Конкурентоспособность транспортных услуг и транспортных предприятий.




Характеристика и особенности транспортного рынка и его продукции. Субъекты транспортного рынка.

 

Транспортный рынок можно определить, как совокупность транспортных и нетранспортных предприятий и индивидуумов, которые взаимодействуют между собой чтобы продавать и покупать транспортную продукцию (услуги).

Единица транспортного товара – это целостный обособленный процесс или отдельная и законченная перевозка, которая может быть охарактеризована рядом признаков, отличающих один товар от другого.

При грузовых перевозках материальным носителем единицы транспортной продукции является грузовая отправка или партия груза, оформленная одним перевозочным документом и следующая на определенное расстояние.

Особенности транспортной продукции:

1. Всеобщность и массовость.

2. Невещественный характер (неосязаемость, несохраняемость, не взаимозаменяемость, неотделимость от источника, непостоянство во времени).

3. Пространственная разъединенность полигонов реализации транспортных услуг и их не взаимозаменяемость приводит к ограничению внутриотраслевой конкуренции на отдельных видах транспорта.

4. Необходимость государственного регулирования.

Объективные основания государственного регулирования:

· необходимость защиты экологии страны и государственный контроль за эксплуатацией транспортных средств в интересах общественной безопасности;

· необходимость регулирования естественного монополизма отдельных видов транспорта в целях обеспечения конкуренции, стимулирования хозяйственного развития, соц. защиты граждан;

· необходимость выработки общепринятой и инвестиционной политике государства для равномерного и экономически сбалансированного развития отдельных видов транспорта, включая и стратегические интересы страны;

· необходимость регулирования транспортного рынка и тарифов для решения соц. проблем и защиты национальных интересов, таких как затрат общества на функционирование и развитие транспорта очень велики.

Качество транспортных услуг характеризуется по 2 категориям:

 

1. Стандарт качества – синтезирует конкретные потребности грузовладельца и определяет требуемый, для их оптимального удовлетворения, набор качественных транспортных признаков;

2. Комплектность - транспортная услуга, предоставляющая грузовладельцам качественно новый класс транспортного сервиса, который требует соблюдения следующих условий:

· Качество перевозки и обработки груза во всех звеньях транспортной цепи должна соответствовать общему стандарту качества, заложенному в системе;

· Продвижение грузов по всему маршруту должно быть надежно гарантированно.

 

Процесс коренного изменения транспортной работы базируется на:

1. Концепции унификации и укреплении грузовых единиц;

2. Специализации высокопроизводительных транспортных средств, средств обработки и перевалки в пути следования;

3. Базируется на высокой степени механизации и автоматизации технологических процессов;

4. На нашем комплексе транспортных услуг при координировании взаимодействий всех участвующих видов транспорта.

 

Субъекты транспортного рынка:

1. Государственные организации, которые являются непосредственными прямыми или косвенными субъектами транспортного рынка;

2. Потребители транспортных услуг – лица, заинтересованные в осуществлении перевозки (производители продукции, ее конкуренции и посредники);

3. Организации, оказавшие услуги в процессе доставки груза:

· Перевозчики;

· Транспортные экспедиционные компании

· Агентские(брокерские) компании;

· Транспортные терминалы, склады;

· Страховые компании;

· Стивидорные компании – организации, по осуществлению погрузо-разгрузочные работы;

· Тальманские компании – организации по подсчету груза при нагрузке или выгрузке груза на судно

· Консалтинговые компании;

· Логистические компании;

· Ассоциации сюрвейеров – организации, связанные с обследованием транспортных средств, транспортного оборудования с целью выявления их состояния на момент их осмотра;

· Лизинговые компании.

 

Конкурентоспособность транспортных услуг и транспортных предприятий.

 

Конкурентоспособность транспортных услуг – комплекс потребительских, качественных и стоимостных характеристик услуг, обеспечивающих преимущество именно этих услуг над предлагаемыми конкурентами, и определяющих успех их на транспортном рынке в определенный промежуток времени.

На уровень конкурентоспособности транспортных услуг оказывают существенное влияние следующие факторы:

· степень удовлетворения спроса;

· емкость существующих и потенциальных сегментов транспортного рынка;

· наличие конкурентных видов транспорта;

· уровень сбытовой сети;

· уровень сервисного обслуживания.

4 степени качества услуги:

1. Услуга соответствует стандарту.

2. Услуга соответствует использованию.

3. Услуга соответствует требованиям рынка.

4. Услуга соответствует скрытым потребностям.

Анализ содержания понятия конкурентоспособности и качества транспортных услуг позволяет сформулировать следующие выводы:

1) для грузовладельцев качество транспортной услуги является характеристикой обязательной, но не гарантирующей ее приобретение;

2) конкурентными являются те услуги, которые удовлетворяют потребности грузовладельцев более эффективно, чем услуги конкурентов, но и эти услуги могут быть не реализованы, если транспортный рынок насыщен;

3) проблема конкурентоспособности и качества носят долговременный и стратегический характер.

 

Группы параметров, характеризующие конкурентоспособность услуг:

· технические (габариты, грузоподъемность, показатели безопасности, экологические показатели и т.д.);

· экономические;

· социально-организационные (сроки выполнения, комплектность услуг и т.д.);

Грузовладельцы отдают предпочтение той транспортной услуге, у которой максимальное отношение:

где Эп – эффективность условий предпочтения одной услуги другой и ее конкурентоспособности,

П – полезный эффект,

С – затраты на приобретение и пользование услугой.

 

При оценке конкурентоспособности услуг могут использоваться дифференциальный и комплексный метод оценки.

 

Этапы оценки конкурентоспособности услуги:

1) определение соответствия параметров анализируемой транспортной услуги обязательным нормам и стандартам:

Jnn – групповой показатель по нормативным параметрам,

qi – единичный показатель по i-тому нормативному параметру,

n – число нормативных параметров, которые подлежат рассмотрению.

 

2) оценка технических параметров:

Pi – величина i-го параметра для анализа i-ой услуги;

Pi0 – величина i-го параметра воображаемой услуги, при которой потребность удовлетворяется на 100%.

αi – вес i-го технического параметра.

 

Показатель конкурентности:

Задача на расчет показателя конкурентности.

3) Анализ экологических параметров:

Jэп – групповой показатель по экономическим показателям;

сi – полные затраты грузовладельца на приобретение и пользование услугой;

cоб – полные затраты грузовладельца для услуги-образца.

 

4) определение интегрального показателя конкурентоспособности:

 

ki < 1 – услуга уступает образцу,

ki = 1 – услуга соответствует образцу,

ki < 1 – услуга превосходит образец по конкурентоспособности.

 

5) Вывод о конкурентоспособности и разработка мероприятий по ее повышению.

 

Различия между конкурентоспособностью транспортных услуг и транспортного предприятия.

1. Конкурентоспособность предприятия, отличающая его от предприятий-соперников применительна к довольно долгому периоду.

2. В отличие от конкурентоспособности транспортных услуг оценку дает не только грузовладелец, но и само предприятие.

3. Конкурентоспособность транспортного предприятия зависит от емкости рынка конкурентных позиций предприятий уже работающих на рынке транспортных услуг.

 

Меры повышения конкурентоспособности:

· постоянное снижение издержек производства;

· обеспечение технико-экономических и качественных показателей;

· изменение качества услуг и технико-экономических показателей с целью более полного удовлетворения потребностей;

· нахождение и использование приоритетных сфер применения услуг и др.

 

Особенности конкуренции на железнодорожном транспорте

Методы оценки конкуренции на транспортном рынке:

· метод оценки конкуренции на основе индекса концентрации рынка;

· метод оценки конкурентных отношений на основе цены услуг;

· метод оценки обобщающего показателя интенсивности конкуренции.

 

1. Индекс Херфиндаля-Хиршмана:

 

di – доля на транспортном рынке i-го участника перевозочного процесса,%

n – количество транспортных предприятий.

1800<HHI<10000 – монополизация рынка;

1000<HHI<1800 – олигополия рынка;

HHI<1000 – конкурентная среда.

 

 

2. Эластичность спроса по тарифам (ЭСТ) – показатель процентного изменения объема спроса при изменении на 1% тарифа.

где, ∆Q – прирост или сокращение спроса, после изменения тарифа;

Q1 – спрос до изменения тарифа;

∆P – снижение или повышение тарифа;

P1 – тариф до изменения.

-1<ЭСТ<0 – спрос неэластичный;

ЭСТ=1 – с единичной эластичностью;

-∞<ЭСТ<-1 – эластичный спрос.

 

Задача на расчет эластичности спроса.

Для использования данных об эластичности спроса при тарифообразовании рекомендуется формула:

- рекомендуемый тариф.

 

Спредпр – предельные издержки.

 

Задача на расчет рекомендуемого тарифа.

 

3. Обобщающий показатель интенсивности конкуренции.

 

 

Up – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий рентабельность транспортного рынка;

Uд – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий доли видов транспорта на рынке;

Uт – показатель, учитывающий темпы роста перевозок.

Up = 1- Rp;

Rp = П/Vp;

R – рентабельность транспортного рынка;

П – прибыль рынка, ден.ед.;

Vp – объем рынка, ден.ед.

 

n – число организаций (видов транспорта);

Di – доля i-го конкурента на рынке;

140 и 70 – предельные значения годовых темпов роста объемов продаж;

Tp – годовой темп роста объема продаж на рассматриваемом рынке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: