Мистические и естественнонаучные взгляды древних




 

В древних цивилизациях календари были основаны на движении по небу Луны. Год состоял из 345 дней. Египтяне, составляя календарь учитывали и движение Солнца. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый, и к концу года добавлялись пять праздничных дней в честь Осириса, Гора, Сета и Нефтиды, что давало в общей сложности 365 дней в году. И в последствии, древнеегипетский календарь лег в основу современного календаря.

 

Египтяне часто изучали небо. Они открыли множество звезд, например Полярную звезду, и созвездий, таких как Большая и Малая медведицы. Египетские астрономы также различали планеты, видимые без телескопа: Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн.

 

Так же в Египте врачеватели делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические условия и погодные факторы, кишечных паразитов. Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и магические приемы. Медицинские познания древних египтян были весьма обширны. Сохранившиеся на папирусе руководства дял врчей описывают, как лечить недомогание, и свидетеьствуют о хорошем знании анатомии, достигнутом, благодаря бальзамированию.

 

Так же в Древнем Египте зародилась наука – геометрия.

 

Еще в древности китайцы заметили, что шелковичные черви (гусеницы бабочки шелкопряда) плетут свои коконы из красивых и прочных нитей. Они стали разводить шелковичных червей, разматывать их коконы, а из нитей ткать тончайшую блестящую ткань - шелк.

 

Изысканные китайские шелковые ткани мечтали заполучить правители и богатые красавицы во многих странах. Эти ткани стоили очень дорого. Долгими месяцами, а иногда даже годами везли их из Китая через Центральную и Среднюю Азию в страны Ближнего Востока, а потом и дальше - в Средиземноморье. Великий шелковый путь пролегал через горные хребты и равнины, пустыни и реки. Терпеливо двигались по нему караваны верблюдов, лошади, нагруженные ценной поклажей. Торговцы рассчитывали получить хорошие прибыли в далеких землях.

 

Нередко на караваны нападали грабители, тогда купцам и погонщикам приходилось защищать свой товар с оружием в руках. Великий шелковый путь в течение многих столетий связывал Китай со многими странами и народами.

 

Из растений, камней, глины китайцы делали яркие и прочные краски. Художники с удивительным мастерством создавали картины на шелке, дереве. Они открыли секрет лака, которым покрывали деревянные изделия, зонтики, даже обувь, делая их блестящими и водонепроницаемыми.

 

Китайцы, как вы уже знаете, изобрели бумагу. Секрет ее производства они хранили в тайне от чужеземцев. Бумага была намного дешевле, чем шелк. Вскоре бумага стала основным писчим материалом в Китае.

 

Еще в середине 1 тысячелетия до н. э. китайцы использовали для фейерверков удивительное изобретение - порох. Прошло несколько столетий, и они поняли, что порох может быть страшным оружием. Соединение его с огнем приводило к взрыву.

 

В своих путешествиях китайцы ориентировались не только по звездам или по природным приметам. Они изобрели древнейший компас. В центр листа из полированной бронзы помещали ложку, сделанную из магнитной породы. Ложка вращалась и затем застывала на месте. Ее ручка указывала на север.

 

В Китае нередко случались землетрясения. Китайцы создали прибор, предсказывающий землетрясения.

 

Китайцы были искусными врачами. Они знали тайны растений и минералов и делали из них лекарства от многих болезней. Китайские врачи очень хорошо изучили человеческое тело, открыли в нем точки, воздействие на которые улучшает здоровье человека, С помощью золотых иголок, втыкаемых в такие точки, врачи успешно лечили многие серьезные заболевания.

 

Китайские крестьяне были очень трудолюбивы. Они вывели новые сорта овощей и плодовых деревьев, научились выращивать чайные кусты, собирать и хранить их листья. Золотистый напиток - чай - считали целебным, придающим человеку си

5. Общие закономерности развития

психологических идей на Западе и Востоке

 

Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей.

 

Философская мысль, во-первых, и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. Для мифологии свойственна неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть, и другие.

 

Во-вторых, философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. Так, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тысячелетию до н.э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае философия возникает в VI-V вв. до н.э., когда там начался процесс классового расслоения общества: разорение общинников и рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей.

 

Античная философия в Греции возникла в городах-государствах ("полисах") на рубеже VII-VI вв. до н.э. сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем - в греческих городах острова Сицилии, и, наконец, в Греции - в Афинах (V в. до н.э.) и была связана с возникновением и развитием классового, рабовладельческого общества, которое создавало условия для расцвета культуры древнего мира.

 

На Руси возникновение и развитие философии также связано с развитием классового (феодального) общества и формированием государства. Наиболее крупными были древнерусское, или Киевское, государство на Днепре, а также древнеславянские государства на Дунае, Висле и Эльбе.

 

Нельзя не отметить, что на формирование философии в более поздних в своем возникновении государствах (а на Руси государство возникает в VI в. и его становление продолжается вплоть до VIII в. н.э.) оказывают влияние более ранние философские системы древних государств.

 

В-третьих, философия Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда: "как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать". А чтобы эти ценные плоды получить, человек должен овладевать философской мудростью: ему следует научиться разбираться в таких проблемах, как мир и его познание, человек и природа, смысл жизни человека и др.

 

 

И восточная, и западная философия древнего мира интересовались проблемами добра и зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества, любви и ненависти; счастья, наслаждения и страдания и другими... Россыпью афоризмов, фокусирующих мысли великих философов, сопровождается все развитие философии:

 

Гераклит: "Один для меня - десять тысяч, если он наилучший";

Демокрит: "Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит";

Эпикур: "Смерть не страшна: я до нее, она после меня";

Платон: "Великодушие - утонченное использование обстоятельств: величие души, соединенное с разумом";

Аристотель: "Дружба есть необходимое условие совместной жизни";

Конфуций: "Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей";

Лао-цзы: "Человек, обладающий высшей добродетелью, в отношениях с людьми должен быть дружелюбным; в словах должен быть искренним; в управлении (страной) должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время".

В-четвертых, мировоззренческий характер философского знания - также закономерность развития философии Запада и Востока. Хотим мы этого или нет, но философские идеи, взгляды, теории, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, а иногда эклектическими (соединениями этих двух типов мировоззрений). Так, в Древней Греции явно материалистическая трактовка философских проблем просматривается у представителей Милетской философской школы. Основатель этой школы Фалес считает первоосновой всего сущего воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - алейрон (неопределенное). Материалистические основы мира предлагаются Анаксагором, который полагал, что все вещи состоят из неких "семян", названных им гомеомериями, т.е. подобночастными. Эмпедокл в своем сочинении "О природе" утверждал, что огонь, воздух (именуемый им эфиром), вода и земля - это те элементы, или первоосновы, из которых возникают различные вещи. Нечто аналогичное мы обнаруживаем и в восточной философии. Например, в древнейшей философской книге Индии "Упанишады", а также в философской древнеиндийской школе "червака" утверждается, что субстанциональной основой всего сущего являются вода, огонь, земля, воздух. Совсем как об этом учил Эмпедокл!

 

Древнегреческий философ IV в. до н.э. Платон учил о существовании двух миров - "мира идей" и "мира вещей". "Мир идей" содержит общие понятия, а "мир вещей" - это отблеск "мира идей": в "мире идей" существуют идеальные сущности, а в "мире вещей" единичные вещи как порождение этих сущностей. Учение об идеях Платон дает в сочинениях "Пир", "Федон", "Федр", "Государство", а проблема отношения идей к материальному миру разрабатывается в сочинениях "Теэтет", "Парменид", "Софист", "Критий". Он учит, что материя - чистая "инаковость" идеи, ее "несущее". Сущее же материи - идея. Подлинное бытие - это идеальное бытие, напоминающее пирамиду, в основании которой лежит идея прекрасного, выступающая "сутью начала познания и движения", рядом с ней находятся идея блага и идея мудрости (истины).

Следующей общей закономерностью развития философии Запада и Востока является ее стремление к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость. Речь идет об отношении к науке и методологической функции философии.

 

С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации. В этом отношении показательно конфуцианство, которое, возникнув в V веке до н.э., получило широкое распространение не только в Китае, но и в других странах Востока, ряд его концепций жив и сейчас. Так, например, концепция "сяо", или сыновней почтительности, уважения к старшим, предлагает на основе понимания сущности всех добродетелей строить свое поведение в отношении старших и по возрасту, и по социальной иерархии. Забота о престарелых, уважительное и милосердное к ним отношение, терпимость к их недостаткам, умение использовать ценное из жизненного опыта старших - вот далеко не полный перечень того благоразумного и почтительного поведения, которое Конфуций предлагает людям.

 

 

Если обратиться к западной философии, то и в ней хорошо просматривается методологическая функция философии. Например, греческие философы - софисты, которые вошли в историю философии под названием учителей мудрости и красноречия, ставили своей задачей научить своих учеников хорошо, "сильно" мыслить, выступать со знанием сущности предмета, о котором ведется речь, и использовать свои философские знания в политической деятельности.

 

История становления психологии уникальна. Она вышла их философии и в настоящее время занимает одну из важнейших ступеней в жизни общества.

Экскурс в историю помогает понять этапы формирования философских взглядов, а так же историю развития самих государств.

 

 

Список литературы

· История психологии, Под редакцией П. Я. Гальперина, А. И. Ждан

 

· ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. Б. Н. Рыжов. – М.: Военное издательство, Типография Воениздата. 2004.

 

· Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.

 

· Ждан А. Н.История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва Ж42 МГУ, 1990.—367 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: