Действующее законодательство выделяет ряд обязательных атрибутов местного самоуправления: территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты.
При характеристике местного самоуправления необходимо различать его сущностные характеристики, обусловленные политико-правовой природой местного самоуправления, и внешнее выражение, т.е., каким образом местное самоуправление проявляется вовне. Поэтому необходимо рассматривать критерии и атрибуты местного самоуправления.
Философский словарь определяет критерии местного самоуправления как средства проверки теоретических положений на практике. Атрибуты местного самоуправления — это неотъемлемые свойства местного самоуправления, без которых оно не может ни существовать, ни мыслиться.
Однако, с точки зрения исследователя, необходимо рассмотреть лишь те атрибуты местного самоуправления, которые характеризуют в своей совокупности организационные основы местного самоуправления, т.е. органы местного самоуправления, формы непосредственного осуществления населением права на местное самоуправление, местные нормативно-правовые акты.
С.А. Авакьян отмечает некоторые бесспорные существенные признаки местного самоуправления, свойственные и отличающие его от центральной правительственной власти. К примеру, различие в характере власти:
❖ центральная государственная власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама по себе реформировать; органы же местного самоуправления — власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью;
❖ разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, т.е. ограниченность круга дел, предоставленных местному самоуправлению;
❖ самостоятельные источники средств;
❖ территориально-ограниченный выборный принцип.
Необходимо отметить, что многие авторы выделяют основные «выгоды и преимущества» местного самоуправления.
Во-первых, местные нужды лучше всего знакомы и ближе всего местным жителям, участвующим в избрании органов местного самоуправления и непосредственно заинтересованным в успешной деятельности последних.
Во-вторых, местное самоуправление развивает в гражданах самодеятельность, энергию, предприимчивость и ведет к высокому развитию общественных сил. Люди перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя.
В-третьих, общественная жизнь при наличии местного самоуправления, равномернее распределяется по всему государству, не стягивается искусственно к центру, оставляя провинцию и периферии бессильными.
В-четвертых, местное самоуправление связывает администрацию с народом. Наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные. Принимая участие в управлении, гражданин готов содействовать ему всеми силами, как своему собственному делу.
В-пятых, местное самоуправление является подготовительной школой для государственных деятелей высшей категории.
Таким образом, можно выделить несколько критериев местного самоуправления:
1. Правовая оформленность. Система местного самоуправления, компетенция, границы осуществления определяются законом. Однако самоуправление в отличие от государственной власти — власть подзаконная и действу-
2.Осуществление управления в интересах населения, для населения. Фактически речь идет о совпадении источника власти и носителя власти.
3.Разрешение местных дел, удовлетворение потребностей, которые преимущественно необходимы в повседневной жизни. Причем самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается, или его предметы ведения.
4.Баланс государственных и местных интересов на уровне местного самоуправления обеспечивается законом. Наиболее действенные рычаги обеспечения этого равновесия представляются в виде закрепления нормативной и ненормативной компетенции местного самоуправления, разумного сочетания форм непосредственной и представительной демократии, а также особого порядка назначения и смещения главы исполнительной власти.
5.Под собственные предметы ведения самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного местного бюджета и муниципальной собственности.
6.Одна из целей местного самоуправления — развитие у граждан чувства принадлежности к одному сообществу. Поэтому следующим критерием необходимо отметить учет своей национальной, региональной, исторической и прочей специфики и особенностей.
Речь идет о самостоятельности определения, например, организационно-правовых форм местного самоуправления.
7. Сознательное участие граждан в управлении. Тоесть под термином «сознательность» в рамках данного критерия необходимо понимать готовность лично действовать в соответствии с интересами местного сообщества, подчинять, при необходимости, свои интересы групповым интересам. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения. Другими словами, она выборна по своей природе.
8. Наличие способности к активной корректирующей деятельности. Каждый отдельный гражданин и всё местное сообщество в целом должны не только понимать, что такое ответственность, но и быть готовыми и способными взять ее на себя в случае неадекватного использования власти теми, кому она доверена.
9. Преобладание методов убеждения над методами принуждения.
10. Совпадение объекта и субъекта управления. Для государственного управления характерно несовпадение, а иногда и противопоставление субъекта и объекта управления. Кроме того, субъектом управления являются не государственные органы или должностные лица, назначаемые сверху, а выборные представители местных сообществ.
11. Превращение местного сообщества из участников управления в его первичных субъектов52. Как известно, под управлением понимается всякое целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую. Но если речь идет о самоуправлении, следовательно, налицо воздействие управляющей системы самой на себя. Таким образом, есть не две системы — управляющая и управляемая, а одна — самоуправляемая.
12. Местное самоуправление, несмотря на значительные отличия от других институтов самоуправления (самоуправление народа, постоянных и временных объединений граждан, принципа самоуправления в деятельности всех властных органов), тем не менее, имеет с ними целый ряд общих черт. Поэтому можно говорить о местном самоуправлении как части демократической организации цивилизованного общества и как части единой структуры организации власти и управления в стране.