Проблема раннего выявления учащихся «группы риска» и их психологическое сопровождение. Экстренное вмешательство в опасных ситуациях.




Прогностические критерии суицидального риска. Ситуационные индикаторы суицидальной угрозы.

Прогностические критерии суицидального риска




К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска.

Ситуационные индикаторы

Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска: смерть любимого человека, особенно супруги или супруга; развод; потеря работы; уход на пенсию; сексуальное насилие; денежные долги; потеря высокого поста; профессиональная несостоятельность; раскаяние за совершенное убийство или предательство; угроза тюремного заключения или смертной казни; угроза физической расправы; получение тяжелой инвалидности; неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти; нервное расстройство; шантаж; сексуальная неудача; измена или уход (мужа, жены; жениха, невесты); ревность; систематические избиения; публичное унижение; коллективная травля; политическая смерть; одиночество, тоска, усталость; религиозные мотивы; подражание кумиру и т. д.

Проблема раннего выявления учащихся «группы риска» и их психологическое сопровождение. Экстренное вмешательство в опасных ситуациях.

Создание безопасной школы предполагает работу с учащимися группы риска. Как бы вы ни определили категорию «высокого риска» она включает опасность оказаться вне школы и общества, агрессивное поведение, склонность к суицидальному поведению, химическую зависимость. Большая роль в выявлении и поддержки подростков группы риска принадлежит школьному психологу, имеющему возможность своевременной диагностики и консультирования. Необходимо внимание к ранним, предостерегающим признакам трудностей как академических, так и поведенческих (легче предупредить ЧС, чем потом справляться с последствиями). Низкая школьная успеваемость, отсутствие академических интересов, чрезмерная изоляция, одиночество, выраженная агрессивность в рисунках и сочинениях, неконтролируемые вспышки гнева, дисциплинарные проблемы, нетерпимость к различиям, употребление наркотиков и алкоголя, связи с бандами, угрозы насилия— эти и другие особенности поведения учащегося могут быть знаком того, что требуется помощь выхода из сложной ситуации. Понимание и вмешательство на основе интерпретации этих особенностей должны основываться на следующих принципах: не навреди, рассматривай агрессивное поведение в контексте проблемы, избегай стереотипов, анализируй остерегающие признаки в контексте развития ребенка, учитывай весь комплекс форм по ведения. Важно выказывать заботу и обеспокоенность за состояние ребенка, но важно также не переусердствовать, не поспешить, не перейти к ложным выводам и интерпретациям. Недолжно быть механического и упрощенного использования списка тревожных поведенческих признаков. Это может навредить ребенку и привести к пустой затрате ресурсов. Каждая школа должна раз работать схему представления своих тревог и забот о тревожных поведенческих проявлениях учащегося. Стратегии раннего вмешательства могут быть разной степени сложности. Они скорее эвристичны, чем алгоритмичны, — вряд ли найдется та единственная, которая подойдет любому учащемуся. Эти стратегии предназначены в помощь антикризисной команде для разработки плана действия при работе с детьми, с проблемами в поведении: использование альтернативных образовательных стратегий, помощь в приобретении навыков само регуляции и социально принятых форм реагирования в ситуациях гнева и других негативных эмоций, когнитивно бихевиоральное вмешательство и тренинг, дифференциальное подкрепление (подкрепление позитивных форм поведения), дополнительные занятия после уроков, целеориентированное консультирование, групповое и семейное консультирование и т.д.

Незамедлительное вмешательство необходимо при следующих обстоятельствах: учащийся представляет подробный план (время, место, способ) нанесения повреждений себе или другим, особенно в случае уже имеющейся истории агрессивного поведения или попыток осуществления угроз в прошлом; у учащегося

есть оружие, и он угрожает применить его. В подобных случаях незамедлительно должны быть поставлены в известность родители, опекуны, а также следует обратиться за помощью в соответствующие службы (милицию, службы ребенка и семьи, региональные службы психического здоровья). Реакция на эти опасные ситуации должна находиться в соответствии со школьной политикой, законодательством и школьным планом действия в ситуациях насилия. При знакомстве школы, родителей, сообщества с тревожными поведенческими признаками, понимая важность реакции в ситуации проявления этих признаков, необходимо еще знать, как действовать в этих ситуациях, с кем поделиться своими наблюдениями и где искать помощи. Учителям и персоналу важно быть уверенными, что их тревоги в отношении ребенка найдут поддержку, необходимы хорошо подготовленные профессионалы, которые смогут дать консультацию, как помочь этим учащимся. Группа поддержки учащихся должна быть способной действовать незамедлительно, координировано и эффективно. Разработанный план, в соответствии с которым оказывается индивидуальная поддержка и кризисное вмешательство, будет способствовать эффективности реакции группы на нужды учащихся. Решение проблем, консультации, предварительное планирование, разработка и внедрение программ вмешательства, а также отслеживание и коррекция индивидуальных планов поддержки и консультирования отдельных студентов входят в круг обязанностей группы поддержки учащихся. Группа поддержки выявляет проблемы, собирает информацию о ситуациях, в которых проблемы проявляются особенно ярко, а причины проблем поведения, факторов, которые оказываются ключевыми в проблемном поведении. Чего ребенок добивается теми или иными поведенческими проявлениями, против чего он протестует? От чего защищается? Какие формы позитивного поведения могут отвечать тем же потребностям ребенка? Как обучить ребенка формам поведения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: