ХАДИС ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ 11 глава




И этот хадис служит подтвержденинем того, что в период после смерти и до Дня воскресения [136] людей ждут либо мучения, либо блаженство. На это указывают и многие другие слова пророка, , из которых становится ясно, что данный период для каж­дого начинается с того момента, когда покойного укладывают в могилу. Именно поэтому, в соответствии с шариатом, в подобных обстоятельствах положено постоять у могилы, обращаясь к Алла­ху с мольбами за покойного, прося для него прощения и моля Ал­лаха о том, чтобы Он укрепил его [137]. И, наконец, этот хадис обра­щает внимание людей на то, что приводит к блаженству или к му­чениям в “барзахе”. К блаженству приводит праведность, по­скольку пророк, , сказал: «…ибо если он был правед­ным…» Праведность является многозначным понятием, подразу­мевающим, помимо всего прочего веру и покорность Аллаху и Его посланнику, что должно выражаться в доверии их словам, испол­нении их велений и отказе от того, что было ими запрещено. Если же говорить о мучениях, то они станут следствием всего того, что с праведностью несовместимо и к чему приводит либо сомнение в истинности этой религии, либо совершение запретного, либо отказ от исполнения тех или иных религиозных обязанностей, посколь­ку в основе всего лежит именно это, о чём подробно говорится в хадисах и иных сообщениях. Вот почему Аллах Всевышний ска­зал:

{Будет гореть в нём только самый злосчастный, ~ который посчитал ложью и отвернулся.} “Ночь”, 15 – 16.

Это значит: посчитал ложью слова пророка , и отвернулся от этого.

ХАДИС ТРИДЦАТЫЙ

С какого количества имущества выплачивается закят

عن أبي سعيدٍ الخُدريّ رضيَ اللهُ عنهُ قال: قال رسولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم: ] ليسَ فيما دُونَ خَمْس‎ِ أواقٍ صَدَقَةٌ ، وليس فيما دونَ خمسِ ذَودٍ من الإِبلِ صَدَقَةٌ ، وليس فيما دون خَمْسَةِ أَوْسُقٍ صَدَقَةٌ .

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Не следует выплачи­вать садаку [138] (с имущества стоимостью) менее пяти окий [139] (сереб­ра), и не следует выплачивать садаку (со стада, состоящего) ме­нее чем из пяти верблюдов, и не следует выплачивать садаку (с урожая) менее чем в пять васков [140] ». Аль-Бухари и Муслим.

Этот хадис включает в себя указание на минимальное количе­ство каждого из основных видов имущества, с которого необходи­мо выплачивать закят. Речь идёт о зерне, финиках, трёх видах ско­та, деньгах и товарах.

Что касается зерна и фиников, то, в соответствии с содержани­ем данного хадиса, наименьшее количество, с которого следует выплачивать закят, равняется пяти васкам, а с того, что меньше этого, закят не берётся. Один васк равен шестидесяти са‘ [141], соот­ветствующим по весу тому, что носило название са‘ при жизни пророка, [142]. Таким образом, пять васков состоят из трёхсот са‘, и тот человек, который собирал со своих посевов пять или бо­лее васков зерна или же собирал пять и более васков фиников со своих пальм, должен был выплачивать с этого закят. Он составлял одну двадцатую часть от урожая с орошаемых земель и одну деся­тую с неорошаемых.

Что касается закята со скота, то он вообще не выплачивается, ес­ли человеку принадлежит стадо менее чем в пять верблюдов. Начи­ная с пяти, закят составляет одну овцу, и следует отдавать по одной овце с каждых пяти верблюдов, если в стаде их будет менее двадца­ти пяти. Если в стаде от двадцати пяти до тридцати пяти верблю­дов, то закят с него будет составлять одну годовалую верблюдицу, начиная с тридцати шести – одну двухгодовалую, начиная с сорока шести – одну трёхгодовалую, начиная с шестидесяти одного – четы­рёхгодовалую, начиная с семидесяти шести – две двухгодовалых верблюдицы, а начиная с девяносто одного – две трёхгодовалых верблюдицы. Если же в стаде больше ста двадцати верблюдов, то закят с каждых сорока из них составляет одну двухгодовалую верб­людицу, а с каждых пятидесяти – одну трёхгодовалую.

Что касается коров, то начиная с тридцати, закят с них будет со­ставлять одну годовалую тёлку или телёнка, а начиная с сорока – одну двухгодовалую тёлку. Если же в стаде больше сорока коров, то с каждых тридцати взимается один годовалый телёнок или тёл­ка, а с каждых сорока -– одна двухгодовалая тёлка.

Закят в размере одной овцы взимается в том случае, если в ста­де их не менее сорока, начиная со ста двадцати одной он будет со­ставлять две овцы, начиная с двухсот одной – три, а если их боль­ше, то – по одной с каждой сотни; что же касается неполной сот­ни, то с этого закят не взимается.

Не взимается закят также и с остальных видов скота, например с лошадей, мулов и ослов, если только они не предназначаются для продажи [143].

Что касается закята с денежных средств, то он выплачивается начиная с пяти окий серебра, а каждая окийа соответствует сорока дирхемам. Если сумма достигает двухсот дирхемов, то закят будет составлять одну сороковую её часть [144]. То же самое относится и к товарам, предназначенным для купли или продажи с целью полу­чения прибыли. Все необходимые выплаты производятся в конце года, а если дело касается зерна или фиников, то – по завершении сбора урожая, а Аллах Всевышний сказал:

{…и отдавайте с них должное в день сбора урожая [145] …}

“Скот”, 141.

Таковы виды имущества, с которых следует выплачивать закят.

Что же касается расходования собранных в качестве закята де­нежных средств, продуктов и скота, то об этом Аллах Всевышний сказал так:

{Милостыня [146] (предназначается) только для бедных и неиму­щих, и тех, кто занимается её (сбором), и тех, чьи сердца были приведены к согласию, и (для освобождения) рабов, и (для несо­стоятельных) должников, и (на дела) на пути Аллаха, и (для) пут­ника в качестве предписанного Аллахом, а Аллах – Знающий, Мудрый} [147]. “Покаяние”, 60.

 

ХАДИС ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ

Решимость и воздаяние

عن أبي سعيدٍ الخُدريّ رضيَ اللّهُ عنه قال: قال رسولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم: ]ومَن يَسْتَعْفِفْ يُعفَّهُ اللّهُ، ومَن يَستغْنِ يُغنِه اللّهُ، ومَن يَتصبَّرْ يُصبِّرْهُ اللّه ، وما أُعطِيَ أحدٌ عطاءً خيراً وأوسعَ منَ الصبر .

Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Того, кто будет стре­миться к воздержанию, Аллах сделает воздержанным, того, кто будет обходиться (тем, что имеет), Аллах обогатит [148], а того, кто будет стараться проявлять терпение, Аллах сделает терпе­ливым, и никто ещё не получал дара, более хорошего и щед­рого, чем терпение». Аль-Бухари и Муслим.

Данный хадис состоит из четырёх многозначных и полезных фраз.

Первую составляют собой слова пророка, : «Того, кто будет стремиться к воздержанию, Аллах сделает воздер­жанным…»

Вторая состоит из слов пророка, : «…того, кто будет обходиться (тем, что имеет), Аллах обогатит…»

Две вышеупомянутые фразы тесно связаны между собой по смыслу. Суть их состоит в том, что совершенство раба проявляет­ся в его преданности Аллаху, которую он должен хранить по соб­ственной воле и из страха, а также в поддержании рабом Аллаха связи только с Ним и свободе его от зависимости от людей. Чело­веку необходимо стремиться к подобному совершенству, исполь­зуя для осуществления этого все средства, чтобы он стал настоя­щим рабом Аллаха и перестал быть рабом людей. Этого можно добиться с помощью борьбы с собственной душой ради достиже­ния двух целей.

Первой из них является отказ от зависимости от людей, что подразумевает воздержание от принадлежащего людям, когда че­ловек не просит у них этого ни прямо, ни косвенно [149]. Именно по­этому посланник Аллаха, , и сказал Умару, да будет дово­лен им Аллах:

] خُذْهُ ، إذا جاءَكَ من هذا المال شيءٌ وأنتَ غيرُ مُشرفٍ ولا سائلٍ فخذْهُ ، وما لا فلا تُتبِعْهُ نفسَكَ 

«Возьми это. Если достаётся тебе что-нибудь из этого иму­щества, (завладеть) которым ты не стремишься и которого не просишь, бери его, что же касается всего прочего, то не под­чиняй этому свою душу». Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ан-Наса’и и ад-Дарими.

Таким образом, действенным средством, помогающим прийти к воздержанности, является отказ от устремлений сердца и просьб, когда человек старается проявлять воздержанность и считает, что надежда на милости людей и привязанность к ним сердца ниже его достоинства.

Высшим проявлением этого становится борьба с собственной душой ради достижения второй из вышеупомянутых целей, а именно – способности обходиться лишь тем, что даёт Аллах, и убеждённости в том, что вполне достаточно полагаться на Аллаха. И действительно, тому, кто уповает на Аллаха, бывает этого дос­таточно, но это и является желанной целью. Если же говорить о первой цели, то она служит лишь средством достижения второй. Старание человека воздерживаться от всего того, что принадлежит другим и что он может получить от них обязательно укрепляет его связь с Аллахом, его надежду на Всевышнего и его стремление к благодеяниям и милостям Аллаха, и он начинает хорошо думать о своём Господе и доверять Ему. Что же касается Аллаха Всевышне­го, то по отношению к Своему рабу Он будет таким, каким тот бу­дет представлять себе Его, и если представления раба будут благи­ми, то он получит благое, если же представления его об Аллахе будут иными, то он и получит иное. Каждое из рассмотренных на­ми дел питает и укрепляет собой другое, а поэтому чем больше укрепляется связь раба с Аллахом, тем слабее становится его связь с людьми, и наоборот.

Сообщается, что пророк, , обращался к Аллаху Всевыш­нему с нижеследующей мольбой:

]اللّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْهُدَىَ وَالتُّقَىَ ، وَالْعَفَافَ وَالْغِنَىَ 

«О Аллах, поистине, я прошу Тебя о руководстве, благо­честии, воздержанности и богатстве» [150]. Муслим.

В этих словах посланник Аллаха, , объединил всё благое, так как под “руководством” здесь имеется в виду полезное знание, а под “благочестием” – праведные дела и отказ от всего запретно­го, в чём и заключается смысл понятия благочестия в ре­лигии.

Высшим проявлением подобного благочестия становится бла­гочестие сердца, его спокойствие, достигающееся благодаря воз­держанию от обращений с просьбами к людям, и отсутствие по­требности в чём бы то ни было, кроме Аллаха. Истинно богат лишь тот, кто не нуждается ни в чём, кроме Аллаха, даже если достаётся такому человеку немногое, а обилием имущества богат­ство не определяется. Богатством следует считать только богатст­во сердца, и лишь благодаря воздержанности и такому богатству раб Аллаха может прийти к благой жизни, благополучию в этом мире и удовлетворённости тем, что даровал ему Аллах.

Далее посланник Аллаха, , сказал: «…а того, кто будет стараться проявлять терпение, Аллах сделает терпеливым…», после чего упомянул о том, что если Аллах наделяет Своего раба терпением, это становится самым лучшим, щедрым и великим даром и помощью во всех делах раба.

Аллах Всевышний сказал:

{Обращайтесь за помощью к терпению и молитве}.

“Корова”, 45.

Здесь имеется в виду, что за помощью к этому следует обра­щаться во всех делах.

Если говорить о терпении, то для выработки его, как и для вы­работки любых иных достойных нравственных качеств, необходи­мо бороться с собственной душой и приучать её к этому. Вот поче­му посланник Аллаха, , сказал: «…кто будет стараться проявлять терпение…» Здесь “проявлять терпение” значит бо­роться с собственной душой в стремлении обрести его. Затем про­рок, , сказал: «…Аллах сделает терпеливым». Это значит, что Он поможет человеку. Терпение и в самом деле является вели­чайшим из всех даров, ибо оно имеет отношение ко всем благим делам и достойным качествам раба Аллаха, который нуждается в терпении в любых обстоятельствах.

Так, терпение необходимо ему для того, чтобы повиноваться Аллаху и исполнять свои религиозные обязанности, и для того, чтобы отказываться от ослушания ради Аллаха, и для того, чтобы не роптать, когда предопределённое Аллахом причиняет ему боль. Но ещё более необходимо проявлять терпение в тех случаях, когда Аллах оказывает человеку Свои благодеяния и он получает то, что любит его душа, чтобы не позволять ей предаваться достойной по­рицания радости, а вместо этого обращаться к Аллаху со словами благодарности. Таким образом, человек нуждается в терпении все­гда, и только благодаря терпению он может достичь успеха. Вот почему, упоминая о тех, кто окажется в раю, Аллах Всевышний сказал:

{...райские сады, куда войдут они вместе с праведными из числа своих отцов, жён и детей. И войдут к ним ангелы через все врата (со словами): ~ “Мир вам за то, что вы были терпе­ливы!” И прекрасно воздаяние этой обителью!} “Гром”, 23 –24.

И Аллах Всевышний также сказал:

{Такие получат в награду наивысшее место (в раю) за то, что они проявляли терпение...}. “Различение”, 75.

Из этого ясно, что они войдут в рай, познают его блаженство и займут в раю высокое положение благодаря терпению. Однако это не значит, что раб не должен молить Аллаха об избавлении от ис­пытаний, исход которых ему неизвестен. Просто, если он столк­нётся с чем-либо подобным, ему надо будет проявлять терпение; что же касается стремления к избавлению от всевозможных испы­таний и бедствий, то оно является естественным и само собой ра­зумеющимся, но если человека постигнет какое-нибудь несчастье, необходимо проявлять терпение, а за помощью следует обращать­ся к Аллаху.

В Своей Книге и через Своего посланника, , Аллах по­обещал терпеливым высокое положение и огромную награду. Он пообещал, что будет помогать им во всех делах, что будет прояв­лять о них заботу, содействовать им и направлять их, что Он будет любить их и укреплять их сердца и стопы, что Он дарует им спо­койствие, облегчит для них исполнение их религиозных обязанно­стей и убережёт их от ослушания и что по милости Своей Он нис­пошлёт им Свои благословения, проявит Своё милосердие, пер­вым обратится к ним в часы испытаний и бедствий и возвысит их до высших пределов в обоих мирах.

И Он обещал им оказать Свою поддержку, облегчить им путь к легчайшему и избавить их от затруднений, и Он обещал им счастье и успех, и Он обещал им награду без счёта, и обещал им, что уже в этом мире Он даст им взамен больше того, что заберёт у них, и что награда за все перенесённые ими невзгоды будет огромной.

Таким образом, начало этого будет трудным, а завершение – лёгким и благоприятным, о чём поэт сказал так:

Проявляя терпение, ты ощущаешь горечь,

но плоды терпения будут слаще мёда.

ХАДИС ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ

Воздействие милостыни, прощения и смирения

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضيَ اللّهُ عنه قال: قال رسولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم: ] مَا نَقَصَتْ صَدَقَةٌ مِنْ مَالٍ، وَمَا زَادَ اللّهُ عَبْداً بِعَفْوٍ إِلاّ عِزّا، وَمَا تَوَاضَعَ أَحَدٌ لِلّهِ إِلاّ رَفَعَهُ اللّهُ .

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, ска­зал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Милостыня (никак) не уменьшает богатства [151]; Аллах не добавит (Своему) рабу (, про­щающему других,) ничего, кроме славы [152], а любого (из тех), кто проявляет смирение ради Аллаха, Аллах неизменно возвыша­ет». Муслим.

В этом хадисе говорится о пользе милостыни, прощения и сми­рения и разъясняется, какие плоды всё это приносит в мире доль­нем и в мире вечном. Таким образом, ясно, что представления о том, что милостыня уменьшает богатство и что прощение несов­местимо с достоинством, а смирение – с возвышением, являются ошибочными и ложными.

Милостыня не уменьшает богатства, поскольку если даже до­пустить, что она уменьшает его, с одной стороны, то не надо забы­вать, что она увеличивает его – с другой, ведь милостыня привле­кает благословение на достояние человека, отвращает от него все­возможные бедствия, способствует его росту и открывает перед теми, кто подаёт её, такие возможности для получения дополни­тельного удела, которые остаются недоступными для всех прочих, так разве может сравниться незначительное уменьшение богатства со столь великими плодами?

Милостыня, подаваемая ради Аллаха, ни в коей мере не уменьшает богатства, на что указывают не только слова посланни­ка Аллаха, , но и общеизвестные факты, а кроме того, для подающего её Аллах уготовил огромную награду, благо и возвы­шение.

Что же касается прощения поступков людей, причиняющих дру­гим зло своими словами и делами, то не следует думать, что такое прощение унижает прощающего. Наоборот, способность прощать указывает на то, что прощающему оказана честь, ибо возвышение пред Аллахом и людьми прощающего, который обладает большей силой, чем его соперники и враги, является честью.

Хорошо известно, что люди воздают благом и испытывают чувство благодарности по отношению к человеку, способному прощать, его враги становятся его друзьями, а другие изменяют своё отношение к нему и помогают ему словом и делом в борьбе против его соперников. Что же касается Аллаха, то Он поступает с человеком так же, как поступает сам человек, а поэтому Аллах прощает того, кто и сам прощает рабов Аллаха. То же самое отно­сится и к тому, кто проявляет смирение пред Аллахом и Его рабами, ибо Он возвышает такого человека, о чём Аллах Всевышний сказал так:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: