Художественное время и пространство.




Памятка

Как анализировать стихи

Ассоция с названием (первой строкой).

Выделение микросмыслов.

Определение темя, проблематики, даты написания.

4. Интонация:

-разговорная,

-грустная, светлой печали

-трагическая;

-раздумья;

-восхищения;

-интимно-дружеская и др.

5. Образы:

-образ лирического героя(герой, мысли и чувства которого отражены в стихотворении);

-образ-переживание;

-микрообразы;

-доминантные (образ ночи в творчестве Фета);

-символ (пустыня-символ одиночества, сад-символ потерянного рая, метель-символ утраты света, идеалов, крыло- символ поэтического дара и др.);

-концепт (носитель культурной памяти народа: концепт времени, пространства, судьбы, свободы и др.);

-архетипы(первообразы, вечные образы: море жизни, древо мировое, нести крест);

Какая образность преобладает- зрительная или слуховая?

7. Особенности композиции:

-строфичное или астрофичное:

-на сколько частей можно разделить(есть ли зачин, лирическая концовка, кольцевая композиция).

8. Выразительные средства:

-эпитет(пустынный уголок);

-сравнения(«лес, точно терем расписной», «Летели дни, крутясь проклятым роем»);

-антитеза-противопоставление любых элементов произведения: образов, обстоятельств, картин(«Вода и камень»)

-гипербола-преувеличение(«в сто сорок солнц закат пылал»);

-перифраз-замена названия предмета описанием его признаков(море-свободная стихия);

- олицетворение-уподобление неживого живому(отдыхает луг);

-метонимия- перенос наименования с одного предмета на другой: содержание и содержимое (просторный класс- класс молчал), материал и изделие из него(«фарфор и бронза на столе»), имя автора и его произведение(читал Пушкина),место действия и люди (вся столица молилась-т.е. все жители).

-синекдоха-использование единственного числа вместо множественного и наоборот («Мы все глядим в Наполеоны);

-целое вместо части («Белеет парус одинокий», «Так пел ее голос»);

Оксюморон-сочетание противоположных по смыслу определений, понятий (мертвые души, пышное увяданье, радость страдания, прекрасно болен).

9. Стилистические фигуры:

-повтор слов(Настигаю. Настигаю);

-анафора-единоначалие;

-Эпифора-повторение слов в конце строки;

-инверсия-необычный порядок слов (Отговорила роща золотая»);

-риторический вопрос («Что ищет он в стране далекой?»);

-восклицание («Мороз и солнце, день чудесный!»);

-обращение(«Подруга дней моих суровых!»);

-фигура умолчания (…) («Мои мечты…они чисты»);

-асиндетон- бессоюзие («Топи, боры, степи, горы пролетим»);

- полисиндетон-многосоюзие - намеренное повторение союзов;

-парцелляция-деления предложения на самостоятельные отрезки («Враг мой ранен. Полноправен.»)

перенос-фраза, начатая в одном стихе, переносится в следующий стих:

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним…

- 10. Лексика:

-старославянизмы (ладья, врата, перст, властитель, святой, внимать);

-синонимы (стилистические, контекстуальные);

- антонимы(далекий-близкий)

-неологизмы (надвьюжный, золотописьмо авторские);

- фразеологические обороты (играть согласен эту роль);

- эмоциональная лексика, выражающая эмоции, чувства (белокурый-одобрение, белобрысый-пренебрежение);

-экспрессивная лексика, усиливающая выразительность речи (рыдать, реветь);

-тематические группы слов (например, о состоянии природы и состоянии ЛГ).

Морфолгия.

Какие части речи преобладают и почему?

Цветопись

(розовый-цвет мечты, символ юности, чистоты, нежности, Красный-возбуждающий, активный, проникающий, синий-цвет неба, нечто кроткое, тихое и др.);

13. Звукопись (повтор одинаковых звуков):

-аллитерация(повторение согласных звуков):

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона.

- ассонанс (повторение гласных звуков):

Дремотой розовой объята.

14. Размеры:

-хорей;

-ямб;

-дактиль;

Амфибрахий;

-анапест;

Размер может быть осложнен:

-пиррихеем-2 безударных слога; делают разнообразным ритм стихов, написанных двусложным размером:

Не отходя ни шагу прочь.

- спондеем-2 сверхсхемных ударения:

Все знать, все чувствовать, все видеть.

-усеченной стопой- отсутствие безударного слога в конце строки:

Спят во тьме ночной.

- удлиненными стопами- лишний безударный слог в конце строки:

Мой голос для тебя и ласковый и томный.

15. Строфика. Рифма.

Строфа-это сочетание:

-двустиший,

-трехстиший;

-четверостиший(катрен);

-пятистиший;

-шестистиший;

-семистиший (септима);

-восьмистиший (октава) и т.д..

Сонет- 14 стихов(2 катрена+2 терцена или 3 катрена +1 двустишие).

Способы рифмовки:

- парная АА бб;

-Перекрестная АбАб;

-кольцевая АббА.

4 типа рифм:

-мужская (ударение на последний слог);

-женская(на предпоследний слог);

-дактилическая (на 3 слог от конца);

- гипердактилическая(на 4 слог от конца).

Рифма бывает:

- точная (властью-страстью);

-неточная (милый –силой);

-приблизительная(поговорку-пятеркой);

-мужская (ударение на последний слог): попал/на бал;

Женская (ударение на предпоследний слог): селенье/уединенье.

16. Жанр:

-лирическое стихотворение;

-миниатюра;

-послание (К Чаадаеву»);

-сонет;

-элегия;

-баллада и др.

Тематическая группа

-философская лирика;

-пейзажная;

-пейзажно-философская;

-любовная;

- гражданская и др.

Художественное время и пространство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: