Что касается психологических сопротивлений, или психологических защит.




Сопротивление не видно «напрямую», его можно выявить, наблюдая за тем, как человек рассказывает то или другое, что с ним происходит на ваших глазах, как он реагирует на ваше присутствие и поведение. Как он структурирует свои мысли, как живет и двигается, от чего замирает его дыхание. Терапевт наблюдает и фасилитирует процесс.

Сопротивления отличаются друг от друга по механизмам и характерным признакам.

Один и тот же поведенческий паттерн может быть сопротивлением или носить вполне «здоровый» характер. «Душа нараспашку» с близкой подругой – одно, а с конкуренткой – совсем другое. В качестве сопротивления может рассматриваться только феномен, препятствующий реализации актуальной потребности.

Нередко можно заметить, как один и тот же поведенческий паттерн, всплывающий в сеансе, мешает удовлетворять потребности разного масштаба и с разными людьми.

По существу, гештальт-терапевты занимаются тем, что ищут в сеансе повторы сопротивлений; коллекционируют их, наблюдая в разных аспектах жизни и отношений клиента. Постепенно становятся доступны не только ситуативные сопротивления, снижающие уровень присутствия в сеансе, но и те, что обуславливают жизненную позицию.

Основная задача терапевта - сделать сопротивления более доступными для осознавания, чтобы клиент мог сориентироваться, какие из них он считает для себя необходимыми (и в каких случаях), а от каких готов отказаться. Для этого необходимо сделать сопротивления как можно более заметными, выпуклыми. Терапевт выступает как искусный фрустратор: ставит сопротивлениям барьер.

Он выбирают один из повторяющихся срывов и усиливает его, старается привлечь внимание клиента к его сопротивлениям:

- говорит, что, как ему кажется, он заметил из повторов;

- выступает в роли зеркала, отражающего характерную повторяющуюся позу;

- просит проговорить повторяющиеся фразы еще и еще раз, чтобы клиент услышал сам себя;

- склоняет усилить тягостные телесные симптомы (повторы) и всяческие зажимы;

- помогает организовать, прожить и рассмотреть сам феномен, который выступает как сопротивление: выстроить тупик, пребывать в растерянности, испытывать смущение и стыд, и т.д.;

- разыгрывает самые трудные ситуации из жизни клиента (ведь именно там сопротивления самые сильные);

- играет роли всех «злодеев» из жизни и зачастую воспроизводит их «злодейское» поведение в сеансе;

- предлагает замедлится там, где клиент хочет «быстренько проскочить» опасное место.

Работая «проявителем сопротивлений», терапевт старается сделать так, чтобы клиент не только заинтересовался тем, что с ним происходит, не только лучше понял, как он и его «повторы» устроены, но и оценил сами бонусы подобного поведения и его психологическую цену.

Виды сопротивлений Психотерапевтическая тактика зависит от того, какое конкретное сопротивление терапевт идентифицирует и насколько осознанным и адаптивным в данный момент оно является.

Гудман обозначил пять основных видов сопротивлений, или срывов цикла контакта, два из которых уже были подробно описаны аналитиками: это интроекция и проекция. Он добавляет еще три: конфлуэнцию, ретрофлексию и эготизм. На сегодняшний день их описано значительно больше.

Аналитически-ориентированные терапевты подразделяют защиты на первичные и вторичные, или зрелые и незрелые. К незрелым защитам относятся те, что имеют дело с границей между собственным «я» и внешним миром. (изоляция, отрицание, идеализация).

Зрелые защиты считаются имеющими дело с «внутренними» границами – между Эго, Суперэго и Ид, или между «наблюдающей» и «переживающей» частями Эго (рационализация, сублимация). Разделение на первичные и вторичные защиты связано как с периодом их формирования в личной истории индивида, так и с тем, что первичные, они же «примитивные», защиты действуют недифференцированным образом во всем сенсорном пространстве человека, сплавляя воедино когнитивные, аффективные и поведенческие параметры, и действуют «автоматически»; в то время, как вторичные, «высшие» защиты, осуществляют определенные трансформации чего-то одного: ощущений, чувств, мыслей или поведения – и доступны модификации со стороны сознания.

Гештальтисты традиционно не склонны вводить иерархию сопротивлений. Значение приведенных аналитических защит не полностью сводимо к гештальтистским сопротивлениям. Тем не менее, представление об этой структуре зачастую расширяет понимание ряда гештальтистских сопротивлений. Многие незрелые защиты «упакованы» в рамки конфлуэнции 1 и 2 рода, тогда как зрелые входят в число вариантов ретрофлексии и эготизма.

Конфлуэнция Прямой перевод термина – слияние. Для того, чтобы фигура могла образоваться, она должна выделиться, отщепиться от остального содержимого фона. Этот процесс может нарушаться, если человеку трудно «опознать» и выделить одно их своих переживаний как главное или невозможно обособить себя от других людей (другого человека). В первом случае говорят о конфлуэнции 1 рода, а во втором – о конфлуэнции 2 рода. Между ними есть качественные различия.

Конфлуэнция 1 рода В начале преконтакта человек находится в физиологическом слиянии со всеми своими переживаниями и с окружающим миром – Self «не обозначен». Затем одно из переживаний начинает доминировать, чаще всего как некий сенсорный сигнал: человек что-то видит, слышит или ощущает. При конфлуэнции 1 рода сигнал не выделяется или перепутывается прежде, чем наступает его осознание. Нередко человеку трудно осознать, что же он переживает. На вопрос терапевта: «Что с тобой сейчас происходит?» он искренне отвечает: «Не знаю». Он понимает, что некие ощущения присутствуют, но какие именно, затрудняется сказать – они смешаны или интерферируются, одно принимается за другое. Подобное входит как составляющая часть в ряд психосоматических заболеваний.

Признаками конфлуэнции 1 рода будет или не замечание очевидно присутствующих в поле восприятия фигур, как правило, связанных с какими-то травматическими переживаниями, или обилие расплывчатых, аморфных ответов на вопросы об актуальном состоянии.

Этот вид сопротивления дает человеку возможность чего-то не осознавать, во что-то не погружаться: например, в тяжелые травматические переживания. Наконец, Конфлуэнция 1 рода дает иногда просто «право на отдых.

Конфлуэнция 2 рода В данном случае речь идет о слиянии человека с другими людьми, когда трудно провести четкую границу между Мной и Тобой. Тогда можно легко принять чужие переживания или желания за собственные.

Признаки, благодаря которым можно заподозрить конфлуэнцию 2 рода, следующие:

- очень часто люди, которые находятся в конфлуэнции с другим человеком, используют местоимение «мы», вместо местоимения «я», вместо «вы» и вместо «он», «она»;

- повторяющиеся попытки прийти к «негласному соглашению» с терапевтом, типа: вы, как женщина, конечно, меня понимаете. Или, «как всякий разумный человек, я, естественно… и вы, конечно…»;

- частые упоминания о семье, социальной группе, коммунистической или иной партии в контексте «само собой разумеющихся вещей»;

Интроекция Человек приходит в этот мир нагим и беспомощным, гораздо более беспомощным, чем детеныш любого млекопитающего. У него нет тех инстинктов, которые помогут ему добыть еду или спастись от опасности. Зато он самое обучаемое существо на планете. Его жизнь, прежде всего, зависит от социальной среды, где он окажется, и его главная задача – научаться приспосабливаться к ней. Чтобы приспособиться – надо уподобиться. Ориентирами всегда будут те, кто стоит на ступеньку выше; те, принадлежность к которым обеспечивает лучшие условия жизни. Средством «приспособления» будет копирование. Общество, таким образом, воспроизводит себя; человек становится «своим» в этом обществе – понятным, нужным, адаптированным.

Копировать гораздо легче целостные вещи, не разделяя их на составляющие. Социальное кондиционирование требует интроецирования: «проглатывания» объекта или его свойств целиком, без раздумья и критики.

Интроекция – это механизм, посредством которого человек впускает внутрь себя некие идеи, установки, убеждения и т.д. от другого человека без «переваривания» этого материала.

Люди интроецируют многие вещи. Интроецируется родной язык, мимика, жесты, привычки родителей. Интроецируются способы поведения в трудных ситуациях, включая сопротивления родителей и воспитателей. Интроецируется даже способ усваивать информацию: быстро, точно, полно, от самого авторитетного источника, то есть сам способ интроецировать. Интроецируются социальные рамки: каким должен быть человек, чтоб ему не было стыдно.

С интроекцией, как процессом, и с интроектами, как результатами этого процесса, у психотерапевтов и клиентов очень непростые отношения. Терапевту очень важно замечать как «интроецирующую позицию» (готовность самому «подкормиться» или «подкормить» другого), так и интроекты – те ограничения, которые человек для себя принял, так и оставив «непережеванными».

У процесса интроекции есть и другая составляющая, связанная с контрзависимостью. В подобной ситуации человек будет так же моментально отвергать любые предложения, как в предыдущем случае соглашался с ними. При работе с такими клиентами терапевту необходимо - свести собственную авторитарность к минимуму и вернуть клиенту ответственность, перечислив ему всю серию его «отказов».

Убеждения – тоже некие морально-этические рамки, но в отличие от интроектов, человек вырабатывает или принимает их для себя самостоятельно, весьма осознанно и, как правило, в более зрелом возрасте.

Интроективные послания переживаются человеком чаще всего как собственные мысли.

Проекция – вид сопротивления, в некотором смысле являющийся противоположностью интроекту. В отличие от интроектов, которые предусматривают повышенную «проницаемость» границы-контакт из внешней среды внутрь организма, проекция – это механизм, когда нечто, принадлежащее моему внутреннему миру, я приписываю фигурам внешнего мира, другим людям или неживым объектам. Граница-контакт повышенно «проницаема» изнутри наружу. Приписываться внешнему миру могут собственные феномены восприятия, чувства и эмоциональные состояния, мысли, ценности, планы и т.д. Степень «злокачественности» проекций тем выше, чем в большей степени человек, перенося «свою часть» на другого, отчуждает ее от самого себя, перестает ее осознавать, как свою собственную. Второй механизм «патогенности» проекций – уверенность, что дела обстоят именно так, как он предположил.

Проекции похожи на зеркала: они необходимы, чтобы увидеть, узнать себя; но они отражают только того, кто в них смотрится. Жизнь «проектора» похожа на пребывание в зеркальном зале, со всеми его парадоксами «отражений в отражениях». Но мало этого; она чаще всего превращается в путешествие по королевству «кривых зеркал».

Проекции – достаточно сложный и неоднородный феномен. Выделяют три вида проекций: зеркальную, проекцию катарсиса и дополнительную проекцию.

Зеркальная проекция – когда человек приписывает другим некие качества, мысли и чувства, которыми он обладает сам (осознанно или неосознанно их принимая) или хотел бы обладать.

Проекция катарсиса – когда человек приписывает другим некие характеристики, чувства и т.д., которые он не хочет признавать в себе. Самые тяжкие (неосознаваемые) случаи проекций катарсиса могут входить в структуру бредообразования.

Дополнительная проекция – когда человек приписывает другим какие-то характеристики, установки, чувства и т.д., посредством которых он может оправдать свои собственные, особенно из числа тех, которые признавать не очень хочется.

Признаки проекций, независимо от их вида, обладают известным сходством. В отличие от интроекции здесь вместо местоимения «я» в речи будет употребляться местоимение «он», «они», «все другие» и т.д.

· Речь обеднена «я-высказываниями». Вместо них – «ты-высказывания»: интерпретации, оценки; суждения о том, что другой делает (думает, представляет собой), и рассуждения на тему, почему это с ним происходит.

· Многочисленные предположения о чувствах и отношениях других в свой адрес (часто со стороны терапевта). Они могут проявляться в виде высказываемых убеждений, типа: «Меня все перебивают, потому что ни в грош не ставят», а могут в виде вопросов, не спровоцированных напрямую адресатом подозрений: «Чего ты на меня так смотришь?», «что ты имеешь в виду, опять что-то не так?» и т.д. Иногда опасения или предположения принимают форму «защитных», закрытых поз, без всякой прямой провокации к этому или действий, напрямую не связанных с поступками противоположной стороны.

· «Объяснения» своих переживаний и состояний с помощью безличных обстоятельств: погоды, ситуации, социальных условий и т.д.

· Нередко, сталкиваясь с проекциями, особенно в свой адрес, терапевт может заметить в себе удивление, что-то вроде возникающего вопроса: «Кто я? Правда? Как ты про это узнал?». Нередко подобным удивлением будет делиться и другой человек, в чей адрес последовала проекция.

· Предсказание событий или чьего-то поведения.

Главная идея в работе с проекциями сводится к тому, чтобы человек мог осознать свои проекции и их присвоить – признать, как свои собственные. После этого он начинает смотреть на мир более ясно и способен усомниться «в истинности» своего суждения о другом человеке.

 

Процесс терапии.

По сути, центральным, или системообразующим понятием в Гештальте является триада, или, как любят говорить, трех лепестковый символ Гештальта: актуальность – осознанность – ответственность. Практически любую технику в гештальт-терапии можно рассматривать как некое предписание: «Воспринимай себя как автора своих поступков, осознавай себя в актуальном контакте с реальностью».

Гештальт-терапия и гештальт-подход помогают людям осознавать механизмы, которые толкают на повторение привычных паттернов поведения; обрести внутренний локус контроля и развить способность принимать ответственность за свои мысли, переживания, слова и дела, за собственный стиль жизни.

Роль гештальт-консультанта состоит в создании атмосферы, которая помогает клиенту исследовать условия, необходимые ему для развития. Консультант обеспечивает такую атмосферу с помощью интенсивного личного участия в усилиях клиента и своей искренности. Консультант работает с клиентом «здесь-и-сейчас», причем «сейчас» понимается как процесс. Принцип «сейчас» часто требует, чтобы консультант помогал клиенту сосредоточиться на блокированной энергии и целесообразном и адаптивном использовании этой энергии. «Сейчас» также подразумевает оказание помощи клиенту в распознавании стереотипов в его жизни.

Существует несколько правил, которым следуют гештальт-консультанты, помогая клиентам становиться более осведомленными относительно «настоящего»:

· Принцип «сейчас»: всегда использовать в речи настоящее время.

· Принцип «Я–ты»: всегда непосредственно обращаться к кому-либо, вместо того чтобы рассказывать о нем консультанту.

· Использование местоимения «я»: вместо «оно», «это» говорить слово «я», особенно при разговоре о себе.

· Использование континуума осознавания: сосредоточение на «как?» и «что?», а не «почему?»

· Преобразование вопросов: просить клиентов преобразовывать вопросы в утверждения.

Одним из эффективным методов является техника пустого стула. В этой процедуре клиенты обращаются к различным частям своей личности, например к той части, которая является доминирующей, и к части, которая является пассивной. «Центром» упражнения является пустой стул. Клиент может просто говорить со стулом как с представителем одной части себя или переключать внимание между несколькими стульями, воображая, что каждый из них представляет различную часть личности клиента. В этом диалоге в зону внимания попадают и рациональные, и иррациональные части личности клиента. Клиент не только видит эти стороны, но и становится способным разобраться в своей личности. Этот метод не рекомендуется для лиц с серьезными эмоциональными нарушениями.

Одним из наиболее мощных гештальт-упражнений является конфронтация. Консультанты указывают клиентам на неконгруэнтность их поведения и чувств, например на их улыбку в тот момент, когда они говорят, что нервничают. Конфронтация предполагает задавание клиентам вопросов «что?» и «как?». Вопросов «почему?» избегают, потому что они ведут к интеллектуализации.

 

 

Заключение.

Таким образом гештальт-терапия ставит своей целью достижение клиентом более полного осознания себя, своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также возможность полного осознования внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. В ходе этого осознания человек может столкнуться с психологическими защитами.

Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое. Человеческое существование подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов.

Источниками гештальт-терапии являются: гештальт-психология, восточная философия (в частности Буддизм), экзестенциализм. Гештальт-терапия – это не совокупность приемов, а целая теория

Главными понятиями являются: гештальт, фигура и фон. Это похоже на фотографию, в которой один предмет в фокусе, а все, что за ним, размыты. Как раз этот предмет –это фигура, а размытое – это фон. Фигурой выступает какая либо потребность человека, которая после реализации уходит в фон. Фигура – несущая потребность, она выделяется из фона. Реализация потребностей –это закрытие гештальтов. Незакрытые гештальты приводят к напряжению и возникновению неврозов.

 

 

7. Список литературы.

1. Нельсон-Джоунс Р. Теории психотерапии.

2. Паттерсон С. Теории психотерапии

3. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. м., 2001

4. Перлз Ф. Гештальт-Подход. Свидетель Терапии.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия.

6. Материалы с сайта https://www.psyforum.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: