Русская общественная мысль первой половины 19 века. Славянофилы и западники.




История

Криницкая Галина Степановна

 

Россия в годы правления Николая I (1825 – 1855)

 

Николай Первый – полная противоположность Александра Первого.

Новая система – монаршая опека. Канцелярия превратилась в один из высших органов правления в стране.

Шесть отделений канцелярии:

· Принятие обращений

· Кодификация знаков

· Жандармерия (слежка за слухами, СМИ, частными письмами и за денежным состоянием империи, выявление взяточников среди чиновников)

· Управление учебными и благотворительными организациями

· Подготовка реформы в государственной деревне

· Управление присоединёнными к России территориями Кавказа.

 

Особое внимание Николай уделял просвещению – православие, народность.

«Чугунный» (цензурный) устав – недопущение в печать произведений с революционными призывами. Позднее вышел «школьный устав» - изменение принципа организации народного просвещения. Согласно новому школьному уставу, образование разнилось с учётом социального сословия учащихся. Одноклассные школы для крестьянских детей, трёхклассные – для помещичьих детей и семиклассные гимназии для детей из самых высших сословий.

Государство активно вкладывает средства в техническое развитие.

Введена твёрдая валюта.

Печать и просвещение подверглись корректировке – сокращён набор студентов в вузы, запрещён въезд иностранцев в Россию и выезд русских из России. Русских, находившихся на тот момент заграницей, призывали на родину в кратчайшие сроки под страхом лишения подданства. Цель – пресечение революционных угроз с Запада.

 

Восточный вопрос (1830е) – 2 революции (Франция и Бельгия).

Три фактора:

· Обострение противоречий между ведущими европейскими державами на Ближнем Востоке

· Рост самосознания стран под игом Османской империи

· Ослабление Османской империи.

 

1826 год – Иран объявляет войну России (тут же остановлен).

«Туркманчай» – мирный договор, развязавший руки Турции.

Присоединив Кавказ, Россия начала строить там крепости (город Грозный и др.). Имамат объявил войну всем неверным (т.е. русским). Имам Шамиль. Ряд успешных операций против русской армии. Но имамат был взят русскими.

Спор о Палестинских святынях – кому владеть христианскими памятниками и ключами от Вифлеемского храма. Всё досталось христианам, занявшим эту территорию, а так же право покровительствовать всем христианам на данной земле.

Разрыв дипломатических отношений между Россией и Турцией.

1754 год – англо-французские войска высаживаются в Крыму и берут Севастополь. Блокада длилась 349 дней.

1856 год, март – в Париже подписан мирный договор, Севастополь возращён России.

 

Лекция 2

Русская общественная мысль первой половины 19 века. Славянофилы и западники.

 

Особенностью русской общественной мысли первой половины 19 века был её глубокий и самобытный характер.

В это период русская мысль озадачена вопросом что есть Россия и русский народ, может ли Россия пойти своим особым путём и какова роль творца в её судьбе (что задумал Бог о судьбе России).

Эти вопросы впервые были поставлены в творчестве Петра Чаадаева. Его умонастроения сформировались под влиянием поражения восстания декабристов, под влиянием либеральной мысли. Погрузившись в депрессию и перейдя в католицизм в конце 20-х годов, он пишет цикл философических писем, за который был объявлен сумасшедшим.

Чаадаев, как говорит его психиатр, находился в это время на грани помешательства, что стало для полиции основанием запрета на писание. Автор в нарушение пишет свою книгу «Апология сумасшедшего». На этом и заканчивается его творчество.

Мы не принадлежим ни к одному из величайших семейств человеческого рода. И к Западу, ни к Востоку, у нас нет традиций ни того, ни другого. Отсутствует внутреннее развитие. Каждая наша новая идея бесследно вытесняет все старые. Принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества.

Начав свой обвинительный вердикт России в письмах, Чаадаев завершает его в апологии. Исходя из ложного посыла, что силы русского народа якобы не были им актуализированы в истории, писатель пришел к абсурдному выводу, что неактуализированность сил в прошлом и отсутствие его величия в мировой истории нынче могут стать залогом возможности его великого будущего. Но для этого Россия должна будет исполнить свою великую историческую миссию. Призвание России, по его мнению, состоит в том, чтобы решить три великие задачи:

· Ответить на все вопросы, которые занимают человечество

· Завершить развитие всех идей, возникающих в старых человеческих обществах

· Решить большую часть проблем социального порядка.

 

Для решения этих задач Чаадаев потребовал самоотречения русского народа.

России отводилось в мировой истории чисто служебное положение, унизительная роль служанки человечества путём отречения её от собственной национальной идеи. Представив национальную идею в искаженном виде, Чаадаев сохранил свою неприязнь к православию и неоформленность русского духа. А свои ожидания Царства Божия на земле он связывал не с православием, а с католицизмом.

Высказанная Чаадаевым идея о мессианской роли России имела далеко идущие последствия, поскольку она стала ведущей для большинства русских религиозных философов-либералов второй половины 19 века. Разница лишь в том, что в целом, разделяя Чаадаевскую идею о мессианском предназначении России, философия приходила к выводу о необходимости преодоления разделения между православием и католицизмом, создав единую всемирную церковь.

философы требовали ликвидации русского самодержавия как главного препятствия на пути реформы русской православной церкви, которая уже превратилась в лжеучреждение.

На рубеже 30х-40х годов в русской мысли зарождается еще одно направление – консерватизм. Это ответная реакция на либерализм. Дальше это направление будет развиваться в западничестве и славянофильстве. Но первым выражением консервативного направления в русской мысли стала «теория официальной народности». Основоположником был Сергей Уваров. Дальнейшее отражение этого – в работах Булгарина, Греча и т.д.

Три основных начала этой теории: православие, самодержавие, народность.

Естественность, законность и исконность самодержавия в России.

Все приверженцы теории доказывали, что господствующий в России общественно-политический строй (самодержавие) представляет собой наилучший порядок вещей и есть самый справедливый в мире. Они говорили, что сам народ привержен к исконным русским началам.

Самодержавие, православие и народность друг друга взаимно предполагают и обусловливают, что и обеспечивает наилучший способ правления в России.

Что касается крепостного права, то теория признавала его отрицательные стороны, но утверждала, что крепостное право сохранило много патриархальных элементов, а русский крестьянин находится в более выгодном положении, чем западноевропейский рабочий.

Возникновение консервативного направления привело к зарождению дискуссии о путях развития России между либералами и консерваторами. Консерваторы получили название славянофилы. А сторонники либерального вектора развития России получили определение западников.

Как идейные направления они складывается к 40-м годам.

Мотивы западничества отчетливо прослеживаются уже у Чаадаева и поэта Печорина («как сладостно Россию ненавидеть и жадно ждать её уничтожения»). А в письме к Герцену он же пишет, что материальная западная цивилизация приведёт к тирании над человеческим духом и уничтожит его.

Все славянофилы были однородны по своей идейной ориентации. Все они являлись консерваторами. А западничество было представлено неоднородно. Среди них были и либералы, и консерваторы.

 

К славянофильскому направлению относятся:

· Хомяков

· Братья-философы Киреевские

· Братья-писатели Аксаковы

· Публицисты Катков, Страхов, Кошелев.

 

К западникам относятся:

· Либеральные писатели и публицисты Белинский, Огарев, Герцен, Анненков, Боткин

· Консерваторы Грановский, Чичерин, Карелин, Сергей Соловьев.

 

Начало дискуссии между направлениями положил вопрос, поставленный славянофилами о смысле и значении реформ Петра Первого, который своими либеральными реформами разрубил культуру, народ и русскую историю на две части, породив раскол.

 

В ходе дискуссий встал ряд других вопросов:

· Какова роль Петра в русской истории?

· Является ли исторический путь России таким же, как у Европы, или у России имеется свой особый путь, а русская цивилизация принадлежит к особому типу цивилизаций?

· Каковы особенности русского народа, избравшего свой исторический путь развития?

· Каков общественный идеал России?

 

В ходе решения этих вопросов все славянофилы сходились в одном: русская культура и русская цивилизация возникли на духовной почве православия, поэтому реформы Петра были его изменой России. Пётр Первый привёл страны к культурному, религиозному и общественному расколу и подорвал её си исконные основания.

Так же как и идеологи теории официальной народности, славянофилы утверждали триединое основание России, но на первое место ставили всё же православие. Отсюда они выводили и свой общественный идеал. При его обосновании славянофилы исходили из того, что источник всякого освещения находится в христианской религии, из которой наука и искусство берут свои верховные начала. Но славянофилы признавали только цельную христианскую истину, которую хранит только русская православная церковь.

Основы русской православной церкви призваны создать новую высшую цивилизацию. Но для исполнения этой великой миссии русский народ должен держаться только своих собственных начал. Главной задачей русского просвещения стало пробуждение в обществе народного самосознания путём просвещения.

Обосновывая свой общественный идеал, славянофилы исходили из цельности и органичности развития России. Сама идея органичности была взята славянофилами у немецкого философа Шеллинга, поздняя философия которого примиряла науку, философию и религию. Славянофилы утверждали возможность органического развития общества и государства. Они считали, что в России это тем более возможно, так как в допетровскую эпоху отличительной чертой русского духа являлась именно его целостность и органичность.

На Западе же всё разделено, рассечено, рационализировано и механизировано. Если на Западе развивалась сила разума, то в России было стремление сосредоточиться в душе, что прямо сказалось на характере просвещения и образования.

Киреевский поставил перед русским просвещением задачу: подавление абстрактной западной мысли.

Аксаков говорил: на Западе души убивают, занимаясь совершенствованием государственных форм и полицейским благоустройством. Совесть там заменена законом, а внутренние побуждения заменены регламентом. В основании русского государства лежат добросовестность, свобода и мир.

Наиболее полное обоснование глубинных причин различия между Западом и Россией дал основоположник славянофильский школы, выдающийся русский мыслитель Алексей Степанович Хомяков. Главный грех запада он усматривал в рационализме, в господстве формального разума. Определяя источники особого пути развития, Хомяков выделает три:

1. Огромность русской свободы.

Россия знает тайну свободы, т.к. в глубине русского народа свобода духа заложена больше, чем у более свободного и просвещенного западного народа. В православии свободы больше, чем в католицизме. Следовательно, огромность русской свободы — первый источник особого пути развития России.

«Иди, тебя зовут народы и, совершив свой бранный пир, даруй им дар святой свободы, дай мысли жизнь, дай жизни мир».

2. Сам характер русского народа.

Русский народ есть самый миролюбивый в мире народ.

3. Специфика русской сельской общины как способа организации жизни и быта народа.

Соборность — начало, которое не требует никаких внешних юридических гарантий.

По-другому народ смотрел и на собственность. Эти суждения определяются не отношением к собственности как к особому юридическому институту, а как его отношение к человеку.

 

Славянофилы делали вывод, что православные христиане имеют свой пребывающий град. Это град Китеж — символ святости Руси.

В то же время славянофилы указывали на глубокую противоположность между святой Русью и Российской империей (Русь до Петра и после него).

Славянофилы являлись носителями собственно русского самосознания, основанного на понимании ими собственной ценности русской истории. Они хотели представить миру оригинальный тип русской истории и политического строя, основанного на почве русского православия.

Исходный пункт доктрины «Русская История» был верным и не был дилетантским, в чем славянофилов постоянно упрекали западники. Именно славянофилы через свою постоянную критику профессиональных историков оказали на неё плодотворное воздействие и заняли достойное место в мировой общественной мысли.

 

 

Лекция 3

Западники

 

Сторонники западного пути развития России расходились со славянофилами во всех вопросах.

Во-первых, теоретико-методологические основы истории, во-вторых, посылы теории истории.

Тезис о единстве Европы. В соответствии с этим тезисом, Россия и Запад – единый этнографический организм. И Россия, и Запад прошли один и тот же исторический путь развития – от родового строя к удельному периоду, от удельного периода к государству.

Христианская церковь образует единую духовную основу. Диалектика Гегеля, вся европейская история как единый диалектический процесс. С синтеза в античности, целостного христианства, а затем через раскол 1054 года на православие и католицизм. Отсюда вывод, что Россия через этот раскол (схизму) получила силу к новому синтезу.

Россия через Византию приняла участие в античном развитии. Только Россия приняла христианство в начальном виде, но и католицизм – синтез христианства. Разделение церквей позволит человечеству утвердить на земле царство духа. Царство духа на земле есть идеал всех западников.

Расходились западники со славянофилами и во взглядах на роль личности в истории. Западники идеализировали роль Петра Первого. Идея соборной личности (славянофилы) – идея свободной личности (западники).

Славянофилы – вера и разум. Западники – разум над верой.

Западники утверждали, что патриархальная община не составляет специфику и исключительную принадлежность России.

Появление приватного (частного) права и государственных учреждений.

В результате этих изменений, сельская община на Руси прошла три стадии развития: патриархальная, владельческая, государственная. Современная русская община не имела ничего сходного со средневековой патриархальной общиной. Следовательно, община не может являться основанием для дальнейшего развития России. Поэтому Россия – европейская страна (тезис западников).

В ходе более чем полувековой дискуссии западники обвиняли славянофилов в дилетантизме, в незнании истории, в барстве, в сектантстве.

Славянофилы обвиняли западников:

В ошибочности постулирования параллельности исторического развития Росси и Запада

В отсутствии патриотизма, в преувеличении значения западного мира

В отсутствии веры в народ и превознесении государственных начал в ущерб народным. В принижении роли православия в истории Русского государства, в преувеличении роли личности в истории. В ошибочности применения к русскому народу средневековой теории приватного права.

 

Поздние славянофилы (60-е годы) – Николай Данилевский и Щапов.

Данилевский вывел теорию культурно-славянских типов и доказал, что российский тип – единственный цельный тип в истории, а Европа – чуждое по своей исторической природе.

Спор о путях развития России развернулся в среде революционных демократов. Это течение представляло собой крайне радикальное направление в западничестве. Возникло под влиянием социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фр., Оун, Англ., Фурье, Фр.), распространявших свои учения в Западной Европе с начала 19 века. В России – Герцен, Белинский, Чернышевский. Либеральные демократы, как и все западники, прошли период увлечения немецкой философией.

Тайная политическая организация в России, цель – свержение самодержавия. Когда организация была раскрыта, участников приговорили к расстрелу. Николай Первый отменил смертную казнь и заменил её ссылкой в Сибирь.

Дальнейшее развитие революционной демократии в России привело к возникновению теории т.н. русского социализма или общинного социализма (что одно и то же). Основоположник – Герцен. Ещё будучи студентом московского университета, Герцен с другом создали революционный кружок. Герцен был арестован и шесть лет провёл в ссылке. После ссылки продолжил революционную деятельность. Затем эмигрирует из России и доказывает необходимость революции в России и своей публицистике.

Суть теории русского социализма Герцена состоит в том, что Россия в силу своей самобытности, минуя стадию капитализма, может прийти к развитию. Герцен писал в Лондоне, тайно переправляя издания в Россию.

С конца 19 века главным вопросом русской социальной мысли стал поиск общественного идеала. Он идёт до сих пор.

Есенин «Куда несёт нас рок событий».

 

 

Лекция 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: