Памятка
Как анализировать стихи
Ассоция с названием (первой строкой).
Выделение микросмыслов.
Определение темя, проблематики, даты написания.
4. Интонация:
-разговорная,
-грустная, светлой печали
-трагическая;
-раздумья;
-восхищения;
-интимно-дружеская и др.
5. Образы:
-образ лирического героя(герой, мысли и чувства которого отражены в стихотворении);
-образ-переживание;
-микрообразы;
-доминантные (образ ночи в творчестве Фета);
-символ (пустыня-символ одиночества, сад-символ потерянного рая, метель-символ утраты света, идеалов, крыло- символ поэтического дара и др.);
-концепт (носитель культурной памяти народа: концепт времени, пространства, судьбы, свободы и др.);
-архетипы(первообразы, вечные образы: море жизни, древо мировое, нести крест);
Какая образность преобладает- зрительная или слуховая?
7. Особенности композиции:
-строфичное или астрофичное:
-на сколько частей можно разделить(есть ли зачин, лирическая концовка, кольцевая композиция).
8. Выразительные средства:
-эпитет(пустынный уголок);
-сравнения(«лес, точно терем расписной», «Летели дни, крутясь проклятым роем»);
-антитеза-противопоставление любых элементов произведения: образов, обстоятельств, картин(«Вода и камень»)
-гипербола-преувеличение(«в сто сорок солнц закат пылал»);
-перифраз-замена названия предмета описанием его признаков(море-свободная стихия);
- олицетворение-уподобление неживого живому(отдыхает луг);
-метонимия- перенос наименования с одного предмета на другой: содержание и содержимое (просторный класс- класс молчал), материал и изделие из него(«фарфор и бронза на столе»), имя автора и его произведение(читал Пушкина),место действия и люди (вся столица молилась-т.е. все жители).
-синекдоха-использование единственного числа вместо множественного и наоборот («Мы все глядим в Наполеоны);
-целое вместо части («Белеет парус одинокий», «Так пел ее голос»);
Оксюморон-сочетание противоположных по смыслу определений, понятий (мертвые души, пышное увяданье, радость страдания, прекрасно болен).
9. Стилистические фигуры:
-повтор слов(Настигаю. Настигаю);
-анафора-единоначалие;
-Эпифора-повторение слов в конце строки;
-инверсия-необычный порядок слов (Отговорила роща золотая»);
-риторический вопрос («Что ищет он в стране далекой?»);
-восклицание («Мороз и солнце, день чудесный!»);
-обращение(«Подруга дней моих суровых!»);
-фигура умолчания (…) («Мои мечты…они чисты»);
-асиндетон- бессоюзие («Топи, боры, степи, горы пролетим»);
- полисиндетон-многосоюзие - намеренное повторение союзов;
-парцелляция-деления предложения на самостоятельные отрезки («Враг мой ранен. Полноправен.»)
перенос-фраза, начатая в одном стихе, переносится в следующий стих:
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним…
- 10. Лексика:
-старославянизмы (ладья, врата, перст, властитель, святой, внимать);
-синонимы (стилистические, контекстуальные);
- антонимы(далекий-близкий)
-неологизмы (надвьюжный, золотописьмо авторские);
- фразеологические обороты (играть согласен эту роль);
- эмоциональная лексика, выражающая эмоции, чувства (белокурый-одобрение, белобрысый-пренебрежение);
-экспрессивная лексика, усиливающая выразительность речи (рыдать, реветь);
-тематические группы слов (например, о состоянии природы и состоянии ЛГ).
Морфолгия.
Какие части речи преобладают и почему?
Цветопись
(розовый-цвет мечты, символ юности, чистоты, нежности, Красный-возбуждающий, активный, проникающий, синий-цвет неба, нечто кроткое, тихое и др.);
13. Звукопись (повтор одинаковых звуков):
-аллитерация(повторение согласных звуков):
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
- ассонанс (повторение гласных звуков):
Дремотой розовой объята.
14. Размеры:
-хорей;
-ямб;
-дактиль;
Амфибрахий;
-анапест;
Размер может быть осложнен:
-пиррихеем-2 безударных слога; делают разнообразным ритм стихов, написанных двусложным размером:
Не отходя ни шагу прочь.
- спондеем-2 сверхсхемных ударения:
Все знать, все чувствовать, все видеть.
-усеченной стопой- отсутствие безударного слога в конце строки:
Спят во тьме ночной.
- удлиненными стопами- лишний безударный слог в конце строки:
Мой голос для тебя и ласковый и томный.
15. Строфика. Рифма.
Строфа-это сочетание:
-двустиший,
-трехстиший;
-четверостиший(катрен);
-пятистиший;
-шестистиший;
-семистиший (септима);
-восьмистиший (октава) и т.д..
Сонет- 14 стихов(2 катрена+2 терцена или 3 катрена +1 двустишие).
Способы рифмовки:
- парная АА бб;
-Перекрестная АбАб;
-кольцевая АббА.
4 типа рифм:
-мужская (ударение на последний слог);
-женская(на предпоследний слог);
-дактилическая (на 3 слог от конца);
- гипердактилическая(на 4 слог от конца).
Рифма бывает:
- точная (властью-страстью);
-неточная (милый –силой);
-приблизительная(поговорку-пятеркой);
-мужская (ударение на последний слог): попал/на бал;
Женская (ударение на предпоследний слог): селенье/уединенье.
16. Жанр:
-лирическое стихотворение;
-миниатюра;
-послание (К Чаадаеву»);
-сонет;
-элегия;
-баллада и др.
Тематическая группа
-философская лирика;
-пейзажная;
-пейзажно-философская;
-любовная;
- гражданская и др.
Художественное время и пространство.