ХАДИС ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ 12 глава




{Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание, и Аллаху ведомо о том, что вы творите}. “Препирательство”, 11.

Смирение становится одним из важнейших результатов зна­ния и веры, поскольку оно предполагает собой полное подчине­ние истине и повиновение велениям Аллаха и Его посланника. Это подразумевает не только выполнение велений и удаление от запретного, но и проявление смирения по отношению к рабам Аллаха а также уделение должного внимания малым и старым, знатным и незнатным. Противоположностью смирения является высокомерие, выражающееся в несоблюдении прав других и пре­зрении к людям.

Три качества, о которых упоминается в данном хадисе, явля­ются предпосылками к обретению качеств чистосердечных [153], по­скольку дающий милостыню проявляет чистосердечие в том, что имеет отношение к его богатству, и помогает удовлетворять по­требности нуждающихся; прощающий дурные поступки людей проявляет своё чистосердечие по-своему, а чистосердечие смиря­ющегося и кроткого проявляется в том, что он придерживается благонравия в отношениях со всеми людьми. Такие люди придер­живались чистосердечия и благонравия в отношениях со всеми, за что Аллах возвысил их, и они заняли достойнейшее место среди Его рабов, но помимо этого их ждёт ещё и награда, угатован им Аллахом.

Слова пророка, «…а если кто-нибудь проявит смире­ние ради Аллаха…» указывают на необходимость придерживать­ся добрых намерений и искренности смирения перед Аллахом, по­скольку подчас многие люди проявляют смирение перед богатыми и влиятельными людьми ради достижения своих мирских целей или делают то же самое напоказ людям, чтобы прославиться, но всё это будет тщетным. Смирение может принести пользу рабу лишь в том случае, если оно проявляется ради Аллаха, с целью приближения к Нему и в стремлении к Его награде, а также тогда, когда оно становится следствием проявления чистосердечия по отношению к людям, высшим же проявлением чистосердечия и его духом является не что иное, как искренность по отношению к Аллаху.

 

ХАДИС ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ

Награда за пост

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّهُ عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم: ]كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ ، الحَسَنَةُ عَشْرُ أَمْثَالِهَا إِلَىَ سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ. قَالَ اللّهُ عَزّ وَجَلّ: إِلاّ الصَّوْمَ، فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ، يَدَعُ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ مِنْ أَجْلِي، لِلصَّائِمِ فَرْحَتَان ِ: فَرْحَةٌ عِنْدَ فِطْرِهِ ، وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَـاءِ رَبّهِ. وَلَخُلُوفُ فِيهِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللّهِ مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ  رواه مسلم. وفي رواية: ] والصِّيامُ جُنَّةٌ ، وإِذا كانَ يومُ صومِ أحدِكم فلا يَرفُثْ ولا يَصخَب ، فإِن سابَّهُ أحدٌ أو قاتَلهُ فلْيَقُلْ إِني امرؤٌ صائِم .

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, пе­редал, что посланник Аллаха, , сказал:

«Каждое благое дело сына Адама будет увеличено (по меньшей мере) в десять раз [154] (, а иные станут больше) в семьсот раз. Аллах Всевышний сказал: “За исключением поста, ибо, поистине, он (совершается) для Меня, и Я воздам за него, (ибо человек) отказывается от (удовлетворения) своих желаний и от своей еды ради Меня”. постящийся порадуется дважды: один раз при разговении, а второй – когда встретит своего Госпо­да. Поистине, запах изо рта постящего приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса». Муслим.

В другой версии этого хадиса сказано также: «…а пост послу­жит прикрытием [155], и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть не сквернословит и не повышает голоса, а ес­ли кто-то станет ругать его или нападать на него, пусть ска­жет: “Поистине, я – человек, соблюдающий пост!”» [156]

Важность этого хадиса весьма велика. Сначала пророк, , упоминает обо всех благих делах вообще, а потом особо выделяет пост, указывая на его достоинства и особенности, а также на то, какая награда ждёт постящегося в мире этом и в мире вечном. Кроме того, он разъясняет, в чём состоит суть поста и чего следует придерживаться соблюдающему пост, и обо всём этом говорится в дан­ном хадисе.

Здесь разъясняется общий принцип, суть которого состоит в том, что все праведные явные и тайные слова и дела независимо от того, совершаются ли они с целью соблюдения прав Аллаха или соблюдения прав Его рабов, будут приумножены по меньшей мере в десять раз, а некоторые увеличатся в семьсот раз и намного бо­лее того.

Эти слова представляют собой одно из важнейших указаний на то, сколь велики милости и благодеяния Аллаха, которые Он ока­зывает Своим верующим рабам, ведь за каждый грех и за каждое проявление ослушания человеку записывается один грех, а проще­ние Аллаха Всевышнего покрывает собой все грехи

Что же касается каждого доброго дела, то воздаяние за него бу­дет по меньшей мере десятикратным, но может увеличиться в ещё большей степени, чему способствует целый ряд факторов.

К числу их относится сила веры и степень искренности челове­ка, совершающего то или иное доброе дело, и чем сильнее будет его вера и больше искренность, тем больше окажется награда.

К числу их относится также и степень важности совершаемых дел, примером чего могут служить расходы на распространение и приобретение знания или на осуществление того, что имеет отно­шение к религии и делается в общих интересах [157]. Увеличивается награда и за такое дело, которое привело к особенно благоприят­ным результатам и в ходе осуществления которого пришлось при­ложить особенно много усилий для преодоления собственных страстей. О подобных делах упоминается в том хадисе, где при­водится рассказ пророка, , о трёх людях, оказавшихся в пещере [158], а также и во многих других хадисах. То же самое относится и к такому делу, которое влечёт за собой другие дела, когда люди начинают поступать таким же образом или принимают в нём не­посредственное участие, а также к таким делам, совершение кото­рых было обусловлено крайней необходимостью, или было связаное с активной благотворительной деятельностью, или было совершено в особое время или в особом месте [159],или же, наконец, если оно по тем или иным причинам заслуживает особой награды Аллаха.

Действие вышеупомянутых факторов, способствующих увели­чению награды, распространяется на все благие дела.

Единственное исключение делается в этом хадисе для поста, так как в дополнение к сказанному пророк, , указывает, что награда за пост исчисляется не так, как во всех иных случаях, то есть не путём умножения, а будет зависеть только от милости и щедрости Аллаха, что невозможно ни выразить, ни описать, и это значит, что Аллах вознаградит постившихся тем, чего не видели глаза, о чём не слышали уши и что даже не приходило на сердце никому из людей.

Кроме того, в этом хадисе содержится указание на то, почему именно пост был выделен среди всех прочих дел.

Причина заключается в том, что постящийся отказывается от все­го того, любовь к чему для его души является естественной и без че­го она обойтись не в состоянии, и отдаёт предпочтение чему-то ино­му. Он предпочитает всему вышеупомянутому любовь к своему Господу и отказывается от этого ради Аллаха, о чём не знает никто, кроме Аллаха. Таким образом, его любовь к Аллаху выходит на пер­вое место и подчиняет себе все привязанности его души, а сам он прежде всего стремится к снисканию благоволения Аллаха и Его награде, а уже потом думает об осуществлении устремлений своей души. Вот почему Аллах заявил о том, что Сам наградит того, кто будет соблюдать пост [160]. Так что же ты думаешь о том, какой окажет­ся награда и воздаяние, гарантированные тем Милостивым, Мило­сердным и Щедрым, дары Которого уже излились на всё сущее и Который предназначил для Своих праведных рабов нечто ещё боль­шее и совершенное, проявив по отношению к ним особую доброту и предоставив им возможности и средства для достижения того, что невозможно даже вообразить? И что ты думаешь о том, что сделает Аллах с теми, кто постился только ради Него?

Сердце готово улететь от радости при одной мысли о том, что Аллах связал награду и воздаяние за это только со Своими мило­стями и благодеяниями, которые Он оказывает, кому пожелает, ведь Аллах – Обладатель великой милости!

Этот хадис служит указанием на то, что совершенным является такой пост, соблюдая который человек отказывается от двух ве­щей: во-первых, от еды, питья, половых сношений и всего того, что сопутствует этому и приводит к нарушению поста, а во-вто­рых, от таких дел, которые уменьшают достоинство поста. По­следнее означает, что постящийся не должен сквернословить и по­вышать голос, как не должен он ни делать, ни произносить ничего запретного, избегая любых прегрешений и любых ссор и распрей, которые порождают ненависть между людьми. Вот почему посланник Аллаха, , сказал: «…пусть не сквернословит…» Это значит, что постящемуся не следует произносить ничего не­пристойного. И пророк, , также сказал: «…и не повышает голоса…» То есть пусть не говорит ничего такого, что может при­вести к искушениям и спорам. И с этим перекликаются другие слова посланника Аллаха, , который сказал:

] مَن لم يَدَعْ قولَ الزّورِ والعملَ بهِ فليسَ للهِ حـاجةٌ في أن يَدَعَ طعامَهُ وشَرابَه 

«Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, то Аллаху не нужно будет [161], чтобы он отказывался от своей еды и питья! [162] »Аль-Бухари.

Если человек выполнит оба этих необходимых условия, то есть не будет нарушать пост и откажется от совершения всего запрет­ного, он сполна получит награду, причитающуюся постящимся, а тот, кто не сделает этого, пусть пеняет только на самого себя.

Далее пророк, , даёт свои наставления постящемуся, указывая, что если кто-нибудь захочет затеять с ним ссору или ста­нет поносить его, то ему надо будет сказать: «Поистине, я по­щусь!»

Имеется в виду, что в эти слова он должен вложить следующий смысл: “Знай, что я могу ответить тебе тем же, но я по­щусь, не хочу нарушать совершенство своего поста и сле­дую велению Аллаха и Его посланника! Знай также, что пост призывает меня к отказу от противостояния и по­буждает меня хранить терпение, и то, как поступаю я, лучше и выше того, что делаешь ты, о затевающий ссору!”

И в этом хадисе говорится также о необходимости уделения должного внимания как посту, так и всем остальным религиозным делам, о необходимости доводить их до конца и избегать всего то­го, что уменьшает их достоинство, о необходимости помнить о том, без чего их осуществление станет невозможным, и что следу­ет сделать в случае обнаружения того, что может им повредить.

Слова посланника Аллаха, «…пост послужит прикры­тием…» означают, что благодаря этому раб сможет уберечься от грехов в мире этом, приучить себя к благому и защититься от му­чений в мире вечном.

Это и является одним из наиболее веских оснований, позволяющих говорить о полезности поста, ведь Аллах Всевышний ска­зал:

{О те, которые уверовали! Вам предписан пост подобно тому, как был он предписан тем, кто жил до вас, чтобы стали вы богобоязненными…} “Корова”, 183.

Тот факт, что пост служит щитом и приводит к богобоязненно­сти, обясняется целым рядом причин, которые подробно разбира­лись, когда речь шла о смысле поста и его пользе, ведь пост либо полностью препятствует совершению запретного, либо в значительной степени уберегает от этого, и он побуждает человека к ис­полнению многих религиозных обязанностей.

Кроме того, посланник Аллаха, , сказал: «…постящийся порадуется дважды: один раз при разгове­нии, а второй – когда встретит своего Господа».

Здесь имеются в виду две награды: награда в мире этом и в ми­ре вечном.

Награду в мире этом постящийся получит при разговении, ибо он порадуется милости, оказанной ему Аллахом за завершение поста, как порадуется и тому, что сможет удовлетворить свои жела­ния, чего он не мог делать в течение целого дня.

Что же касается награды в мире вечном, то ею станет радость, которую постящийся ощутит при встрече со своим Господом, ко­гда увидит проявление Его благоволения и убедится в Его щедро­сти. Награда в мире этом станет подобием награды в мире вечном, а Аллах Всемогущий и Великий дарует ему и то, и другое.

В этом хадисе указывается также и на то, что, когда приближа­ется момент разговения и постящийся получает возможность пора­доваться ему, это становится для него возмещением за те труднос­ти, которые он претерпел в течение дня, подавляя свои желания, придаёт ему новые силы и побуждает к совершению благого и в дальнейшем.

Кроме того, посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, за­пах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоуха­ние мускуса…»

Здесь имеется в виду запах, появляющийся во рту человека, же­лудок которого остаётся пустым. Несмотря на то что этот запах и неприятен другим людям, не печалься из-за этого, о постящийся, ведь, поистине, для Аллаха он приятнее благоухания мускуса, так как возникновение этого запаха является следствием поклонения и стремления приблизиться к Аллаху Всевышнему, но всё трудное и неприятное, что является следствием поклонения, Аллах любит, а всё, что любит Аллах должно быть для верующего на первом мес­те.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: