ХАДИС ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ 8 глава




{Поистине, добрые дела устраняют дела дурные.} “Худ”, 114.

Кроме того, по милости Своей Аллах сделал недопущение тяж­ких грехов средством искупления прегрешений мелких.

Аллах Всевышний сказал:

{Если вы будете избегать тяжких грехов, которые вам за­прещены, Мы простим ваши дурные дела и введём вас (через вход) почётный.} “Женщины”, 31.

Что же касается тяжких грехов, то обязательным условием их искупления является покаяние.

Таким образом, из данного хадиса мы узнаём о том, что, когда в каком-нибудь аяте Корана или хадисе говорится, что некоторые благие дела искупают собой дурные, подразумеваются мелкие прегрешения. С другой стороны, если даже такие важнейшие виды поклонения не служат искуплением тяжких грехов, то что же гово­рить о менее значительных видах поклонения?

Кроме того, данный хадис ясно указывает на то, что грехи под­разделяются на тяжкие и мелкие.

О том, какие различия существуют между тяжкими и мелкими грехами, было сказано очень много, наилучшим же определением можно считать следующее: тяжким является такой грех, который влечёт за собой установленное шариатом наказание (хадд) в этом мире, или такой, за который совершившему его угрожает наказа­ние в мире ином, или такой, за совершение которого виновный за­служивает удаления от милости Аллаха, или такой, грех совер­шение которого навлекает на виновного гнев Аллаха, мелкими же являются все прочие грехи.

Можно сказать и так: тяжкими грехами являются такие, запрет­ность которых касается самой цели определённых действий, что же касается мелких, то их запретность распространяется на сред­ства достижения подобных целей. Примером вышеупомянутых средств могут служить запретные взгляды на постороннюю жен­щину, с которой человек оказывается наедине, примером же тяж­кого греха является совершение прелюбодеяния как такового, или ростовщичество как таковое, или получение процентов за предос­тавление отсрочки, или иные подобные действия, а Аллах знает об этом лучше.

 

ХАДИС ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ

Молитва, азан и икама [80]

عن مالك بن الحُويرث رضي الله عنه قال: قال رسولُ الله صلى الله عليه وسلم: ] صَلُّوا كما رأيتموني أُصَلِّي ، فإِذا حضَرَتِ الصلاةُ فلْيُؤَذِّنْ لكم أَحَدُكُم وَلْيَؤُمَّكُمْ أَكبرُكُم .

Сообщается, что Малик бин аль-Хувайрис, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Молитесь так же, как на ваших глазах молился я, а когда настанет время молитвы, пусть один из вас призовёт вас к молитве и пусть старший из вас руководит вашей молитвой». [81] Аль-Бухари и Муслим.

Сказанное пророком, , состоит из трёх частей, важней­шей из которых является первая.

Первой частью следует считать слова: «…когда настанет вре­мя молитвы, пусть один из вас призовёт вас к молитве…» Эти слова указывают на то, что произнесение азана является одним из требований шариата, что азан обязателен, поскольку пророк, , велел произносить его, и что произносится он сразу после наступления времени молитвы. Исключением из этого правила яв­ляется утренняя молитва, так как посланник Аллаха, , ска­зал: [إن بلالاً يُؤَذِّنُ بليلٍ ، فكُلوا واشربوا حتى يُنادِيَ ابنُ أُمِّ مَكتُومٍ

«(Когда) Билял станет произносить азан ночью [82], (продол­жайте) есть и пить [83], пока призыв не начнёт возглашать Ибн Умм Мактум!» [84]

Произнесение азана является такой обязанностью, выполнять которую должны хотя бы отдельные члены общины (фард аль-кифайа) [85], а не всеобщей обязанностью (фард аль-‘айн), так как всеобщей обязанностью это было бы в том случае, если бы про­рок, , адресовал данное веление каждому взрослому и дее­способному человеку, но этого не было, а поскольку он потребо­вал только, чтобы этот призыв произносился, не указав на кон­кретных исполнителей, мы и говорим, что это – “фард аль-ки­файа”. Кроме того, в этом хадисе сообщается, что он, , ска­зал: «…пусть один из вас произнесёт слова азана…», что же ка­сается слов, из которых состоит азан, то они общеизвестны.

Муаззин должен обладать хорошим голосом, быть надёжным человеком, знать об установленном времени наступления молитв и стараться точно определять такое время, поскольку для достиже­ния цели это является наилучшим, но, как правило, достаточно бу­дет, если он просто станет своевременно объявлять о наступлении времени молитвы.

Данный хадис служит указанием на обязательность азана как в обычных обстоятельствах, так и во время поездок, что же касается икамы, то она дополняет собой азан, поскольку азан является объ­явлением о наступлении времени молитвы, а икама – объявлением о начале молитвы как таковой.

Известно множество хадисов, в которых указывается на дос­тоинство азана, большую награду, которая полагается за его про­изнесение, и желательность повторения за муаззином слов азана, то есть повторения всего того, что говорит муаззин, за исключени­ем его слов: [ حَيَّ عَلَى الْفَلاَحِ ، حَيَّ عَلَى الصّلاَةِ 

“Cпешите на молитву, спешите к спасению!” – вместо кото­рых человеку следует обратиться к Аллаху с просьбой о помощи в совершении молитвы и достижении спасения, к чему Аллах его призывает и в чём заключается всё благо. В этом случае человеку следует произнести слова: [ لاَ حَوْلَ وَلاَ قُوّةَ إِلاّ بِالله

“Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха” /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/ [86], после чего вознести мольбы за пророка, , и сказать:

]اللهمَّ ربَّ هذهِ الدعوةِ التامَّة والصلاةِ القائمة ، آتِ محمداً الوسيلةَ والفضيلةَ ، وابعَثْهُ مَقاماً محموداً الذي وَعَدْتَه 

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Васи­ле [87] и высокому положению [88] и направь его к месту досто­хвальному [89], которое Ты обещал ему!» [90], а затем обратиться к Аллаху с мольбами за себя, поскольку на мольбы, обращаемые к Аллаху в это время, будет дан ответ, и человеку следует стремить­ся возносить их.

Второй частью являются слова пророка, : «…и пусть имамом вашим будет старший из вас». Эти слова указывают на обязательность совместной молитвы, которая считается таковой в том случае, если в ней принимают участие по меньшей мере двое: имам и тот, кто совершает молитву, следуя примеру имама. Здесь есть также и указание на то, что имамом должен быть наиболее подходящий для этого человек, а в другом хадисе сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:

]يَؤُمُّ الْقَوْمَ أَقْرَؤُهُـمْ لِكِتَـابِ الله، فَإِنْ كَانُوا فِي الْقِرَاءَةِ سَوَاءً ، فَأَعْلَمُهُمْ بِالسُّنَّةِ ، فَإِنْ كَانُوا فِي السُّنَّةِ سَوَاءً ، فَأَقْدَمُهُمْ هِجْرَةً ، فَإِنْ كَانُوا فِي الْهِجْرَةِ سَوَاءً ، فَأَقْدَمُهُمْ سِلْماً 

«Пусть имамом для людей будет тот, кто лучше всех знает Книгу Аллаха [91], если же в этом отношении они равны, то – лучше всех знающий сунну, а если они равны и в этом, то – раньше всех совершивший хиджру [92] или раньше всех осталь­ных принявший ислам». Муслим.

Таким образом, если люди близки друг к другу с точки зрения того, о чём говорится в приведённом нами хадисе, лучше будет, чтобы имамом стал старший из них. Выдвижение вперёд старше­го по возрасту в каждом деле, которое требует упорядоченности, узаконено шариатом, если только младший не обладает каким-либо преимуществом, так как посланник Аллаха, , сказал:

[كَبِّرْ كَبِّرْ « (Уступи) старшему, (уступи) старшему!» [93]

Таким образом, совместная молитва предполагает участие в ней имама и того, кто совершает молитву, находясь за ним. Во время совместной молитвы имам нужен для того, чтобы другие молились, подражая ему, и когда он произносит слова “ Аллах ве­лик ”, все остальные должны повторять их вслед за ним. Кроме то­го, они должны повторять за имамом его движения, когда он со­вершает поясные и земные поклоны или поднимается, совершать же всё это одновременно с ним запрещается. Что же касается опе­режения его во всех без исключения действиях, совершаемых во время молитвы, то это не только является запретным, но и делает молитву недействительной. Итак, всем стоящим за имамом велено подражать ему и запрещено совершать любые движения одновре­менно с ним, опережать его и намного отставать от него. Когда молящихся двое или больше, будет лучше всего, если они встанут в ряд позади имама, но допус­кается также, чтобы они становились справа от него или же и справа, и слева. Если помимо имама в мо­литве принимает участие только один человек, то ему следует встать справа от имама, а женщина должна занять своё место по­зади мужчины или же мужчин. Если на молитве присутствует только одна женщина, то она должна стоять в своём ряду в одино­честве, а если женщин несколько, им следует выстраиваться в ряд так же, как это предписывается делать мужчинам. В том случае, когда позади имама или позади выстроившихся в ряд мужчин сто­ит один мужчина, не имеющий на то никаких веских оснований, молитва его является недействительной.

Для того,чтобы осуществлять свои функции во время молитвы должным образом, имаму следует совершать всё необходимое. Имеется в виду, что, он должен произносить вслух словаاللَّهُ أكبَر “ Аллах велик ” и в нужные моменты произносить слова

سَمِعَ اللَّهُ لِمَن حَمِدَهُ “ Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу ”, а также читать вслух Коран в соответствующих случаях [94]. Кроме того, имам обязательно должен находиться впереди осталь­ных молящихся, следить за тем, чтобы люди успевали повторять за ним всё необходимое, и не слишком затягивать чтение аятов Корана, но в то же время совершать всё должным образом.

Третья часть, которая в данном хадисе находится на первом месте, состоит из слов посланника Аллаха, : «Молитесь так же, как молился у вас на глазах я…» Таким образом, в том, что касалось молитвы, пророк, , наставлял людей словом и делом и точно так же он поступал во время хаджжа, говоря людям: [ لِتَأْخُذُوا مَنَاسِكَكُمْ 

« (Я поступаю так,) чтобы вы учились (у меня совершению) ва­ших обрядов». [95]

Эти слова касаются всего того, что пророк, , говорил, делал и повелевал делать во время молитвы. Его указания были направлены на то, чтобы каждый раб Аллаха полностью выпол­нил все предварительные условия совершения молитвы, после чего встал бы на место её совершения и обратился лицом к киб­ле, имея в своём сердце намере­ние совершить определённую мо­литву, а потом сказал бы: “ Аллах велик ”, и стал обращаться к Ал­лаху с мольбами и просьбами о защите от шайтана перед нача­лом своей молитвы, говоря то же самое, что в подобных случаях говорил посланник Аллаха, , например, следующее:

]سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ ، وَتَبَارَكَ اسْمُكَ ، وَتَعَالَى جَدُّكَ ، وَلا إِلَهَ غَيْرُكَ

«Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя» /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ва табаракя исму­кя, ва та’аля джадду-кя, ва ля иляха гайру-кя/. После этого он должен сказать:بسم الله الرحمن الرحيم “ С именем Аллаха Милос­тивого, Милосердного ”, и прочитать “Аль-Фатиху”, а затем – одну из длинных сур, если совершается утренняя молитва, и одну из коротких, если совершается молитва закатная, что же касается прочих молитв, то во время их совершения после “Аль-Фатихи” читаются средние по длине суры. Затем он должен совершить пер­вый поясной поклон, предварительно произнеся слова “ Аллах ве­лик ” и подняв руки до уровня плеч [96], поднимая их таким же обра­зом при выпрямлении после каждого поясного поклона [97], при про­изнесении слов “ Аллах велик ” перед началом молитвы и при вста­вании после первого ташаххуда во время совершения молитв, со­стоящих из четырёх или трёх ракатов. Совершая поясной поклон, обязательно следует сказатьسُبحانَ رَبيَّ العَظيم “ Слава моему Вели­кому Господу ” /Субхана Рабби-ль-‘Азым/, хотя бы один раз [98], а для того, чтобы сделать всё наилучшим образом необходимо про­изнести эти слова трижды или более того. То же самое относится и к произнесению слов سبحان ربي الأعلى “ Слава моему Высочайшему Господу ” /Субхана Рабби-ль-А‘ля/, при совершении земного пок­лона. После совершения поясного поклона и независимо от того, совершается молитва индивидуально или же совершающий её яв­ляется имамом, он должен сказать:

] سمعَ اللهُ لمن حمِدَه ، ربَّنا ولكَ الحمدُ حمداً كثيراً طيِّباً مباركاً فيه 

Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу! Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная!” /Сами‘а-Ллах ли-ман хамида-х! Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд хамдан кяси­ран, тайибан, мубаракян фи-хи!/. Если молитва совершается под руководством имама, каждый молящийся произносит те же слова, но не говорит: “ Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!” Затем следует произнести слова “ Аллах велик ” и совершить земной поклон, касаясь земли семью костями: ступнями, коленя­ми, кистями рук, а так же лбом и носом. При этом не следует ши­роко расставлять локти, уподобляясь раскинувшей лапы собаке. Затем необходимо выпрямиться со словами “ Аллах велик ” и усесться на левую ногу, подняв вертикально ступню правой так, чтобы пальцы этой ноги были направлены в сторону киблы. Усаживаясь во время совершения молитвы, человек должен принимать такую позу (ифтираш) во всех случаях за исключением его сидения во время последнего ташаххуда, когда он садится непосредственно на пол, просовывая левую ногу под правую (таваррук) [99]. В про­межутке между двумя земными поклонами он говорит:

[ اللهُمَّ اغْفِرْ لِي وارحَمْني واجْبُرْنِي واهْدِني وارْزُقْنِي 

“О Аллах, прости меня, и помилуй меня, и исправь моё положе­ние, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства к существованию и помоги мне!” /Аллахумма-гфир ли, ва-рхам-ни, ва-хди-ни, ва-рзук-ни ва-джбур-ни!/, а затем совершает второй земной поклон точно так же, как и первый. Те же действия он повторяет во время совершения каждого раката молитвы, и при этом после перехода к каждой новой молитвенной позе, когда че­ловек поднимается или опускается на колени, совершает поясные или земные поклоны, встает или садится, ему следует на некото­рое время задержаться в таком положении. Совершая ташаххуд, он должен сказать:

] التحيَّاتُ للَّهِ والصلواتُ والطيِّبات، السلامُ عليكَ أَيُّها النبيُّ وَرحمةُ اللهِ وَبرَكاتهُ، السلامَ علينا وعلى عبادِ اللهِ الصالحين، أَشهدُ أن لا إلَهَ إلاَّ اللهُ، وأشهَدُ أَنَّ محمداً عبدُهُ ورسولُه 

Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова, мир тебе, о пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и правед­ным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник ” /Ат-тахийат ли-Ллях, ва-с-саляват ва-т-тайибат, ас-саля­му аляй-кя, аййу-ха-н-наби, ва рахмату-Ллах ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллях ас-салихин. Аш­хаду алля иляха илля-Ллах ва ашхаду анна Мухаммадан - ‘абду-ху ва расулю-ху/. Эти слова произносятся после первого ташаххуда, после чего, если данная молитва состоит из трёх или четырёх ракатов, молящийся встаёт и совершает её до конца, чи­тая при этом только “Аль- Фатиху”. Если же этот ташаххуд явля­ется единственным или последним, то он говорит:

] اللّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلّيْتَ عَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ ، اللّهُمَّ بَارِكْ علَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ ، إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ   اللّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ ، وَمِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ ، وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ ، وَمِنْ شَرِّ فِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ 

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения [100] Му­хаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Слав­ный! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мук ада, от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от искуше­ния Антихриста! ” /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммад ва ‘аля аль Мухаммад кя-ма салляйта ‘аля Ибрахим ва ‘аля аль Ибрахим, инна-кя Хамидун, Маджидун! Аллахумма, барик ‘аля Мухаммад ва ‘аля аль Мухаммад кя-ма баракта ‘аля Ибрахим ва ‘аля аль Ибрахим, инна-кя Хамидун, Маджид! Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби джаханнам, ва мин ‘азаби-ль-кабр, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат ва мин фитнати-ль-Масихи-д-даджжаль!/ После этого он об­ращается к Аллаху с мольбами о том, в чём он нуждается, и произ­носит слова таслима: “ Мир вам и милость Аллаха ” /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/, поворачиваясь направо и налево, а потом поминает Аллаха по примеру посланника Аллаха, . Что же касается слов пророка, , сказавшего: «Молитесь так же, как молился у вас на глазах я…», то они означают, что необ­ходимо следовать всем его действиям, словам и наставлениям, и это является велением, исполнение которого либо обязательно, ли­бо желательно в зависимости от того, чем обосновывается его обя­зательность или желательность. Те части молитвы, пропускать ко­торые недопустимо ни по небрежности, ни по неведению, ни тем более намеренно, называются столпами [101]. К их числу относятся та­кие составляющие молитвы, как произнесение слов “ Аллах велик ” непосредственно перед началом молитвы (такбират аль-их­рам), чтение “Аль-Фатихи”, последний ташаххуд, произнесение слов таслима, стояние, поясные и земные поклоны и выпрямление после их завершения.

Что же касается тех частей молитвы, которые не совершаются по невнимательности, что может быть исправлено путём совершения дополнительного земного поклона после завершения молитвы [102], то они носят название “ваджиб” (обязательное). К их числу относят­ся такие части молитвы, как сидение во время первого ташаххуда, произнесение слов “ Аллах велик ” во всех случаях, кроме произне­сения их перед началом молитвы, произнесение слов “ Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу ”, имамом и тем, кто совершает молитву в одиночестве, произнесение слов “ Господь наш, хвала Тебе ” каждым молящимся, однократное произнесение слов “ Cлава моему Великому Господу ” во время совершения поясного поклона и слов “ Слава моему Высочайшему Господу ” во время совершения земного поклона, а также произнесение слов “ Господь, прости меня! ” между двумя земными поклонами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: