Критерии оценки ответов студентов на государственном экзамене




Оценка "ОТЛИЧНО" выставляется, если студент строит ответ логично и в соответствии с планом, обнаруживает глубокое знание педагогических концепций, терминов, понятий, категорий, дефиниций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из научной, методической литературы, а также из опыта педагогической/психологической практики. Обнаруживает аналитический подход в освещении различных концепций, обосновывает свою точку зрения. Делает содержательные выводы. Пользуется классической и современной научно-педагогической лексикой.

Оценка "ХОРОШО" ставится, если студент строит ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование недостаточно полно. При необходимости студент подтверждает теоретические положения примерами. Однако наблюдается некоторая непоследовательность анализа в соответствии концепций и обосновании своей точки зрения, студентом допущены некоторые непринципиальные неточности, не влияющие существенным образом на общее благоприятное впечатление от его ответа на экзамене. Выводы правильны. Речь грамотна. Используется научно-педагогическая лексика.

Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа отсутствует или соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии педагогических категорий и понятий, хотя базовые понятия раскрываются правильно.Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются. Студент испытывает трудности в установлении межпредметных связей, допустил достаточно большое количество мелких неточностей. Ответ носит преимущественно описательный, а не концептуальный характер. Научно-педагогическая лексика используется ограниченно.

Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится при условии неспособности студента правильно раскрыть базовые педагогические понятия, категории, концепции, теории. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблемрассуждениями обыденно-повседневного, бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы либо отсутствуют, либо носят поверхностный характер. Наблюдаются значительные неточности в использовании научной терминологии.

При выставлении оценки учитываются в равной мере ответы на оба вопроса, а также ответы на возможные дополнительные вопросы.

Примерное содержание государственного междисциплинарного экзамена по педагогике

1. Педагогика как наука, ее предмет и задачи. Место педагогики в системе гуманитарных наук и тенденции развития современной педагогии. Структура педагогической науки. Источники развития педагогики.

2. Основные понятия педагогики: образование, воспитание, обучение, формирование, развитие, социализация. Их характеристика и взаимосвязь.

3. Методы педагогической науки. Классические и современные методы педагогических исследований. Единство педагогической науки и практики как основа разработки педагогических теорий, систем, технологий.

4. Сущность образования и его роль в жизни общества. Государственный образовательный стандарт и базисный учебный план. Характеристика открытой образовательной среды. Понятие «непрерывного образования». Вариативность образовательных маршрутов. Характеристика современной системы дополнительного образования. Управление развитием системы образования.

5. Система образования в современной России. Основные тенденции реформирования образования в России на современном этапе: доступность, дифференцированность и качество образования. Закон РФ "Об образовании" о принципах образовательной политики.

6. Типы общеобразовательных учреждений, их место и роль в системе образования, требования к результатам их деятельности. Образовательная концепция "Наша новая школа".

7. Цели и сущность процесса обучения в современной школе. Формирование научного мировоззрения учащихся. Дидактические принципы, пути их реализации в практике обучения.

8. Факторы, влияющие на развитие личности и их взаимосвязь. Возрастные этапы в развитии школьников. Социально-педагогическая характеристика современного подростка. Учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания.

9. Содержание образования в Российской школе, его основные компоненты. Характеристика учебных планов, программ, учебников в свете современных требований к качеству образования. Тенденции реорганизации содержания современного школьного образования. Образовательный стандарт и программа.

10.Методы обучения как дидактическая категория. Сравнение различных классификаций методов обучения. Система методов, их характеристика. Выбор педагогом методов обучения.

11.Проблема мотивации в обучении. Мотивация как компонент учебной деятельности. Структура мотивационной сферы школьника (учебные мотивы, познавательные мотивы, профессиональные мотивы). Внешняя и внутренняя мотивация. Динамика мотивации и познавательного интереса в процессе обучения.

12.Педагогически "трудные" школьники, их характеристика, классификация, причины педагогической запущенности и особенности работы с каждой группой. Индивидуальный подход в работе с "трудными" школьниками. Работа педагога-психолога, учителя и классного руководителя с "трудными" и отстающими школьниками.

13.Организационные формы обучения: урок, экскурсия, внеурочная работа, внеклассная работа. Их особенности и взаимосвязь в системе обучения.

14.Урок как основная форма обучения. Типы и виды уроков, их структура. Основные требования к современному уроку. Подготовка учителя к уроку. Система уроков, ее планирование и организация.

15.Личностный подход в педагогике, его сущность, основные положения. Учет индивидуальных особенностей в обучении. Личностно ориентированные дидактические технологии.

16.Педагогические технологии: значение, особенности, условия эффективного использования в современной школе. Информационные технологии обучения и информационные ресурсы в образовательном процессе. Технологии проблемного обучения.

17.Диагностика процесса обучения. Диагностические принципы. Контроль как важнейший компонент диагностики, его методы и формы проведения. Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

18.Гуманизация образования в современной школе: проблемы, сущность, пути и средства реализации. Опыт гуманизации образования в современной зарубежной и отечественной практике.

19.Дифференциация обучения в современной России. Организация предпрофильного и профильного обучения в средней общеобразовательной школе. Базовые и профильные дисциплины, элективные курсы. Роль школьного психолога в осуществлении дифференцированного обучения.

20.Сущность воспитания. Воспитание как система и педагогический процесс, его закономерности. Цели и ценности воспитания. Современная воспитательная среда и модернизация воспитательной работы.

21.Цели и задачи воспитания учащихся. Современные проблемы воспитательной работы и пути их решения. Самовоспитание учащихся. Диагностика воспитанности учащихся.

22.Классный руководитель. Задачи, содержание и формы его работы на современном этапе. Система работы классного руководителя: ее планирование, реализация и анализ результатов работы. Планирование классным руководителем массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы.

23.Методы воспитания в современной школе. Характеристика основных методов воспитания. Критерии выбора методов при решении конкретных воспитательных задач. Технологии современного воспитания.

24.Трудовое воспитание и профессиональная ориентация в школе: их задачи, содержание и формы в современных условиях. Деятельность педагога-психолога, учителя и классного руководителя по трудовому воспитанию и профориентации учащихся.

25.Нравственное и эстетическое воспитание школьников: содержание, методы и формы. Работа педагога-психолога, учителя и классного руководителя по осуществлению нравственного и эстетического воспитания. Формирование коммуникативной культуры школьника.

26.Влияние этнокультурных традиций на воспитание. Типы семьи. Проблемы современной семьи. Особенность методов семейного воспитания. Преемственность поколений.

27.Общее и различное в воспитании детей в семье у разных народов. Народная игра как психологический и педагогический феномен. Фольклорные праздники, декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество как средство формирования национального самосознания детей и подростков.

28.Традиции морального и нравственного воспитания подрастающих поколений у народов различных культур. Этнические миграции и проблемы адаптации к иной географической и культурной среде. Последствия межкультурных контактов. Учет традиций религиозного воспитания в педагогике.

29.Взаимодействие школы и семьи в воспитании учащихся. Основные формы работы с родителями: информирование, консультации, родительские собрания, посещение семьи, родительский сектор школьного Совета.

30.Коллектив как средство воспитания личности. Функции коллектива, его структура, стадии развития и методика формирования. Педагоги о коллективе и стадиях его развития. Руководство деятельностью ученического коллектива со стороны учителя. Самоуправление учащихся.

31.Педагогическая диагностика, ее сходство и отличия в сравнении с психологической диагностикой. Диагностические методы в работе педагога: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, рейтинг, обобщение независимых характеристик, педагогический эксперимент и др. Принципы педагогической диагностики.

32.Распределение обязанностей в школе. Работа педагогического Совета. Планирование работы в школе. Система внутришкольного контроля. Общественно-государственное управление образовательным учреждением.

33.Организация охраны здоровья учащихся и педагогического персонала в образовательном процессе. Формирование безопасного стиля поведения ребенка. Здоровьесберегающие технологии организации образовательного процесса. Психологическая безопасность урока.

34.Учитель современной школы. Основные функции профессии учителя и нормативные требования к его деятельности. Аттестация учителя. Профессионально значимые личностные качества педагога.

35.Педагогическое общение в профессии педагога-психолога. Виды педагогического общения, формы и методы. Стили общения, его организация в работе с учащимися, родителями, учителями.

36.Организация педагогического взаимодействия в структуре педагогического процесса. Формы взаимодействия субъектов педагогического процесса. Профессиональные объединения и команды педагогов. Формы взаимодействия педагога с родителями, общественностью, администрацией. Социальное партнерство.

37.Реформы и инновации в образовании. Особенности инновационного образовательного процесса. Инновационные и традиционные образовательные учреждения, характеристика их деятельности. Инновационная образовательная среда. Позиция педагога в инновационном процессе. Качества личности педагога-новатора.

38.Социальная педагогика как теория и практика социальных отклонений. Виды социальной патологии. Социальное сиротство, наркомания, токсикомания, преступность. Технологии организации педагогической поддержки и сопровождения ученика в педагогическом процессе.

39.Социальные государственные и общественные учрежденияпедагогической направленности. Целевое назначение и характеристика приюта, детского дома, приемной семьи. Понятие маршрута сопровождения.

40.Эволюция идей образования в российской педагогике. Раскройте преемственность идей воспитания и обучения в истории развития педагогики на примере жизнедеятельности отечественных мыслителей-педагогов. Передовой педагогический опыт, его значение в науке и профессиональном становлении педагога.

Рекомендуемая литература к государственному междисциплинарному экзамену по педагогике

Основная

1. Педагогика: учебник: [для вузов по педагогическим специальностям /Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. А. Юзефавичус и др.]; под ред. докт. пед. наук, проф. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010

2. Педагогика: [учебник для вузов по пед. специальностям (ОПД.Ф.02 - Педагогика)] / Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2009

3. Теоретическая педагогика. В 2-х т.Т. 1. Теоретическая педагогика. Введение в педагогическую деятельность. Теория и методика воспитания: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. Дивногорцева С.Ю. – ПСТГУ, 2012.

4. Сластенин, Виталий Александрович. Педагогика [Текст]: [учебное пособие] / Сластенин, Виталий Александрович; В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина; Междунар. акад. наук пед. образования. - 6-е изд.; стер. - М.: Академия, 2007. - 566,

5. Подласый, Иван Павлович. Педагогика [Текст]: учебник / Подласый, Иван Павлович; И. В. Подласый. - М.: Высш. образование, 2007. - 540, [2] с.

 

Дополнительная

1. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под. ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013.

2. Педагогика: [учебное пособие по пед. специальностям] / И. Ф. Харламов. - Изд. 4-е; перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2007

3. Бордовская, Нина Валентиновна. Педагогика [Текст]: учебное пособие: [для вузов] / Бордовская, Нина Валентиновна; Н. Бордовская, А. Реан. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 299 с.

4. Педагогика [Текст]: учебник: [для вузов по педагогическим специальностям / Крившенко, Лина Поликарповна, Вайндорф-Сысоева, Марина Ефимовна, Юзефавичус, Татьяна Анатольевна; Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. А. Юзефавичус и др.]; под ред. докт. пед. наук, проф. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2010. - 428, [1] с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: