
3. Содействие формированию положительного сальдо торгового баланса.
4. Выращивание национальных лидеров для завоевания глобального рынка.
При решении проблемы импортозамещения требуется комплексный подход с учетом всех факторов и особенностей страны. Основными критериями процесса импортозамещения должны служить экономическая, социальная и стратегическая целесообразности. Вопрос устойчивости внешнеторгового сальдо вообще является вопросом стабильности ресурсного обеспечения экономики, а значит, и экономической безопасности.
Импортозамещение, способствуя экономическому росту, также обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной экономики на внешних рынках при снижении роли ресурсодобывающих отраслей и ослаблении зависимости от поставок импортных товаров народного потребления.
Выполненный анализ свидетельствует, что активизация процессов импортозамещения в РФ способна уже в ближайшие 5-7 лет обеспечить более 10-15% роста промышленного производства.
Выпуск качественной конкурентоспособной продукции, снижение импортоемкости производства и объемов некритического импорта на деле должны быть важными задачами экономического развития РФ. Полностью отказаться от импортной продукции невозможно, но всерьез задействовать спящий ресурс импортозамещения стоит. Здесь есть варианты — либо самостоятельно организовывать новые производства, либо привлекать инвесторов. В современных условиях любая попытка замещать весь импорт — это утопия, особенно в условиях вхождения нашего государства в ВТО, при этом проблема импортозамещения не должна решаться в ущерб качеству. В настоящее время РФ необходима научно-обоснованная национальная программа импортозамещения.
Реализовываться эта программа должна по трем направлениям. Первое должно охватывать импортные товары, аналоги которых производятся в РФ в недостаточном количестве. С этой целью необходимо ставить задачу модернизации действующих производств таким образом, чтобы увеличить выпуск потребной продукции.
Второе направление охватывает импортные товары, которые в стране не производятся, но выпуск которых можно и нужно освоить в сжатые сроки. Соответственно, на этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств с гарантией конкурентоспособности, как минимум, на внутреннем рынке.
Наконец, третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары необходимо относить к так называемому критическому импорту, и главная задача на этом направлении — сократить потребление такой группы товаров, изучить и применять возможности непрямого замещения.
Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий, применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.
Поэтапно развивающееся импортозамещение ведет к:
—росту занятости населения, и, как следствие, к снижению безработицы и повышению уровня жизни;
—активизации научно-технического прогресса и уровня образования;
—росту спроса на товары внутреннего производства;
—развитию экономики страны, расширению производственных мощностей;
—сохранению валютной выручки внутри страны и, как следствие, росту валютных резервов и улучшению торгового баланса.
Таким образом, основной характеристикой политики импортозамещения является индустриализация экономики при помощи дифференцированного ограничения импорта. Данная политика предполагает создание благоприятной среды для роста национальной промышленности высоких переделов. Другими словами, проведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т.д.) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Работа по снижению импортоемкости продукции является для современной России крайне актуальной. Иначе даже при объективном экономическом росте наши макроэкономические проблемы будут только усложняться. Одна из задач импортозамещения — снижение косвенного импорта, импортоемкости ВВП и зависимости нашего экспорта он импортных компонентов. Основным направлением должна стать организация производства тех видов продукции, которые востребованы в стране и имеют высокую добавленную стоимость. А это, в свою очередь, означает, что емкий внутренний рынок нельзя формировать исключительно импортными продуктами.