К двум годам речь становится основным средством общения с взрослыми. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать.




РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

К 2-3 месяцам – гуление (специфические голосовые реакции), их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка – кряхтение, радостное повизгивание.

3-4 месяца – лепет.

Второе полугодие – в лепете появляются четкие звуки (6 мес.). Среди гласных чаще всего – А, из согласных – П, Б, М, К, Т.

К концу первого года – гласные (А, У, И) – наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (М, П, Б), обусловленные физиологическим актом сосания; заднеязычные (К, Г, Х), связанные с физиологическим актом глотания и их сочетания.

Период лепета совпадает с формирование у ребенка функции сидения. Первоначально ребенок пытается присаживаться. Постепенно у него возрастает способность удерживать туловище в положении сидя, что обычно окончательно формируется к 6-ти месяцам.

В 7-8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Например, когда ребенок поворачивает голову и глаза в ответ на вопрос: «Где мама?», «Где баба?». В это время начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации. При многократном повторении взрослым слов в сочетании с показом предмета у ребенка постепенно образуется связь между зрительным представлением предметов и звучащим словом. Таким образом, понимание слышимого устанавливается задолго до того, как ребенок может это произнести.

Первые слова появляются к концу первого года. Это совпадает с этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная манипулятивная деятельность рук, в захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев (у девочек первые слова могут появляться в 8-9 месяцев, у мальчиков в 11-12 месяцев).

 

Первые слова, употребляемые ребенком в речи, имеют ряд особенностей: одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания и обозначать предмет («мама» - обращение, просьба, указание, жалоба). Первые слова обычное представляют собой сочетания открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.п.). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно.

Речевая активность ребенка в этом возрасте ситуативна, тесно связана с предметно-практической деятельностью и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении. Произнесение ребенком слов сопровождается, как правилом, жестом и мимикой.

Второй год жизни – четко произносят гласные (А, У, О, И), но звуки Ы, Э заменяются на И, Е.

Ряд твердых согласных заменяют мягкими переднеязычными (Т, Д, С, З).

Отсутствуют шипящие звуки и Л, РЬ, Р.

Отмечается также упрощенное произнесение слов. Слово укорачивается или произносится только один слог (молоко – мокко или ко).

На 2-м году возможны замены звонких согласных глухими.

Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает индивидуально. Особенно быстро словарь пополняется в последние месяцы второго года.

К концу второго года формируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее появления. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания и т.д. Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования («мама, дай», «папа, иди», «Ляле пить дать»). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

Для фраз конца второго года жизни характерно то, что он и больше частью произносятся в утвердительной форме и имеют особый порядок слов, при котором «главное» слово стоит на первом месте. В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными.

К двум годам речь становится основным средством общения с взрослыми. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать.

Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении его с взрослым. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и постоянно на близком расстоянии видеть лицо говорящего. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только в речевом, но и общем психическом.

Третий год жизни. Достаточно развито фонематическое восприятие (не смешивает слова), но в речи ребенок заменяет сложные звуки на более легкие: Р, Л заменяет на Й, ЛЬ; шипящие и твердые – мягкими свистящими; свистящие – звуками ТЬ, ДЬ (шуба-сюба, санки-сянки-тянки).

Звук Ц – отсутствует или заменяется на Т или С. Усваивают мягкие согласные СЬ, ЗЬ, йотированные. Звук Х заменяется на К. Затрудняются в воспроизведении многосложных слов.

На третьем году резко усиливается потребность ребенка в общении. Также возрастает возникшая в конце второго года способность к словотворчеству.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложении. От простой двусловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форма существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.

 

После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Считается, что звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к 4-5-ти годам.

Звуки русского языка появляются в речи ребенка постепенно: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позже всего появляется Р. Формирующиеся нормативные звуки вначале очень неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или утомлении ребенка.

 

Четвертый год жизни (возраст «почемучек») – правильно произносят И, Э, Х. Более четко начинают произноситься свистящие и Ц. Допустимы замены свистящих на шипящие, соноров на йотированные. В многосложных словах дети сохраняют слоговую структуру, но могут переставлять слоги.

Фонематический слух: довольно четко подмечают несовершенство у других, хотя сами могут неправильно говорить (совершенствуется фонематический слух).

Фразовая речь усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6-ти слов. В речи используют предлоги и союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. Ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи.

 

Пятый год жизни. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных; редко наблюдается пропуск звуков и слогов; в основном правильно произносят шипящие, Л, Р, РЬ. В этом возрасте допустимы трудности произношения звуков С, Ш, Л, Р и их стечений в одном слове (шоссе - соше). (Дети из логопедической группы детского сада выделяют гласные в начале слова, способны узнавать звук на фоне остальных У_тка, пО_лка).

К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь.

В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В него речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов.

К концу пятого года ребенок начинает овладевать контекстной речью, то есть самостоятельно создавать текстовое сообщение. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексико-логической и фонетической характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов.

Наряду с количественным и качественным обогащением речи, возрастанием ее объема в речи ребенка 5-6-ти лет наблюдается увеличение грамматических ошибок, неправильное изменение слов, нарушения в структуре предложений, затруднения в планировании высказывания.

 

Шестой год – полностью должна быть сформирована вся звуковая система родного языка. Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным.

 

Седьмой год – ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи.

 

 

В дошкольном возрасте постепенно развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. В возрасте трех лет эти механизмы находятся в фазе начального становления. Ребенок может произносить отдельные слова или фразы в любую фазу дыхания, как во время выдоха, так и во время вдоха, а также в период паузы между ними. Это может внешне выражаться в «захлебывании» речью, речью на вдохе и пр.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: