Внешний дугообразный гребок.




Корпус гребца наклонен и развернут во внешнюю сторону. Верхняя рука согнута в локте примерно на 90° и находится на уровне головы, нижняя слегка согнута и вынесена в сторону. Предплечья рук параллельны плоскости вода. Гребок начинается на уровне гребца (рис. 9).

Рис. 9

Начальный угол весла с плоскостью воды составляет примерно 70°, в процессе гребка угол увеличивается. Проводка производится вращением во внутреннюю сторону и частичный подъемом корпуса, то есть в направлении к носу поплавка. Причем в течение всего гребка лопасть должна составлять с направлением движения весла угол атаки, задаваемый вращением кистей. Гребок заканчивается у носовой оконечности катамарана. Гребок выполняется носовыми членами экипажа. Разновидностью внешнего дугообразного гребка можно считать зацеп, который для передних членов экипажа является средней фазой вышеописанного гребка (рис. 9).

Зацеп - эффективный гребок для поворота катамарана, когда существует разница скоростей воды и судна. При зацепе весло фиксируется на некоторый промежуток времени, после чего обычно переходит в другой гребок, например, подтяг или прямой гребок. При отрицательной разнице скоростей зацеп эффективен для кормовых членов экипажа. В этом случае корпус развернут во внешнюю сторону и слегка наклонен назад. Весло выносится в сторону и назад, лопасть образует угол атаки с набегающим на корму потоком, создающим тягу во внешнюю сторону.

Обучение технике управления катамараном желательно проводить под руководством инструктора или тренера. Как показывает практика, начинавшим туристам без их помощи добиться правильного, технически грамотного выполнения гребков довольно сложно. Желательно, чтобы туристам до совершения путешествия на катамаране, имели бы опыт участия в походах и соревнованиях по технике водного туризма на байдарках. В этом случае обучение управлением катамараном проходит значительно эффективнее, поскольку в технике управления этих судов много общего.

Переход с байдарки на катамаран полезен как в техническом, так и в тактическом плане. Участие в походах на байдарках учит туристов выбирать оптимальную линию движения на сложных участках. При применении этой же тактики в походах на катамаранах сплав становится более безопасным и интересным в спортивном отношении.

Освоение вышеописанных гребков индивидуально каждым членом экипажа - одна из составляющих техники управления катамараном. Главное, что требуется от каждого члена экипаже - это правильное выполнение необходимых действий в каждой конкретной ситуации, возникающей при сплаве. А это приходит с походный опытом и тренировками.

Оптимальным является вариант, когда в управлении катамараном участвуют все члены экипажа. При этом следует отметить, что работа 1-х номеров более технична, а работа кормовых более ответственна.

Движение катамарана на воде можно рассматривать как движение по плавной кривой или прямой и движение с крутыми поворотами.

При движении по плавной кривой экипаж по мере надобности выполняет комбинированные гребки, то есть выполняются частично управляющий гребок, затем гребок вперед (назад) или наоборот.

Если катамарану на положительной скорости необходимо совершить плавный правый поворот, то действия экипажа могут быть следующими:

1-й левый делает частично внутренний дугообразный гребок, переходящий в гребок вперед, 1-й правый делает подтяг, вынося при этом весло вперед, либо выполняет кратковременный зацеп, переходящие в гребок вперед; 2-й левый номер делает гребок вперед с подтягом кормы в конечной фазе: 2-й правый выполняет гребок с частичным отбросом кормы, если это необходимо (рис. 10).

Рис. 10

Хорошим упражнением для отработки данной техники является движение катамарана по прямой даже не в возмущенном потоке. В этом случае каждый член экипажа комбинированным гребком должен упреждать отклонения судна от намеченного курса.

Действия, когда 1-е номера гребут только вперед, а кормовые гребут и управляют судном, менее эффективны, поскольку в этом случае 2-е номера для поддержания курса вынуждены делать отбросы кормы что ведет к потере скорости катамарана.

При движении с резким поворотом по команде капитана экипаж выполняет управляющие гребки до тех пор, пока судно не развернется в нужном направлении. Так при повороте носом влево 1-е номера левый и правый делают дугообразные гребки, внешний и внутренний соответственное 2-е номера левый и правый - соответственно отброс кормы и подтяг (рис. 11).

Рис. 11

Большое значение для управления катамараном имеет согласованная работа всего экипажа. Это один из главных факторов не только техничного, но и безопасного прохождения препятствий. Любой экипаж в начале маршрута должен затратить время на то, чтобы добиться взаимопонимания членов экипажа, правильности выполнения команд, согласованности, то есть выработать единый определенный стиль в прохождении препятствий.

С чего начинается отработка многих технических и тактических моментов? Перед прохождением препятствий или трассы соревнований экипаж выходит на просмотр. Выбирается линия движения, ориентиры, члены экипажа договариваются о командах, а в ключевых местах оговариваются действия каждого члена экипажа вплоть до отдельных гребков.

Допустим, что линия движения выбрана правильно, что является особенно важным при прохождении сложных препятствий. В большой степени критерием правильности работы экипажа будет выдерживание намеченной линии движения на данном участке. В любом случае, была ли выдержана линия движения или нет, после прохождения производится разбор действий членов экипажа с указанием ошибок. Причем, с берега должны следить за действиями экипажа и также участвовать в разборе. Необходимо добиться полного понимания каждым членом экипажа своих действий и последствия ошибок. Линия движения, там, где это разумно, в учебных целях может усложняться. Это будет хорошей тренировкой перед более сложными препятствиями.

Большая роль в управлении катамараном принадлежит капитану, который, как правило, является наиболее опытным и квалифицированным членом экипажа. Наиболее удобное место для капитана на корме, отсюда ему проще контролировать судно, а экипажу лучше слышно его команды.
На капитана ложится большая и ответственная нагрузка. Так при сплаве ему надо оценить обстановку, выбирать линию движения, отдать команду, самому работать веслом. Кроме того, он должен контролировать работу экипажа.

По договоренности капитану могут помогать, например, один из первых номеров может докладывать обстановку на реке, так как ему препятствия видно лучше, а в некоторых случаях, когда судно проходит плотную шиверу, брать команду на себя, поскольку следующее препятствия ему открываются раньше.

Немного о командах. Команды подаются как для указания начала маневра (обычно после просмотра препятствий), так и для последующих действий. Эти команды обязательны для беспрекословного исполнения каждым членом экипажа. Претензии к капитану высказываются участниками только на берегу. Команда имеет еще и организующее начало, повышая уверенность экипажа в своих действиях.

Наиболее распространенными ошибками не только начинающих, но и опытных капитанов являются несвоевременная подача команды и частые взаимоисключающие команды, которые приводят к нервозности экипажа. Эти ошибки приводят к тому, что члены экипажа, не зная, что им делать, начинают работать вразнобой. Катамаран может оказаться неуправляемым, а это в свою очередь, становится причиной возможной аварии.

В заключении хочется сказать, что грамотное прохождение препятствий, овладение техникой управления судном, подчинение его своей воле делает сплав спортивным и приносит ни с чем не сравнимое моральное и эмоциональное удовлетворение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: