Выполните задания, связанные с историей развития русского костюма.




ПРИМЕРЫОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

(определение лексического значения слов одной тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов)

ВОПРОС № 1

В русском языке существуют пары глаголов движения, по-разному характеризующих сходные действия.

1) Объясните, чем отличаются значения глаголов ходить и идти в следующих примерах: иду из одной комнаты в другую – хожу из одной комнаты в другую; он идёт в гости – кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро.

2) Почему можно сказать время идёт, снег идёт, но нельзя сказать время ходит, снег ходит?

3) Отличаются ли значения выражений часы не идут и часы не ходят?

4) Как Вы думаете, возможна ли взаимозамена выделенных слов в приведённом ниже отрывке? Объясните свой ответ.

Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки: не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при её свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее, по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подмёток. (Н.В. Гоголь «Шинель»)

ВОПРОС № 2

Слово рука на протяжении своей истории имело до 15 значений, многие из которых утратились в современном русском языке. Выпишите из данных предложений фразеологизмы со словом рука, определите их значения и на основании этого сгруппируйте примеры.

1) И, с трудом пробиваясь вперёд, В чешуе искалеченных крыл Под высокую руку берёт Побеждённую твердь Азраил. (О.Э. Мандельштам «Ветер нам утешенье при- нёс», 1922)

2) Приѣхалъпосолъ в НовъгородъотъпискупаЮрьевскаго и руку взялъ у Новагорода за всю державу, что съѣздубыти на устьНаровѣ на островѣ. (Летопись Авраамки, XVI в.)

3) В Каргополи куплено шесть возов рыбы большой руки. (Книга рыбной продажи, 1667 г.)

4) А правление земское и всякое строение и ратных людеи уряд вѣдал и строилъ его государевъшюрин Борис Феодорович; и многие земли примиришася, а иниипокоришася под его государеву высокую руку. (Псковские летописи, XVI в.)

5) Я так мекаю, что матушка повернула Феню на свою руку… (Д.Н. Мамин- Сибиряк «Золото», 1892)

6) И послы бояромътетрать дали, а у бояръ взяли руки, что та тетратьбояромъотдати часа того, а не списывати ее. (Дипломатическая грамота, 1561 г.)

7) Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки. (И.А. Крылов «Мартышка и очки», 1815) 8) Дано министрьского приказу подьячему Тимофею три рубли от Пафнуть- евскогодѣла: он гораздо радѣл на нашу руку. (Приходо-расходная книга Иверского Валдайского монастыря, 1669 г.)

 

ВОПРОС № 3

Найдите в данном тексте все исторически однокоренные слова и распределите их на 3 группы в зависимости от значения корня.

Однажды утром вежливые и совестливые жители города N как обычно открыли свежий выпуск «Ведомостей», поведавший им о важности ведения учёта торговцев снедью у местного заводика. Кроме того, сообщалось: воевода, без ведома которого ничего не происходило в городе N, организует общий сбор. Поводом оказалось появление на окраине вожака волчьей стаи. На последних страницах газеты было напечатано продолжение повести о медведях, ведьмах и вещих снах, которое жители города с наслаждением «проглотили» до обеда.

ВОПРОС № 4

Прочитайте предложения со словом давай. Какие оттенки смысла оно выражает в данных примерах? Подберите к нему синонимы в каждом случае.

1. Давай ты будешь читать, а я буду слушать.

2. Давай прочитаем ещё раз.

3. Давай читай наконец!

4. Давай прочитаю сам.

5. Малыш взял книгу и давай читать.

ВОПРОС № 5

Запишите пропущенное в начале каждой строки слово, к которому данные прилагательные будут являться антонимами. Составьте с каждым прилага- тельным по одному словосочетанию, позволяющему понять значения анто- нимических пар. Образец: свежий – тяжёлый, чёрствый; тяжёлый воздух – свежий воздух, чёрствая булка – свежая булка.

1)__________ - частый, плотный, густой, распространённый;

2) __________ - церковный, военный, уголовный.

 

ВОПРОС № 6

Прочитайте предложения, образно описывающие некое действие. Укажите, какие глаголы, употреблённые в переносном значении, соответствуют данным словарным определениям. Составьте по одному предложению с каждым из найденных Вами глаголов в соответствующем значении.

1. Человек представляет, воображает что-либо, будто его мысли, фантазия забирают его с собой, удаляя от реальности.

2. Человек мысленно представляет кого-либо, что-либо в каких-либо образах, словно изображает, воспроизводит предметы, людей, события на плоскости красками.

3. Что-либо забытое вспоминается, представляется человеку в мыслях, будто поднимаясь из памяти, как из глубины воды.

4. Человек представляет какие-то события, образы людей, предметов, вспоминая их одно за другим, будто берёт в руки и рассматривает поочередно какие-либо предметы.

5. Человек представляет что-либо, мысленно обращается к каким-либо событиям, давно прошедшим или забытым, причиняющим огорчение, беспокойство, словно шевелит, приводит в беспорядок что-либо сложенное. 6. Человек представляет что-то, что сильно желает (или мечтает о чём-то). Долго не оставляет эту мысль, словно заботливо ухаживая за ней.

 

ВОПРОС № 7

1. Объясните, в чём состоит смысловое сходство и различие выделенных предлогов в данных предложениях:

А) Ввиду предстоящей командировки директором было организовано рабочее со- вещание.

Б) Вследствие наступивших праздников количество посетителей катка увеличилось.

2. Правописание предлогов вследствие и ввиду нередко может вызывать затруднения, и в сомнительных случаях для проверки орфографии рекомендуется заменять их предлогом из-за. Можно ли заменить предлог из-за на вследствие или ввиду в данном предложении: «Я всю жизнь работал из-за денег и всю жизнь нуждался ежеминутно» (Ф.М. Достоевский. Из письма к Н.Н. Страхову)? Объясните свой ответ.

3. Какое необычное для русского языка свойство может иметь предлог ради и (в редких случаях) предлог для? Приведите 1 пример устойчивого сочетания для предлога ради, который иллюстрировал бы найденное свойство.

4. Даны словосочетания: письмо сыну, письмо матери, письмо сестре. В каком из них возникает явление морфологической омонимии? С чем это связано? Можно ли устранить смысловую неоднозначность, не выходя за рамки словосочетания? Приведите все возможные случаи и объясните свой ответ.

 

ВОПРОС № 8

В число модальных значений обычно включают значения возможности, необходимости, разрешения, повеления и т.д. Например, предложение Я могу тебя подождать имеет модальное значение возможности совершения действия, лексическим средством выражения которого является глагол мочь. Однако в русском языке существуют и другие средства выражения модальности. Рассмотрите данные ниже предложения и укажите в каждом из них:

а) модальное значение;

б) средство выражения модальности.

1. К нему не подойти!

2. К нему не подходи!

3. К нему не подойди!

4. К нему не подходить!

 

ВОПРОС №9

Выполните задания, связанные с историей развития русского костюма.

1) Может ли знание фразеологии помочь понять, чем различается длина рукавов одежды в древности и сейчас? Объясните свой ответ.

2) Часто ученики делают ошибку в слове, которое называет ‘пространство вдоль реки или между горами, расположенное ниже окружающей местности’. Как называлась часть одежды, наименование которой может служить для него проверочным?

3) Назовите слово, которое в «Словаре церковнославянского и русского языка» 1847 года определяется как ‘холщовая подкладка у крестьянских рубах, подшиваемая спереди и сзади от ворота до пояса’, а сегодня употребляется в значении ‘скрытая, тайная причина чего-нибудь’. Объясните, почему эта деталь одежды так называлась.

4) В традиционной русской одежде долгое время не было карманов, однако существовала необходимая деталь мужского костюма, которая позволяла взять с собой что- либо, не используя сумку и т.п. Назовите два фразеологизма, происхождение которых связано с этим фактом, пояснив в одном из случаев устаревшее слово, служащее для наименования данной детали.

5) Укажите устойчивые выражения, соответствующие данным значением, учитывая, что во всех выражениях каждой группы есть однокоренные слова или формы одного и того же слова:

Группа 1

1. О том, кому всегда сопутствует удача, счастье; кому всё время везёт

2. Свой личный интерес превыше всего

3. Отдать всё, поделиться последним с кем- то

Группа 2

1. О человеке, совершившем что-либо дурное, который непременно себя выдаст

2. Поверхностное, беглое знакомство с кем- либо

3. Прийти куда-либо слишком поздно, когда уже всё кончилось

 

6) О том, кто ходит в будничной, неряшливой, неопрятной одежде, говорят, что он «ходит в _____________». Что общего в происхождении найденного Вами слова и таких названий одежды, как толстовка и кардиган?

 

ВОПРОС № 10

До 1917 года классические языки входили в обязательные учебные планы гимназий, поэтому понимание терминологии или написание словарных слов латинского / греческого происхождения не вызывало трудностей. Впоследствии обращение к первоисточнику в процессе изучения написания иноязычных слов оформилось в эффективный мнемонический приём. Укажите, для каких имён существительных русского языка с непроверяемыми безударными гласными в корне проверочными могут служить данные латинские слова:

1 vitrum /читается как ви́ трум/ ‘стекло’

2 clarus /читается как к[л’а́ ]рус ́ / ‘ясный, светлый’

3 campus /читается как ка́ мпус/ ‘равнина, поле’

4 vetus /читается как вэ́ тус/ ‘старый, древний’

5 panis /читается как па́ нис/ ‘хлеб’

Вопросы и задания:

1) Как на примере одного из найденных Вами слов можно проиллюстрировать явление омонимии? Укажите слово и тип омонимии.

2) Известен факт, что древнерусский дьяк Быстроногов переделал свою фамилию на иностранный лад, использовав два латинских корня (не представлены в таблице) с теми же значениями. Гласный во втором латинском корне этой фамилии находится под ударением, поэтому фамилия, равно как и соответствующее название предмета, который никогда не видел древнерусский дьяк, может служить проверочным для слова, восходящего к тому же корню и обозначающего деталь этого предмета. Назовите фамилию, которая получилась у дьяка, предмет и важную деталь этого предмета.

3) Подобные благозвучные фамилии в русской истории часто получали представители духовенства. После революции их потомки старались избавиться от этого «наследия прошлого», вновь переводя их, только уже на русский язык. Так, писатель Борис Кампов известен нам как _______________.

 

ВОПРОС № 11

Определите лексические значения выделенных глаголов в данных предложениях. Укажите, чем с точки зрения грамматики отличаются слова в каждой паре. На основании выявленных отличий сделайте вывод о том, как связано лексическое значение глагола и один из его морфологических признаков.

А) Пока вихрь кружил снежинки по мостовой, самолёт долго кружил над горо- дом.

Б) Всякий легко судит о поступках других. Арбитр судит футбольный матч.

В) Савелий прекрасно водит машину, а Василиса часто водит в играх.

Г) Пока Денис играл роль Базарова, Максим играл в хоккей.

 

ВОПРОС № 12

1) Прочитайте предложения, образно описывающие некое действие. Укажите, ка- кие глаголы, употреблённые в переносном значении, соответствуют данным словарным определениям. Составьте по одному предложению с каждым из найденных Вами глаголов в соответствующем значении.

1. Человек (чаще всего группа лиц) включается в какую-либо совокупность людей, пополняя её состав, подобно тому как поток воды втекает в другой поток.

2. Человек исключает другого человека из какой-либо организации, подобно тому как резким движением удаляет вон, наружу, ненужный предмет.

3. Человек выбывает из состава чего-либо, перестает быть членом какой-либо группы, организации, словно уходя, покидая пределы чего-либо.

4. Человек подвергается исключению из какой-либо организации, словно перемещается по воздуху, будучи выброшенным вон, за её пределы.

5. Люди выбывают из состава чего-либо, оказавшись неподходящими для данной организации или для данного вида деятельности, подобно тому как от сыпучего вещества отделяются посторонние примеси в результате определённого действия.

6. Человек выбывает из какой-либо группы, объединения, полностью прекращая связь с ними, подобно тому как отделяется кусок от монолитной массы.

2) Проанализируйте особенности предложенных Вам словарных определений и составьте соответствующее описание следующей семантической модели для выделенного слова: «Когда произошёл конфликт с начальством, Семёнов и его друзья отмежевались от нашего дела».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: