Факторы, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности




Индивидуальный стиль педагогической деятельности во многом определяется особенностями структуры личности педагога, ее индивидуальными свойствами. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности.

I подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Она не имеет непосредственных задатков и отражает индивидуально преломленное общественное сознание. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, что выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. По мнению С. А. Смирнова, педагог с выраженной педагогической направленностью характерно следует нормам педагогической этики и убежден в их значимости. Н. В Кузьмина выделяет три типа направленности у педагога: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог» [7, С.16].

II подструктура включает знания, умения и навыки, приобретенные личностью, и тесно связана с биологически обусловленными свойствами. Спектр знаний и умений, необходимых педагогу, велик. Н. В. Кузьмина различает следующие виды знаний учителя: знания содержания деятельности; знание правил ее осуществления (средств и методов педагогического воздействия); знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами учебной деятельности; знание индивидуально-психологических особенностей учащихся; знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности. Н. В. Кузьмина [7] выделяет 5 уровней педагогической деятельности и соответствующие умения:

Репродуктивный – педагог умеет передать другим то, что знает сам.

Адаптивный – педагог умеет передать информацию, трансформируя ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело.

Локально моделирующий – педагог умеет передать, трансформировать информацию и моделировать систему знаний по отдельным вопросам.

Системно моделирующий знания – педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей систему знаний по своему предмету.

Системно моделирующий поведение – педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей у учащихся черты личности.

Каждый уровень включает в себя структуру умений предыдущего уровня и их реконструирует.

К наиболее важным в работе педагога знаниям И. Ф. Демидова [1] относит знания: закономерностей формирования познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения); особенностей темперамента и характера детей; формирования и развития способностей; способов управления своим психическим состоянием; возрастных особенностей протекания познавательных психических процессов; особенностей и закономерностей формирования личности на каждом возрастном этапе; психологических закономерностей осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании.

К наиболее важным в педагогической деятельности умениям И. Ф. Демидова [1] относит умения анализировать и изучать интересы и склонности учеников, сильные и слабые стороны их учебной деятельности; умение осуществлять учебную работу с учетом особенностей развития психических процессов учеников; умение строить процесс воспитания и обучения с учетом возраста, применять разнообразные формы обучения с учетом психических особенностей класса и отдельных учащихся; умение устанавливать благоприятные взаимоотношения с учащимися, с родителями; развивать качества личности, необходимые для бесконфликтного общения; помогать учащимся в преодолении их трудностей в общении; управлять собственным психическим состоянием; вырабатывать самому и помогать учащимся в выработке рациональных способов умственной работы, организации рабочего времени.

В своем профессиональном развитии педагог всегда выступает в роли и обучающего, и ученика. В основе профессионального развития лежит собственная активность и самостоятельность педагога в приобретении нового опыта и знаний и включение их в свою практику. Источниками новых знаний могут быть специальная литература научного и методического характера, передовой и новаторский опыт коллег-педагогов. У педагога, открытого чужому опыту, развивается стремление к свободному самовыражению, к проявлению своих творческих способностей. Это оказывает стимулирующее влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности [12, С. 102].

III подструктура представляет собой индивидуальные особенности отдельных психических процессов как форм отражения и связанные с ними способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. По мнению В. А. Крутецкого [6], для педагогической деятельности наиболее важными будут способности:

- дидактические – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, преподносить материал ясно и понятно, вызывать интерес к предмету и активную самостоятельную мысль;

- академические – способности к соответствующей области наук;

- перцептивные – способности проникать во внутренний мир ученика, тонкое понимание личности учащегося и его психических состояний;

- организаторские – способности правильно организовать свою собственную работу и организовать ученический коллектив, сплотить его;

- авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение добиваться у них авторитета;

- речевые – способности ясно и четко выражать свои мысли;

- коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение установить с ними педагогически целесообразные взаимоотношения;

- педагогическое воображение – способность предвидеть последствия своих действий, воспитательное проектирование личности учащихся;

- способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.

Третья подструктура формируется путем упражнения и сильно связана с биологически обусловленными особенностями.

IV подструктура включает в себя темперамент и черты характера личности. Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Темперамент характеризует динамические характеристики личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не определяет ее возможности. Люди самого различного темперамента могут добиваться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. В некоторых чертах характера выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам труда, продуктам труда; отношение к себе и своей личности). Направленность определяет цели и устремления человека, умение преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют еще одну группу черт характера – волевые черты. К ним относятся целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество и смелость, дисциплинированность.

Таким образом, структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности, включает в себя: подструктуру направленности, подструктуру опыта, подструктуру форм отражения и биологически обусловленную подструктуру.

 

Заключение.

Б. М. Теплов отмечал, что не существует какого-либо единственно верного способа успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности. В педагогической деятельности успех достигается благодаря развитию и использованию педагогом наиболее сильных сторон личности, наиболее ярких его способностей. Наиболее полно возможности педагога реализуются через индивидуальный стиль деятельности. Под индивидуальным стилем педагогической деятельности понимается система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований, неразрывно связанные с системой взглядов и убеждений.

В основе формирования индивидуального стиля деятельности лежат четыре подструктуры личности. Это биологически обусловленные особенности, формы отражения, опыт, направленность. Существует несколько классификаций индивидуальных стилей педагогической деятельности. Так, И. Ф. Демидова выделяет эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный стили педагогической деятельности. А. К. Марковой выделены авторитарный, демократический и либерально-попустительский стили. Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности, включает в себя: подструктуру направленности, подструктуру опыта, подструктуру форм отражения и биологически обусловленную подструктуру. При формировании индивидуального стиля деятельности учителя используют опыт других педагогов, творчески разрабатывая его и включая в систему работы с учетом педагогической индивидуальности.

Таким образом, в целом цель работы была достигнута, задачи решены. Однако объем работы не позволил рассмотреть всех факторов становления индивидуального педагогического стиля, помимо использования чужого опыта. Для этого требуются дальнейшие исследования.

 

Список литературы.

· Демидова И. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. - 224 с.

· Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 208 с.

· Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

· Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 1999.

· Коджаспирова Г. М., Борикова Л. Б, Бостанджиева Н. И. и др Педагогическая практика: Учебное методическое пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 144 с.

· Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: изд-во «Просвещение»,1980. – 352 с.

· Кузьмина Н. Б. Профессионализм личности преподавателя.

· Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

· Роботова А. С., Леонтьева Т. В. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 с.

· Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 512 с.

· Ушинский К. Д. Собр. соч. – М., 1950. – Т. 2. – С. 63.

· Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: