Умение и навык как механизмы управления телодвижениями спортсмена - пауэрлифтера.




Еремин Г.А.

Глубокое теоретическое понимание вопросов практики всегда связано с тем терминологическим (понятийным) аппаратом, которым владеет тренер. В свою очередь, хорошее владение понятийным аппаратом помогает расширять сознательный компонент своих представлений о реальной действительности.

В тренерской среде термины «умение» и «навык» весьма распространены, часто на слуху, но вот вопрос в том, что видит тренер за этими терминами относительно тела спортсмена? И еще, насколько хорошо он может эти понятия определить, а значит осознать суть явления. Ведь даже в специальной литературе эти понятия определяются неоднозначно. Но любому искателю понятно, специальная литература - это единственный источник теоретического (опосредованного) проникновения в сложные вопросы практики.

Поставим себе такой вопрос: нужны ли практикующему тренеру-преподавателю такие глубочайшие знания о навыке и умении, как феноменах, которые имеют в своем распоряжении физиология и психология на данном этапе развития этих наук? Ведь что-то подсказывает нам, что тренировочный процесс не остановится лишь от того, что тренер не сможет дать определения понятиям «двигательный навык» или «умение». Практика обучения спортивным двигательным действиям (СДД) в области пауэрлифтинга есть, и можно заметить, что тренер ориентируется в этом вопросе неплохо, опираясь только на внешнюю двигательную активность спортсмена, не углубляясь во внутренние процессы активности психической. Чтобы ответить на этот и другие вопросы (которые наш анализ вскроет), нам нужно выбрать исходный метод познавательной активности тренера касательно изучения практики. Это метод наблюдения.

Собирая представления о двигательном навыке, мы попытаемся с максимальным практическим намерением, насколько это будет возможно, рассмотреть феномен двигательного навыка относительно конкретной двигательной активности спортсмена - пауэрлифтера, исполняющего соревновательное упражнение - приседание, жим, или тяга. Так же мы должны показать, каким представлениям (концепциям) предоставили наибольшие предпочтения в описании этого явления. Анализ доступной литературы позволил остановиться на наиболее приемлемых для собственного осмысления данного феномена литературных источниках. Наиболее объясняющими, на наш взгляд, являются работы Н.А Бернштейна[1,2,3,4], Чхаидзе Л.В. [14], В.Б. Коренберга [5,6,7,8]. Что касается глубокой методической (пошаговой) проработанности вопросов становления, совершенствования и эксплуатации двигательного навыка, то нужно обратиться к работе Ю.К. Гавердовского [9]. Работы Дмитриева С.В. [10,11,12,13]помогут сориентировать нас в теоретических аспектах образовательного развития при обучении двигательным действиям.

Давайте для начала обратим внимание, как мы обычно говорим: «спортсмен умеет приседать».Подчеркиваю; умеет писать, умеет читать, умеет жать, приседать и т.д. Мы не говорим «навык приседания», «навык чтения». Хотя знаем, что автоматизация (освобождение сознания от тотального контроля, за деталями движений и телодвижений) письма или чтения очень высока, но все же мы говорим «умеет писать». Получается, что умение как сознаваемый компонент управления движениями, есть то свойство нервной системы, на которое в первую очередь нужно обратить внимание. Научить уметь выполнять какое-либо двигательное действие – вот первоначальная задача тренера или того, кто взялся обучать.

Спортивное двигательное умение (СДУ) – некоторый фиксированный функциональный механизм, обеспечивающий способность спортсмена адекватно реальной действительности произвольно формировать и решать определенный круг «родственных» по своей схеме спортивных двигательных задач (Коренберг В.Б. 2005).

Спортивный двигательный навык (СДН) – долговременно фиксированный нервный механизм, обеспечивающий способность (возможность) осуществлять СДД как двигательный акт по некоторой схеме (носящей «имя» этого СДД: например, «сальто назад с места»), но только при условии наличия в данный момент необходимого уровня функциональных возможностей (Коренберг В.Б. 2005).

Итак, у нас есть два понятия, которые дают общие представления об этих явлениях, указывая место локализации и степень доступности сознанию этих механизмов управления движениями. Уровень умения позволяет нам управлять своим телом сознательно в сфере решения двигательной задачи по некоторой схеме (технике). Уровень навыка не доступен для сознания, но запускается по мотивам умения и как-то актуализирует схему (технику) нужного нам СДД. Мы говорим «как-то», потому что не знаем, как простой психический акт, например, присесть, запускает физиологические,а потом и биомеханические механизмы осуществления этого акта. Нужно признать, нашему сознанию недоступны программные (фоновые) уровни управления движениями, т.е. невозможно уловить, как нервная система осуществляет перекодировку с языка двигательных представлений, входящих в двигательную задачу - присесть - на язык мышечной формулы движений того же акта - присесть. На первый взгляд, элементарнейший двигательный акт - приседание со штангой на плечах, а сколько мышц и в разных режимах должны включиться в работу, чтобы осуществить его. Почти все мышцы тела. Задача для сознания не решаемая. Но есть в нервной системе механизм, который с этой задачей справляется легко - это субкортикальные уровни построения движений, по терминологии Н.А Бернштейна, это уровень синергий и штампов, или таламо-паллидарный уровень В.

Уровень В обеспечивает следующие функции:

- обширные мышечные синергии, т.е. способность вести высокослаженные движения всего тела, вовлекающие в согласованную работу многие десятки мышц;

- способность стройно и налажено вести движение во времени, обеспечивая правильное чередование сокращения мышц и движения конечностей (ритм);

- способность к штампам, к чеканной повторяемости движений.

Вот в этом уровне и «залегают» наши пресловутые двигательные навыки, или автоматизмы управления движениями пауэрлифтера. И важно ясно представлять следующее, навык - это не одномоментное запечатление в ЦНС какого-то рисунка движения, который раз за разом штампует однообразные движения. Навык - это функциональный механизм, который выстраивает движения, исходя из наличной ситуации решения двигательной задачи. Посмотрите, как исполняет упражнение опытный спортсмен. Его движения в каждом повторении похожи друг на друга. Эту похожесть, или стабильность, двигательного акта обеспечивают механизмы постоянной сенсорной слежки за отклонениями. Двигательная ситуация ежесекундно меняется, побуждая нервную систему оперативно изменять и совершенствовать средства решения данной двигательной задачи, сохраняя нужную схему СДД. Рассмотрим такой пример: ситуация, в которой нужно выполнить многоповторные приседания. Нарастающее утомление побуждает нервную систему незначительно менять конфигурацию поз, в результате изменяются плечи сил рычага и плечи сил мышц этого рычага, как следствие, меняется вектор нагрузки на пучки мышц, вводя в работу свежие двигательные единицы, давая возможность восстановиться уставшим мышечным волокнам. Усталость нарастает, внутренняя ситуация осложняется, но упражнение повторяется стабильно с минимальными отклонениями от нужной схемы. Еще пример, рассмотрим ситуацию не с нарастающим утомлением от повторения к повторению в одном подходе, а ситуацию нарастающего веса отягощения в каждом новом подходе до личного физического предела. Большая тяжесть перемещаемого груза уменьшает возможность «чисто» динамического режима работы мышц. В такой ситуации управление телодвижениями осуществляется вынужденной сменой динамического режима работы мышц статическим режимом, и обратно. Можно сказать, что на первый план здесь выступают механизмы не только внутримышечной (как в первом примере), но и межмышечной координации. Другими словами, данный механизм определяет, насколько сила группы мышц сустава, например тазобедренного, близка к максимально возможной силе в динамическом режиме, чтобы вынужденно перейти в статический режим, тем временем, позволяя динамическое движение в смежном суставе, коленном, пока он находится в благоприятном плече рычага. Напомним, в статическом режиме можно проявить большую силу и, меняя лишь конфигурацию суставов (качаться как маятник), можно вернуть динамическое движение в суставе, который ранее вынужденно «застрял» в статике. Поясним. Представим шарнирно-рычажную модель тела человека (см. Рис 1). Допустим, угол тазобедренного сустава застыл в статике, а смещается лишь общий центр тяжести системы (ОЦТС) на носки. В результате этого смещения происходит облегчение (инерционное) разгибания коленного сустава, и, как следствие, смещаются (навстречу друг другу) точки прикрепления концов мышц к костям этого сустава. Смещение точек (Рис 2) прикрепления концов мышц к костям приводит к снятию запредельного напряжения в мышце (мышцах), и она (мышца) может выполнить работу в динамическом режиме - сократиться. Но, чтобы проекция ОЦТС не вышла за границы поля устойчивости стопы, нужно вовремя остановить разгибание в коленных суставах и начать разгибание уже силовым манером в тазобедренных суставах. ОЦТС будет смещаться то на пятки (разгибается тазобедренный сустав), то на носки (коленный), а движение в ОЦТС будет иметь вид качающегося маятника. В завершении ряда примеров можно вспомнить разного рода анталгические (противоболевые) телодвижения, которые проявляются при мелких травмах и в некоторых случаях патологически закрепляются в навыке, принимая форму индивидуального стиля исполнения упражнения.

Возникает вопрос с позиции тренера, что доступно непосредственно моему восприятию, а что доступно только умозрительно? Мы можем видеть только внешнее поведение человека, делающего первые пробы выполнить какое-то простое движение или рекомендуемую (тренером) систему сложных движений. Другими словами, мы видим внешнюю двигательную активность спортсмена, взаимодействующего со средой. А что мы не видим? Мы не видим внутреннюю активность (умения, навыки), которая управляет внешней, но допускаем, что она есть. Далее нужно сказать так: заинтересованы мы всегда только в высоком качестве внешней двигательной активности, которая видима, так сказать, онлайн, сразу нами оценивается (хорошо, плохо) и отвечает прямому управлению непосредственно через контакт (можно «лепить» спортсмена, буквально, руками). Далее у нас есть два плана, внешний и внутренний, которые мы будем держать в голове. Работаем с внешним, формируем внутренний. Можно сказать так: качественно выстраивая внешний план двигательного действия, качественный получим и внутренний план. Обратим внимание, что на практике так, в основном, и происходит. Грамотный тренер, имея хорошие знания о технике избранного соревновательного упражнения, подбирает оптимальный для спортсмена способ (тяга сумо или классика) его исполнения. И имея в «друзьях» время, предлагает пробами оттачивать избранную им форму движений до автоматизма, совершенства в каком-то смысле.

Выше было сказано следующее суждение: исполняя (повторяя) новую схему системы движений и телодвижений, одномоментно формируется (во многом независимо от нас) внутренний план управления этими телодвижениями. Нужно уточнить, что формирование внутреннего плана - это наличие уже каких-либо структур, которые должны организоваться во что-то новое в своих связях, как новый результат. Другими словами, ЦНС в своем распоряжении имеет готовые механизмы (умение, навык), которые позволяют субъекту выполнять любую двигательную задачу сразу (конечно, доступную анатомически и/или физически нашему телу) уже при первых пробах. Но, когда дело коснется качества исполнения нового СДД, тут уже нужно повторение за повторением, чтобы, отражая раз за разом требуемую форму телодвижений, запечатлеть ее внутренне, как новый исполнительный механизм (навык нового СДД). Т.е. тренер, начиная обучение движениям, допускает; чтобы осуществить простое телодвижение, например, согнуть руку в локте, у нас уже должен быть достаточно совершенный внутренний план, и он есть, и что еще более важно, хорошо организован морфологически и функционально.

Давайте размышлять, взяв для наблюдения отдельный фрагмент спортивной двигательной активности спортсмена - пауэрлифтера – приседание со штангой на плечах.

Человек с детства умеет приседать и повторял это двигательное действие много раз в разных ситуациях и условиях, следовательно, вся совокупность навыков, чтобы довести данное движение до конца, у него есть. Возникает вопрос, нужно ли формировать еще какие-либо навыки у воспитанника? Если внимательно присмотреться к практике, то никто там ничего нового не формирует, а просто «натаскивает» до определенной готовности физические кондиции воспитанника, которые со временем, аккумулируясь, должны обеспечить определенную (целевую) физическую готовность спортсмена. Это позволит в дальнейшем выполнить спортивное упражнение в нужной для спортсмена (тренера) схеме.

Новичку на начальном этапе освоения соревновательных приседаний сложно реализовать предписанную схему СДД не от того, что у него отсутствует управленческий механизм (умение, навык), а потому что нет физической (силы, подвижности в суставах и т.д.) обеспеченности данного механизма. В.Б. Коренберг «… У гимнаста есть навык выполнения стойки на руках, но нарушена подвижность плечевых суставов и он не может выполнить стойку. Вернется подвижность - вернется эта способность, навык сохранен, заново формировать его не нужно».

Давайте увидим особенности двигательной активности обычного приседающего человека. Изначально будем исходить из того положения, что все мы умеем приседать (даже дети), а значит двигательный навык, как фиксированный неоднократными попытками (приседать) функциональный механизм, обеспечивающий нужные телодвижения, уже имеется в наличии. Можно с уверенностью сказать: нет ни одного человека, который бы впервые столкнулся с двигательной задачей - присесть, более того, мы умеем это делать по-разному: на стул, на корточки, на одной ноге и т.д. Обратим внимание, как сидит на корточках взрослый человек и ребенок. Первый: согнув ноги в коленях, держится на носках ног (прижмёт пятку - упадет назад), а ребенок трех лет: согнув ноги в коленях, сидит довольно глубоко, держась на полной ступне с минимальным (для такой глубины «седа») отклонением коленей вперед и, заметим, с ровной спиной. Не правда ли, образцовая техника седа у ребенка для любого спортсмена- пауэрлифтера (см.: рис. 3)?! В чем тут парадокс? Ребенок умеет приседать, многие взрослые уже нет.

Рис. 3 (Источник заимствования — ресурсы мировой Сети)

Итак, на первый взгляд нам может показаться, что как бы этап обучения можно и сократить, а всю активность направить на физическую подготовку.Так оно в действительности и происходит. Воспитанник, приседая «выпячивает» колени вперед. В чем причина?Недостаточна подвижность в суставах.Что делаю: экспериментирую с шириной расстановки стоп или растягиваю спортсмена. При вставании из приседа воспитанник излишне складывается в тазобедренном суставе (все делает через спину), сводит колени внутрь.Причина: слабые мышцы ног. Что делаю: использую подводящие упражнения, т.е. начинаю нагружать воспитанника в той части СДД (предварительно выделив эту часть), в которой он может выполнять нагруженные телодвижения, не искажая техники (как должно быть сделано).

Итак, у нас есть сознательная целенаправленная активность субъекта в форме готового спортивного двигательного действия, а способы выполнения этого действия, операции, нужно еще осознать, и осознать необходимо первоначально тренеру на уровне познавательно-исследовательском, а потом и ученику на уровне субъективно-личностном. Также мы знаем, что каждая операция первоначально формируется как действие, и можно предположить, что когда-то это действие формировалось сознательно, а это означает, что в определенных условиях может быть осознано вновь. Например, как происходит обучение толканию ядра. Тренер сознательно выделяет отдельные действия, а ученик эти отдельные действия сознательно осваивает. Каждое выделенное действие ранее должно было быть в опыте ученика. Например, фаза финального разгона ядра включает операции: 1) опережающий поворот таза и левой ноги, 2) «скручивание» таза относительно плечевой оси, 3) активное «вращательное разгибание правой ноги, 4) раскручивание тазового пояса и «рывка» правым плечом. Показанные выше телодвижения и движения, конечно же, присутствовали в опыте ученика и, независимо от вновь строящегося упражнения,они были только осознаны, как минимальный элемент целостного, вновь разучиваемого движения. Кто из нас не вращал тазом (плечами), разгибал, отводил-приводил, скручивал ногу и т.д. Все мы, и каждый из нас, это делаем без затруднений. Затруднения появляются тогда, когда эти отдельные телодвижения и их связки нужно объединить в новое движение с собственной целью, например, толкнуть дальше. Данное спортивное упражнение искусственно создано и достаточно хорошо исследовано, а интересующийся тренер знает, как оно построено и как его «строить». И не только «строить», но и «ремонтировать» в процессе эксплуатации, т.е., зная устройство чего-либо поэлементно, структурно и целостно, можно мысленно производить монтаж и демонтаж с целью выявления и устранения ошибок, пороков, изъянов техники в проблемных участках СДД. Можно сказать так, обучение данному упражнению проходит осознанно с опорой на знания биомеханической, физиологической и психологической природы движений и организовано на основе методических принципов обучения двигательным действиям.

Не так все просто относительно соревновательных упражнений в пауэрлифтинге. Простота данных упражнений привносит свою сложность в понимание этой двигательной активности. А именно, следует отметить сложность выделения и чувственного различения субъектом (исследователем - тренером, спортсменом) отдельного структурного компонента выбранной активности.Выше мы отметили, что двигательное действие «приседание» дается нам уже в готовом виде, и поэтому операционный состав частично, или вовсе, не отмечен в нашем сознании. Осознать - значит сначала знать («Если не знаешь, то и не увидишь» - И.П. Павлов.).Знания о движениях - первоначальная цель тренера. Также представляется разумным начинать исследовательскую деятельность с изучения биомеханических (объективных) характеристик упражнения. Далее полученные знания нужно педагогически адаптировать. Это означает, что знания, как объективные факты для всех, обратить в знания для себя, знания в действие. Отметим, в нашем случае, процесс обучения - это всегда переучивание. Простое переучивание ничего не прибавляет к осознанию механизмов управления движениями, так сказать, «из темноты в темноту», только конечный результат и видим,можно отметить «закрытость» для сознания (спортсмена, тренера) отдельных элементов внутренней (психической) активности. Следовательно, чтобы процесс обучения в пауэрлифтинге не оставался простым механическим (моторным) заучиванием, нужно перенести акцент в обучении с внешних действий-движений (которые в любом случае мы формируем) на внутренние смысловые действия, а для этого нужно вербализовывать двигательные представления и моторно-чувственные образы.

Список литературы

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990.

2. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М.: Медгиз, 1947. – 255 с.

3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.

4. Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. М., 2003.

5. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии. Учебное пособие. – М, Советский спорт, 2005, 232 с.

6. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник: Учебное пособие. – М:. Советский спорт, 2004. – 340 с.

7. Коренберг В.Б. Активность – протосознание – деятельность – сознание (обращение к проблеме общей теории деятельности) / В.Б. Коренберг. – М.: КДУ, 2011. – 216 с.

8. Коренберг В.Б. Двигательная задача, двигательный навык / Коренберг В.Б. // Гимнастика: [сб.]. - М., 1986. - Вып. 1. - С. 41-44.

9. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. – М.: Физкультура и Спорт, 2007. - 912 с., ил.

10. Дмитриев С.В. Принципы и методы антропно организованного образовательного обучения двигательным действиям // Физ. воспит. студентов. 2010, №1, с 24-33.

11. Дмитриев С.В., Михайлов Ю.А. Теория спортивной техники и «семантика движений» - в поисках взаимодействия // Физ. воспит. студентов. 2010, №4, с 15-25.

12. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека // Теор. и практ. физ. культ. 1999, №9, с.2-6.

13. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Смысловое проектирование спортивных действий (от "модели объекта" к "модели проекта") // Теор. и практ. физ. культ. 1996, №1, с. 51-56.

14. Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека. М: Физкультура и спорт, 1970.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: