Целью гностиков было не что иное, как личное Христобытие, реализация в себе всего того, что было во Христе Иисусе. Слово Христос происходит от греческого Chistos, что означает «помазанник». Они искали того же помазания, какое получил сын человеческий, помазания светом Сына Бога.
Гностическое Евангелие от Филиппа, названное так по имени Апостола и, возможно, написанное во второй половине третьего столетия в Сирии, именует того, кто достиг гнозиса, «более не христианином, а Христом» – тем, кто помазан светом Я ЕСМЬ Присутствия. «Ты увидел Дух -ты стал Духом. Ты увидел Христа – ты стал Христом. Ты увидел Отца – ты станешь Отцом... Ибо ты станешь тем, что ты видишь».8
Когда мы проникнем в тайну ветхозаветного учения «человек не может увидеть Меня и остаться в живых»,9 мы поймем, что учение Филиппа говорит о том же. Иисус разъясняет нам истинное значение данного утверждения: «Человек не может увидеть Бога и продолжать жить, как
человек. Отныне он должен жить, как Бог». Следовательно, увидеть Бога – значит вступить в жизнь вечную.
Евангелие от Фомы содержит немало утверждений, сделанных в подобном ключе. Оно было переведено с оригинального греческого манускрипта, который, по мнению исследователей, мог быть написан во второй половине первого столетия. Исследователь Гельмут Кёстер пишет:
«Согласно Евангелию от Фомы, главный религиозный опыт заключается не в том, чтобы признать чью-либо личность божественной, а в том, чтобы осознать свои собственные исток (Свет) и предназначение (Вечный Покой). Для возвращения к истоку ученику нужно отделиться от мира, что достигается путем «совлечения» с себя одежд плотских и «игнорирования» текущего бренного существования; тогда ученик сможет прикоснуться к новому миру, царству света, покоя и жизни».10
Первые параграфы Евангелия от Фомы также описывают некий процесс поисков и устремлений души, которых не избежать ученику, испытывающему неудовлетворенность на нынешнем уровне ученической стези.
Полагаю, никто не возразит, что все мы, бывало, испытывали такую неудовлетворенность текущим уровнем нашего ученичества. Ибо в нас достаточно Света и Христа, чтобы видеть несостоятельность меньшего «я». В нас довольно Света, чтобы видеть величественную красоту Господа Иисуса Христа и знать, что у нас есть путь, на котором мы можем стать его совершенным подобием. Тема внутреннего врага основывается на этом самом фокусе -неудовлетворенности в процессе ученичества.
Евангелие от Фомы начинается так:
«Вот тайные слова, которые изрек Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. Он сказал: «Тот, кто откроет для себя смысл этих слов, не узнает смерти».
Под смертью здесь понимается смерть души; иными словами, такой человек более не будет испытывать ограничений смертного тела, хотя он все еще может пройти через естественный процесс перехода в мир иной.
«Иисус сказал: «Пусть тот, кто ищет, продолжает искать до тех пор, пока не найдет; когда же он найдет, его охватит волнение; когда же его охватит волнение, он будет изумлен, и он будет владычествовать над всем...
Царствие внутри вас и снаружи вас. Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны, и вы постигнете, что вы -сыны Отца живого. Не познав же себя, вы пребываете в нищете и вы – сама нищета...»
Иисус сказал: «Осознай то, что перед глазами твоими, и тогда то, что скрыто от тебя, станет понятным тебе. Ибо нет ничего тайного, что не стало бы явным».11
Учение Силуана – трактат, найденный в Наг Хаммади, утверждает, что ученику нужно пойти внутрь себя в поисках ответов:
«Стучись в себя, как в дверь, и иди по себе, как по прямой дороге. Ибо если ты идешь по дороге, ты не можешь заблудиться. И если ты стучишься с ней [с Мудростью], то стучишься в спрятанные сокровища».12
Стуча в двери Реального Я, которое суть Христос, мы получаем доступ к сокровищу мудрости, хранимому в великом Каузальном Теле.
Реальное Я и не-я
Изучая писания гностиков, мы обнаруживаем, что акцент на гнозисе был обоюдоострым мечом: гнозис был не только знанием о Реальном Я – Я Христа, в процессе становления которым человек находится, но и знанием о низшем «я», кармическом «я», включая не-я, или анти-я, – о «теле смерти», по поводу которого сетовал Павел.
Евангелие от Фомы ясно высказывается по этому вопросу:
«Если вы даете рождение тому, что внутри вас, – то, чему вы даете рождение, спасет вас. Если вы не даете рождения тому, что внутри вас, – то, чему вы не даете рождения, убьет вас».13
В Евангелии от Фомы приводятся слова Иисуса к Саломее:
«Я – тот, кто происходит от Единого; мне дано принадлежащее Отцу моему.
Саломея сказала: «Я твоя ученица».
Иисус ответил ей: «Посему я говорю: если ученик един, он наполнится светом, но если он разделен, то наполнится тьмой».14
То же учение содержится и в канонических тестах: «Не можете служить Богу и маммоне»;«...дом, разделившийся сам в себе, не устоит».15
Евангелие от Филиппа объясняет, что процесс искоренения пагубного элемента внутри, который предпочел бы, будь это в его власти, оставаться невидимым и нетронутым, жизненно необходим на пути к единению [с Богом].
«Пока корень зла скрыт, оно сильно. Но если он распознан, оно разрушается. Когда же он раскрыт, оно гибнет. Вот почему сказано: «Уже и секира при корне дерев лежит». Секира не просто срубает (то, что срублено, пускает побеги снова), но и проникает глубоко внутрь, пока не вырвет корня. Иисус вырвал [свой] корень полностью, тогда как другие – только частично. Что до нас, то пусть каждый доходит до корня зла, которое внутри него, и пусть каждый вырвет его из своего сердца с корнем. Оно будет вырвано, если мы распознаем его».16
Мы должны увидеть, распознать его, чтобы лишить силы.
Обманный дух
Другие гностические тексты детально изучают «корень зла», его происхождение и способы его удаления. Они говорят о «самозванце» или «обманном духе» (альтернативные переводы: «враждебный» или «презренный дух»), который стремится ввести людей в заблуждение, «чтобы они не познали своего совершенства».17
Наиболее сложное учение на эту тему мы находим в гностическом тексте третьего столетия «Пистис София». Эта книга включает серию диалогов, в которых Иисус раскрывает своим ученикам высшие таинства.
В одном разделе он объясняет, что душа, которая готовится к воплощению, получает два элемента: силу и обманного духа. Обманный дух создан «архонтами всевластной Судьбы».
Мы можем рассматривать архонтов как падших ангелов, которые манипулируют людьми и народами посредством их кармы (карма здесь эквивалент слова «судьба»). Наша судьба – это наша карма, и наша карма – это наша судьба. Мы видели, что ложные иерархии Антихриста стараются поймать нас в капкан при помощи нашей собственной кармы.
Обманный дух создан «архонтами всевластной Судьбы», которые «...подносят прежней душе чашу забвения из семени зла, наполненную всеми различными желаниями и всем забвением; и тотчас, как только эта душа выпьет из чаши, она забудет все места, в которые ходила, и все наказания, которые прошла, и эта чаша воды забвения становится телом снаружи души, становится похожей на душу всем видом и подобной ей, – то есть тем, что называется духом обманным...
[Дух обманный] остается снаружи души, будучи одеждой ей, будучи похожим на нее всем видом».18
Мы хорошо знаем о забвении, под властью которого находимся. До рождения – прямо перед облачением в новое тело – мы полностью осознаем небесный мир и существ Света: наших духовных руководителей, Учителей, Владык Кармы и любимых. Войдя в крошечное тело, мы на какое-то время еще сохраняем воспоминания. Но завеса забвения очень быстро опускается на нас.
В бодрствующем состоянии мы уже не помним о наших внутренних опытах в духовных октавах Света. По прошествии часов и дней из нашей памяти изглаживается даже само учение. И мы забываем, что у нас есть Я ЕСМЬ Присутствие и Святое Я Христа. Нам кажется, что мы не забываем; но разве не потому мы вскрикиваем в страхе и отчаянии при виде тьмы мира, что забыли их? Если бы мы продолжали помнить, то пребывали бы во всей славе нашего могущественного Я ЕСМЬ Присутствия мгновение за мгновением. Таким образом, забывчивость, чем бы она ни была вызвана, есть проклятие смертности.
«Сила» вдыхается «внутрь, в душу», «чтобы дать душе сознание, с тем чтобы она искала совершения дел Света вышнего ежечасно. И эта сила во всем подобна умственным образам души и похожа на нее... И часть этой силы остается в душе, чтобы душа могла выстоять».19
Мы видим, что при рождении фигурируют три элемента: душа, сила и обманный дух.
Когда Мария Магдалина задает Иисусу вопрос: «Кто принуждает человека к тому, чтобы он грешил?», Владыка дает учение об обманном духе.
«Когда дитя родится, сила мала в нем, и душа мала в нем, и дух обманный мал в нем, словом, трое вместе малы, никто из них ничего не ощущает, будь то добро, будь то зло, – из-за тяжести забвения весьма тяжкого...
И мало-помалу сила, душа, дух обманный делаются большими, и каждый из них ощущает по своей природе: сила ощущает, чтобы искать свет Вышины; душа ощущает, чтобы искать Место правды, которое смешано, то есть место смешения; дух же обманный ищет всякое зло и похоть и всякие грехи...
И после этого дух обманный осмысляет и ощущает все грехи и зло, которые приказали ему для души архонты великой Судьбы, и он соделывает их душе.
Внутренняя сила движет душу, заставляя ее искать Место света и всю божественность, а дух обманный приклоняет душу и принуждает ее к тому, чтобы она постоянно делала всевозможные беззакония, проделки и грехи, и он остается данным душе и враждебным ей, заставляя ее творить все это зло и все эти грехи.
И он принуждает Литургов, несущих возмездие, к тому, чтобы они были свидетелями на нее во всех грехах, которые он заставит ее сделать. И опять, когда она идет отдохнуть ночью или днем, он движет ее в сны или в страсти мира и заставляет ее восхотеть всякую вещь мира, словом, побуждает ее на все деяния, которые ему приказали архонты, и он бывает враждебным душе, заставляя се делать то, что ей не хочется.
Так вот, Мария, он есть враг души, и он – тот, кто принуждает ее до тех пор, пока не сделает она все грехи...
Когда же время кар этой души в судилищах архонтов Середины исполнится, дух обманный выводит душу из всех мест архонтов Середины и берет ее к свету солнца, по велению Первого Человека, Иеу, и он берег ее к судящей, Деве света. Она проверяет эту душу и находит, что та является душой грешной, и она бросает в нее свою силу света для ее выпрямления и для тела и для общности ощущения, о виде которых я скажу вам. И Дева света запечатывает эту душу и
передает ее одному из ее Приимщиков и побуждает бросить ее в тело, достойное грехов, которые она совершила».20
Мы видим, что среди тех властей и архонтов есть падшие, получающие удовольствие от приведения души в суды этого мира и в суды ада. Мы видим, что защитником души является Дева света. Но Дева света тоже оценивает сделанные душой выборы между обманным духом и Вселенским Светом. Таким образом, решение суда выносится в соответствии с совершенными делами. Тело, которое человек носит, план, на котором он будет служить, станут плодом прохождения им через опыт обоюдоострого меча. отделяющего Реальное Я от не-я.
«Иисус снова продолжил свое наставление. Он сказал: «Но когда есть душа, которая не послушалась духа обманного во всех своих делах, сделалась благой [Богом] и приняла тайны Света... она изрекает тайны, снимающие печати и все узы духа обманного, которыми архонты привязали его к душе...»21
Другими словами, душа, избрав Благо, отпускает обманного духа, стража порога, и избавляется от него.
«И тотчас душа делается большим потоком света, светя весьма, весьма, и Приимщики, несущие возмездие, те, которые вывели ее из тела, пугаются света этой души и падают ниц. И в тот момент, когда эта душа делается большим потоком света, она обретает целые крылья света и пересекает все места архонтов [падших] и все чины Света, пока не достигнет места ее царствия, которого тайну она получила...»22