РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.




СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫНАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Приветствие и знакомство. Организационные моменты:

ü Форма контроля – зачет, ведут две кафедры, БРС (50+50 баллов);

ü Одна лекция и четыре семинарских занятия. Есть УМК в котором есть тема лекции и планы семинарских занятий с литературой. Подготовка к семинарам – рукописные конспекты, распечатки, выступления, дополнительные материалы.

ü Технологическая карта по психологии включает:

· Учебно-исследовательскую деятельность - 10

· Учебно-организационная деятельность – 10

· Интеллектуально-аналитическая деятельность – 10

· Коммуникативно-рефлексивная деятельность – 10

· Контрольно-оценочная деятельность – 10

2. Курс включает три базовых раздела, также, как и лекция: философия и методология науки; проблемы образования, современные проблемы психологии.

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.

· Наука как социокультурное явление. Социальный статус науки. Наука и культура. Наука – это детище XVI - XVII веков.

· Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.

· Функции науки: описание, объяснение, предвидение, понимание. Наука и социальные эстафеты (М.А. Розов). Социальная эстафета - это воспроизведение человеческого поведения или деятельности по непосредственным образцам. Новация и взаимодействие программ. Смена теорий и решение парадоксов, головоломок (Т. Кун). Обоснование норм, принципов и методов научного знания. Эволюционная эпистемология К. Поппера.

· Модели научного познания. Гипотетико-дедуктивная модель. Конкуренция теорий, исследовательских программ как главный источник развития науки. Понятие научной парадигмы. Процесс перехода от одной парадигмы к другой. Метафора и развитие науки. Научные открытия. Попытки построения различного рода логик открытия (индуктивный метод Ф. Бэкона, правила поиска нового знания Р. Декарта). Современная методология науки об интуитивном характере научных открытий. Научные революции. Личностное знание и творческое воображение. Обыденное знание (мифология, религия, "живое" знание индивидуальной активности человека и т.д.).

· Критерии научного знания: систематизированность, обоснованность (доказательность), непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления. Структура научного знания. Концепция. Теория. Специфика эмпирического и теоретического уровня научных знаний. Уровень философских предпосылок, философских оснований научных знаний. Постулаты (Ноэль Смит. Современные системы психологии). Методы научного познания. Индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация, аналогия, описание, объяснение, предсказание, гипотеза, подтверждение, опровержение, интерпретация и пр. Наблюдение и эксперимент как основные методы получения эмпирического знания в науке. Методы построения научных теорий (мысленный эксперимент, моделирование, философское осмысление сложившихся познавательных традиций, рассмотрение изучаемой реальности в контексте картины мира).

· Понятие научного сообщества. Научная школа и её характеристика (общая методология, специфика научного подхода, стиль научного мышления, требования к эмпирической проверке и др.). Социальные характеристики научного сообщества. Институты научного сообщества. Ценностные и этические основания научной деятельности. Этическая оценка науки. Социальная ответственность ученого и проблематика, направления исследований. Зависимость знаний от познающего субъекта. Борьба школ и направлений. Межличностные отношения. Пристрастность и амбициозность.

· Диалогический дискурс как условие постижения мира в конструктивном взаимодействии различных точек зрения и позиций. Дискурс как целостность, представленная в речевых актах, текстах, диалогах. Дискурс и понимание смыслов. Дискурс – правила, стратегии и концепты. Природа методологического плюрализма в науке. Понятие эталонной науки. Современные представления о науке. Инструментализация научного знания как форма дискурсивной практики. Теория выполняет функцию символической репрезентации. Процедура объяснения формы символической концептуализации. Мультипарадигмальность наук. Множественность способов описания и объяснения. Ясность и методологическая прозрачность исходных принципов и посылок. Научное знание как построение вероятных гипотез.

· Критерии научности: идея истины замещается идее правдоподобности гипотез и теоретических конструкций; внутренние достоинства (согласованность, убедительность, продуктивность, эвристичность, степень вероятности). Новый критерий К. Поппера, не версификации, а опровержение или фальсификация. Критерии оценки научных теорий. Верифицируемость. Эвристическая ценность. Внутренняя согласованность. Экономичность. Широта охвата. Функциональная значимость. Научный факт. Факт и теория. Интерпретативная структура ученого и научный факт. Факт и концептуальные рамки осмысления. Дискуссия в науке – это споры о том, как интерпретировать тот или иной факт. Игнорирование фактов. Объяснение зависит: от онтологического устройства мира и его организованностью в систему причинно следственных связей, а также от особенностей нашего разума. Структура психологических теорий.

· Методология научного познания. Определение методологии. Методология предписывает, философия науки объясняет. Культивирование методологии (достоинства и недостатки). Психологические и методологические кризисы. Критические периоды развития мировой и отечественной науки. Борьба двух методологий рациональной и иррациональной.

· Методология как предмет специальной теоретической рефлексии. Сократ и диалектическая природа мышления. Познание идей, по Платону. Платон культивировал диалог. В дальнейшем диалогизм рассматривали М. М. Бахтин, М. Купер, Флоренская (диалог в практической психологии) и т. п. В диалоге формируется мышление. Аристотель создал учение о категориях как организующих формах разума, мышления. Кант ввел принцип достоверности знания, разработал учение об апперцепции, анализировал априорные формы созерцания и мышления. Гегель в работе "Феноменология духа" разработал категории и законы диалектики, систему категорий, обозначил закон диалектики, взаимопереход абстрактного и конкретного, тезис, антитезис, синтез.

· Понятие идеалов научного познания. Идеалы научного познания (исследования). Античный идеал. Сущность. Идеальные объекты. Теоретические процедуры. Естественнонаучный идеал. Ориентация на инженерию и технику. Гуманитарный идеал. Ценностное отношение. Рефлексивность знания. Объект как текст. Своеобразие человека как предмета научного познания (В. Дильтей). Активность познающего и активность открывающегося (М.М. Бахтин). Диалогичность. Средства научного познания. Инструменты научного познания. Язык науки. Взаимопроникновение методов и средств различных наук..

· Концептуальный язык науки. Базовое отношение для понимания человека «Человек - Мир». Человек в культуре. Регуляция взаимодействия «Человек - Мир». Человек как саморегулируемая система. Система принципов психологии. Философский принцип различения и тождества - основа систематизации принципов психологии (Г. Гегель, М. Хайдеггер). Феномен. Свойство. О собенность. Качество. Атрибут. Категория. Понятие. Закономерность. Принципы.

РАЗДЕЛ 2. КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ. 1. Кризис социализации. Изменение функций семьи, распад ближайшего социального окружения. Проблема адаптации молодежи к реальной действительности. 2. Нарастание разрыва между образованием и культурой. Школа учит знаниям, а не ценностям и нормам. Духовность, искусство, самосовершенствование, мораль. Субкультура и релаксация. Экзистенциальный вакуум. 3. Увеличивается отставание образования от науки. Интерес к учению падает во всем мире. Мистицизм, терроризм и др. Манипуляция людьми и секты.

· Кризисные тенденции развития образования (Н.К. Чапаев). Откровенный сциентизм в образовании. Перегруженность знаниями и отчуждение от культуры. Технократизация образовательного процесса. Экспансия в образование различных технологий, машинизацию, что приводит к машинизации человека. Преобладание в образовании функционального над сущностным. Отсутствие понимания между взрослыми и детьми. Превращение образования в лабораторию личностно-психологической селекции. Уровневая дифференциация. Крайний антропоцентризм – "гуманизм без берегов". Отсутствует отверственность личности. Фетишизация междисциплинарного синтеза в содержании образования.

· Философские основания образования. Природа и сущность человека. Образование и культура. Греческое понимание образования как пайдеи (М. Хайдеггер). Ценностные приоритеты. Культура и модель идеальной личности. Проект и программа жизни. Жизнь как разворачивание "Я" человека. Главная проблема современности – отсутствие жизненных проектов (Х. Ортега-и-Гассет). Смысл человеческой жизни. Проблема человека (субъект, личность, индивид). Понимание человека. Образование как о-граничение. Парадигмы воспитания и обучения. Учитель и ученик. Поощрение и наказание. Средства и способы обучения и воспитания.

· Образование и будущее. Единство знания и веры. Стратегические приоритеты образования. Культура, ментальность, Синтез знания и веры. Ценностно-целевые приоритеты образования. Проблема целеполагания. Три основных порока целеполагания. Цели образования и жизнь человека. Смысл жизни. Менталитет в системе ценностей и целей образования. Образование синтез знания и веры. Темпоральная проблематизация системы образования (А. Тоффлер). Каждый тип общества строит свою систему образования в соответствии со своей "парадигмой времени". Востребованы люди, обладающие проектным мышлением (стратегическим, стратагемным мышлением.). Нужны те, кто обладает: критическим мышлением, может ориентироваться в новых условиях, быстро определяет новые связи в стремительно меняющемся мире. Школа будущего должна формировать: умение учиться, умение общаться, умение выбирать. Проблема сверхвыбора, т.е. чрезмерно богатого выбора. Проектная культура учащихся и "проектный учитель". Рефлексивное осмысление собственной личности (истории, себя и своего дела). Механизм осмысления. Тоффлер видит проблему именно в педагогах. Учитель – ценности – ученик. Трансляция личности учителя. Ценностное самоопределение. Культурно-ценностное самоопределение учителя – это рефлексивный процесс переосмысления собственной личности в контексте профессионального призвания, сопровождающейся реконструкцией собственной профессиональной реальности (В.Р. Имакаев).

· Информатизация и образование. Цивилизационные вызовы XXI-го века и новые задачи системы образования. Международное признание реальности начавшегося процесса перехода цивилизации на новый уровень своего развития. Глобальные проблемно-ориентированные проекты. Человек и информационное общество. Усиление фундаментальных признаков человека в условиях информационного общества. Культурные и интеллектуальные последствия информационной революции. Информационная культура.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: