Приложение 14: Письмо группы русских католиков митрополиту Николаю Автономову, 1946 г.




 

Париж, 24 декабря 1946 г.

 

Высокопреосвященнейшему митрополиту Николаю

27, Рентгеншрассе, Мюнхен

 

Ваше Высокопреосвящентсво,

Отец Архимандрит Христофор[296] сообщил нам, русским католикам, о Вашем желании получить сведения о церковной жизни в Париже и попросил ответить на этот, интересующий Ваше Высокопреосвященство вопрос.

С радостью откликаемся на приглашение выразить при этом наше отношение к святому делу соединения русской православной церкви с Римом и, таким образом, войти в общение с Вашим Высокопреосвященством для установления общей линии действия в нашей работе. Нам также необходимо знать мнение столь видного архипастыря русской православной церкви, соединившегося с Римом, для того, чтобы если соображение Вашего Высокопреосвященства созвучны нашим, получить в Вашем лице поддержку и руководство.

Русский православный Париж, как Вам, наверное, известно, разделен на 3 юрисдикции: Константинопольскую, Патриаршую Московскую и Анастасиевскую[297]. К первой юрисдикции принадлежит большинство приходов и духовенства, ко второй – примерно 1/3 приходов, а к третьей 2 или 3 священника, из которых только у одного имеется приход в окрестностях Парижа.

Среди этой массы православных, русских католиков насчитывается около 200 человек, из которых только незначительное число может считаться действительно сознательными русскими католиками. Таковыми мы называем тех верующих, которые приняв католичество, сохраняют весь свой духовный русско-православный облик и стараются в западной среде служить проводником того духа восточного благочестия, которого Западу не хватает, а перед православными – свидетельствовать о том, что соединение с Римом не есть измена православию, ведущая за собой принятие латинской культуры и церковной дисциплины. От имени этих сознательных русских православных-католиков и пишется Вам, дорогой Владыко, это письмо.

Чем отличается эта группа сознательных русских католиков от массы, как чисто латинского люда, так и от большинства русских, примкнувших к западному патриархату.

Во-первых тем, - и это является исходным положением всей нашей акции – что мы хотим соединения, т.е. примирения русского Православия с Римом теми путями, которые были намечены Вл[адимиром] Соловьевым, а затем оформлены учреждением русского католического экзархата в России: мы трудимся о соединении, а не о порабощении одной церкви другою.

Отсюда и отличительная черта общины в Париже, сказывающая в том, что мы никаким прямым прозелитизмом и соперничеством с православной иерархией не занимаемся, а стараемся помогать православным в их церковно-пастырской деятельности. Любовь к Папе не должна вести е нелюбви к Православию. Выражаем мы это формулой: Папа – наш отец, а родная Православная церковь - наша Мать. Нужно трудиться только о восстановлении мира и любви между Отцом и Матерью.

Отсюда также и наше отрицательное отношении к тем формам католической латинской акции, которые идут в сторону чистого миссионерского ударного стремления просвещать «диких русских людей» внешним принятием латинскими клириками восточного обряда. Русским священником для русских может быть только русский.

Во-вторых, как об этом писал Вл[адимир] Соловьев и как это отмечено в официальном календаре Ватикана, мы расчленяем в служении Папы пять функций, а именно, он:

1)Епископ города Рима

2)Митрополит Римского округа

3)Примас Италии

4)Патриарх латинского Запада

5)Глава Вселенской Церкви

Так как Московский патриархат в составе города Рима, Италии и латинского патриархата не числится, то, когда он войдет в лоно Вселенской Церкви, он должен подчиняться не Примасу Италии и не латинскому Патриарху, а только Вселенскому Первосвященнику и сохранять свои права, автономию и привилегии Московского Патриархата, который, как таковой, соединившись с Римом, должен быть равноправен с латинским патриархатом.

Это утверждение влечет за собой:

1) Положительное отношение к Патриаршей Церкви в Росси. Каковы бы ни были условия существования Православной Церкви в России, она является там единственной иерархически организованной подлинно христианской силой, которой, как единственному и единому целому в русском Православии, нужно будет рано или поздно войти в общение с Римом. Каковы бы ни были судьбы государственного строя России, судьбы русского православного христианства совершаются и будут совершаться в самой России, а не за границей.

2) Отрицательное отношение ко всему тому, что из недр латинского патриархата как такового стремится нарушить права и автономию русского православия. Так, например, мы протестуем против издания богослужебных книг в Риме с изъятием из святцев русских святых.

В этих нескольких положениях, Высокопреосвященнейший Владыко, Вы найдете все существенное в нашей церковной жизни. Наша точка зрения известна Риму и Московской Патриаршей Церкви.

При сем прилагаем 2 листовки, в которых ярко представлено направление наших усилий.

Великим утешением будет получить от Вашего Высокопреосвященства выражение мнения о наших, приведенных в этом письме, мыслях.

Благословите, Высокопреосвященнейший Владыко, все наши труды, чаяния и заботы.

От группы русских католиков,

 

О. Александр Кулик

рю Франсуа Жерар

Париж XVI

СБЛ, папка B3F7D11. Машинописная копия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: