Анализ деятельности ППМС-центра по направлениям деятельности




Краткое описание актуальной ситуации

Назначение центра, цели и приоритетные направления деятельности центра, роль и место центра в системе образования, связи с другими учреждениями и организациями.

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными действующим законодательством Российской Федерации, Ярославской области и уставом.

Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий Учредителя в сфере образования в соответствии с действующим законодательством.

Основной целью деятельности и образовательного процесса Учреждения является психолого-медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса.

Для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

- образовательная деятельность;

- диагностика уровня психического развития детей;

-диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой, личностной и поведенческой сферы;

- консультирование родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей;

- консультирование детей и подростков по возникающим вопросам;

- психолого-медико-социальная профилактика и просвещение участников образовательного процесса;

- проведение психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПК).

- психолого-педагогическая коррекция отклонений у детей и подростков в познавательной и/или эмоционально-волевой сфере;

- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ:

1. Образовательная деятельность.

Образовательная деятельность осуществляется по дополнительным образовательным программам в области профилактической медицины и здоровой семьи, психологии, педагогики в соответствии возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.

2. Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей.

Это направление определяется ориентацией психологической службы ЦДиК на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявления индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в воспитании и обучении. Диагностическая работа может проводиться индивидуально и с группой детей.

3. Психопрофилактическая работа с детьми и взрослыми.

Задачи данного направления определяются необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

Психопрофилактическая работа проводится с членами педагогического коллектива, родителями (законными представителями) и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка.

В рамках психопрофилактического направления работники ЦДиК осуществляют следующие конкретные мероприятия:

- проводят работу по адаптации детей к детскому саду; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период;

-проводят обследования детей при переходе ребенка из старшей группы в подготовительную (в 5 лет) в плане их подготовленности к школьному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком, с целью ликвидации за последующий год возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

- участвуют в приеме детей в первые классы (с 6,5 – 8 лет), определяют психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагают родителям (законным представителям) методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе;

- ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания, обучения;

- способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;

- ведут организационную и координационную деятельность по формированию здорового образа жизни и профилактике аддиктивного поведения детей и молодежи и их социально-педагогической поддержке.

4. Развивающая и психокоррекционная работа.

Данное направление предполагает активное воздействие психолога на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитие их способностей, склонностей. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, поведении детей, трудностей в усвоении учебной программы.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно-воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.

5. Консультативная работа в ЦДиК проводится педагогами-психологами, социальным педагогом и строится следующим образом:

- консультации администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

- индивидуальное и групповое консультирование детей, подростков по проблемам учения, развития, профессионального и жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и т.п.;

- семейное консультирование.

ЦДиК является Муниципальным образовательным учреждением, реализующим дополнительные образовательные программы социально-педагогической направленности и коррекционно-развивающие образовательные программы. Образовательная деятельность осуществляется по дополнительным образовательным программам в области профилактической медицины и здоровой семьи, психологии, педагогики в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психологического здоровья.

Обучение педагогическими и медицинскими работниками ЦДиК проводится как на базе образовательных учреждений МР, заключивших договор об оказании образовательных услуг, так и на базе ЦДиК.

ЦДиК имеет два структурные подразделения:

- Службу сопровождения семей опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц

- Консультационный пункт для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи.

ЦДиК сотрудничает со всеми образовательными учреждениями МР, а так же партнёрскими организациями: КДНиЗП, ППДН, МУ Молодёжный центр, Центром занятости населения, ДДТ.

 

Анализ деятельности ППМС-центра по направлениям деятельности

1. Психологическое сопровождение учебной деятельности:
Цели Актуальные задачи Контингент Виды работ и мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление Результаты
1. Получение объективной информации об уровне сенсомоторного, познавательного, речевого развития ребенка раннего дошкольного возраста. 1. Своевременно выявить отклонения в развитии ребенка. 2. Выявить причины и характер первичных нарушений в развитии. 3. Выявить индивидуально-психологические особенности развития ребенка (личностные и интеллектуальные);       Дети раннего дошкольного возраста     1. Психологическая диагностика 1.1. Диагностика уровня психического развития. (индивидуальная форма)     Получены данные об уровне развития сенсомоторного, познавательного, речевого развития ребенка раннего дошкольного возраста.
2. Получение данных об уровне актуального развития учащихся, испытывающих проблемы в учебной деятельности.   1. Выявить отклонения в развитии познавательной, эмоционально-волевой сфере учащегося. 2. Выявить причины нарушений в развитии.   Младшие школьники 1. Психологическая диагностика 1.1. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов у учащихся начальных классов (индивидуальная форма)   Получены данные об уровне актуального развития учащихся, испытывающих затруднения в учебной деятельности.  
2. Создание условий для развития сенсомоторной, речевой сферы детей раннего дошкольного возраста   Психологическая профилактика и коррекция нарушений в развитии сенсомоторной, речевой сферы ребенка. Дети раннего дошкольного возраста     1. Психологическая коррекция и развитие. 1.1. Индивидуальные занятия по коррекции и развитию сенсомоторной, речевой сферы ребенка. 1.2. Групповые занятия по программе «Маленькая дверь в большой мир».***     Скорректированы нарушения в развитии сенсомоторной, познавательной речевой сферы ребенка.
Повышение уровня психологической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам развития детей дошкольного и школьного возраста. 1. Ориентировать родителей (законных представителей), учителей в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;   2. Консультировать родителей (законных представителей) по вопросам развития у детей познавательных процессов, речевой и эмоциональной сферы.   Родители (законные представители), учителя     1.Психологическое консультирование 1.1. Индивидуальные консультации Повысилась компетенция родителей и педагогов в области возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

*** Программа сенсомоторного развития детей раннего возраста «Маленькая дверь в большой мир»

Цели Актуальные задачи Контингент Виды работ и мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление Результаты
Создание условий для сенсомоторной и речевой сферы ребенка. 1. Провести психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста. 2. Оказать комплексную развивающую помощь в сенсомоторном развитии детей раннего возраста 3. Содействовать позитивному формированию у детей позитивного отношения к сверстникам.   Дети раннего дошкольного возраста     1.Психологическая диагностика 1.1.Диагностика уровня актуального психического развития ребенка 1 раз в квартал (индивидуальная форма) 2.Коррекционные занятия (групповая форма)   Скорректирован уровень развития двигательных умений и навыков соответственно возрасту. Повышена активность в игровых действиях; расширился пассивный и активный словарь; осуществление переноса освоенных на занятиях знаний в повседневную жизнь.

2.Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации 2.1 Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации
Цели Актуальные задачи Контингент Виды работ и мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление Результаты
  Получение объективной информации об уровне эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста   Получение объективной информации о состоянии уровня сформированности личностных, коммуникативных качеств у детей. 1. Своевременно выявить отклонения в развитии эмоциональной сферы ребенка. 2. Выявить причины и характер первичных нарушений в развитии. 3. Выявить индивидуально-психологические особенности развития личности ребенка. 1. Выявить отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы. 2. Выявить причины нарушений в развитии.     Дети раннего дошкольного возраста     Дети дошкольного и школьного возраста. 1.Психологическая диагностика 1.1. Индивидуальная форма - Диагностика уровня сформированностиэмоциональной сферы.     1.Психологическая диагностика 1.1. Индивидуальная форма - Диагностика уровня сформированностиэмоционально-волевой сферы, уровня тревожности.   Получены данные об уровне сформированностиэмоциональной сферы.     Получены данные об уровне сформированности эмоционально-волевой сферы, личностных и коммуникативных качеств у учащихся.    
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы. 1. Скорректировать нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы.       1. Индивидуальные занятия   Скорректированы нарушения у учащихся, связанные с развитием эмоционально-волевой сферы.
Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы учащихся. 1.Повысить информированность родителей в области возрастных особенностей детей и подростков 2.Повысить информированность родителей в области эффективных методов семейного воспитания.   3.Актуализировать знания педагогов в сфере возрастных особенностей детей и подростков.   4.Повысить компетенцию в области эффективных форм и методов воспитания и сопровождения детей и подростков. Родители (законные представители), педагоги школ, ЦДиК, детского дома, СКОШИ для слабовидящих детей. 1. Индивидуальные консультации для родителей. 2. Семинар для педагогов «Детская агрессия» 3. Семинар «Профилактика самовольных уходов» 4. Выступление на районной Ярмарке педагогических идей на тему «Профилактика и коррекция агрессивного поведения учащихся как средство познавательной активности». 5. Выступление на МО на тему «Коучинг – возможности образования» 6. Выступление на МО на тему «АRТ – тренировка замещения агрессии» Повышение уровня информированности родителей (законных представителей) и педагогов в области возрастных особенностей детей и подростков, а также эффективных форм и методов воспитания и сопровождения детей и подростков.
2.2 Психологическое сопровождение приёмных семей не осуществлялось 2.3 Психологическое сопровождение работы по профилактике проявлений жестокости и насилия по отношению к несовершеннолетним, причинения вреда здоровью, физическому и нравственному развитию детей не осуществлялось 3.Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения: не осуществлялось 4.Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников):
Цели Актуальные задачи Контингент Виды работ и мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление Результаты
  Изучение уровня и характера тревожности у детей и подростков.   - провести анализ причин повышения тревожности у учащихся.   Дети дошкольного и школьного возраста.   1.Психологическаядиагностика 1.1. Индивидуальная форма - Диагностика уровня тревожности       Получены данные об уровне и характере тревожности у детей и подростков.  
Повышение психологической компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления психического здоровья учащихся. -консультировать по вопросам снятия напряжения и профилактики неврозов, - консультировать по психологическим проблемам детей и подростков, связанных с воздействием негативных внутрисемейных факторов.   Родители 1. Психологическое консультирование 1.1. Индивидуальные консультации     Повышен уровень компетентности родителей в сфере оказания помощи детям, направленных на решение проблем, связанных с повышенным уровнем тревожности ребенка.    

 

5.Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (воспитанников)
Цели Актуальные задачи Контингент Виды работ и мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление Результаты
Формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению - оказать помощь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности; - расширить знания учащихся о мире профессий;   Подростки 1. Психологическая диагностика 1.1. Индивидуальная форма 2. Психологическая коррекция и развитие 2.1. Индивидуальные занятия 3. Психологическое просвещение 3.1. Индивидуальные консультации     Повышена информированность подростков по вопросам профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры.  

 

Укажите общее количество обратившихся за помощью в ППМС-центр по категориям (см. Таблица 1).

Таблица 1

Категория Дети Родители Педагоги Администрация Другие (укажите, какие) Всего
Общее количество обратившихся           -    

 

3. Укажите число детей, которым за отчетный период была предоставлена:

3.1. психологическая помощь 81

3.2. психотерапевтическая помощь ____

4. В связи с актуальностью вопросов профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, укажите:

4.1. Количество педагогов-психологов, участвующих в проведении работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних ___________(чел.)

Проанализируйте, в каких мероприятиях или видах работ специалисты центра принимали участие по следующей схеме: цели - актуальные задачи – контингент - виды работ, мероприятия (услуги)– результаты.

Цели Актуальные задачи Контингент Виды работ и мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление Результаты
Информирование подростков о работе службы телефона доверия 1. Рассказать учащимся о работе службы телефона доверия 2. Обсудить ситуации, при возникновении которых можно обращаться в службу телефона доверия. Подростки 1. Психологическое просвещение 1.1. Групповое занятие     Повышена информированность подростков о работе службы телефона доверия.  

5. Опишите основные результаты информационно-методической работы специалистов ППМС-центра за отчетный период (см. Таблица 2).

Таблица 2

Наименование методических материалов Целевая аудитория Краткая аннотация
1. Конспект занятия «Дети и подростки говорят телефону доверия «Да!» Учащиеся 6-го, 9-х классов Ознакомление подростков с историей создания службы телефона доверия, принципах работы службы, демонстрация и обсуждение ситуаций, при возникновении которых следует обращаться к специалистам службы телефона доверия.
2. Публикация в газете «Гаврилов-Ямский Вестник» «Зачем нужен телефон доверия» Читатели СМИ (население Гаврилов-Ямского района). Ознакомление населения с принципами работы службы телефона доверия, описание ситуаций, в которых не только дети, но и взрослые могут обратиться за помощью в службу ТД.
3. Памятка для педагогов «Портрет особого ребенка» Воспитатели детского дома Описание характерных особенностей агрессивного, гиперактивного, тревожного ребенка.
4. Памятка «Способы саморегуляции в работе с агрессивными детьми», «Способы выражения гнева», «Как помочь ребенку» Воспитатели детского дома Описание способов и приемов саморегуляции в работе с агрессивными детьми и подростками.
5. Памятка для педагогов «Упражнения для релаксации» Воспитатели детского дома Описание упражнений для занятий с детьми и подростками, испытывающими эмоциональное напряжение
6. Флаеры с номером телефона доверия Подростки  

 

Какие выводы Вы можете сделать по результатам информационно-методической работы специалистов ППМС-центра?

______________________________________________________________________________________________

6. Нормативно-правовое, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение деятельности СПП Вашего ППМС-центра (см. Таблица 3):

Таблица 3

Определите и отметьте «+» уровень нормативно-правового обеспечения деятельности Определите и отметьте «+» уровень информационно-методического обеспечения (методики, технологии, программы и др.)
Обеспечена полностью   Обеспечена полностью    
Достаточно хорошо обеспечена + Достаточно хорошо обеспечена  
Почти не обеспечена   Почти не обеспечена +
Не обеспечена совсем   Не обеспечена совсем  
Степень обеспечения Отметьте «+», какими техническими средствами оборудован ППМС-центр
Компьютер Ксерокс Факс Интернет Аудио- оборудование Видео- оборудование Другое (что именно)
Обеспечена полностью + +     + +  
Есть возможность использовать     + +      
Не обеспечена              

 

Проанализируйте, как данные факторы (нормативно-правовые, информационно-методические, материально-технические), влияют на эффективность деятельности специалистов СПП Вашего ППМС-центра.

Недостаточное информационно-методическое обеспечение СПП ППМС-центра, отсутствие сенсорного оборудования затрудняют работу педагога-психолога, что может влиять на эффективность и качество выполнения психологических услуг.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: