(выступление с докладом)
Список тем докладов
1. Кризис техногенной цивилизации.
2. Пути преодоления техногенной цивилизации.
3. Античная культура и античная цивилизация.
4. Современная мировая культура, ее особенности и тенденции развития.
5. О. Шпенглер о культуре и цивилизации.
6. Культурно-историческая типология Н. Данилевского.
7. Теория исторической эволюции цивилизаций А. Тойнби.
8. Теория социальной и культурной динамики П. Сорокина.
9. Теория культуры Л. Уайта.
Вопросы к зачету
1. Что такое культура? Чем вызвано многообразие в определениях этого понятия?
2. Что такое материальная культура, духовная культура? Как эти понятия соотносятся друг с другом?
3. Теоретическая и прикладная культурология.
4. Происхождение и смысл понятия «культура».
5. Аксиологический и антропологический подходы к пониманию культуры.
6. Информационно-семиотическая концепция культуры.
7. Цели и задачи культурологи. Основные функции культуры.
8. Личность и культура. Природа и культура. Культура и наука.
9. Регулятивы и нормы в культуре.
10. Структура культурного пространства.
11. Охарактеризуйте представления античных мыслителей о культуре.
12. Как изменилось представление о культуре в эпоху Возрождения?
13. В чем суть концепции локальных культурных цивилизаций? (Раскройте на примере А.Тойнби или О. Шпенглера и т.д.).
14. Назовите основные культурные ценности западного и восточного типов культур.
15. Как русские мыслители определяли место русской культуры в диалоге Восток-Запад.
16. Что означает кризис культуры? Является ли он обязательным и закономерным этапом в развитии каждой культуры?
17. Какие основные формы духовной культуры вы знаете?
18. Что такое массовая культура, элитарная культура? Как вы понимаете слово «китч»?
19. Что такое официальная культура, субкультура, контркультура?
20. Что такое миф? Какова его роль в становлении и развитии первобытной культуры?
21. Дайте характеристику религиозному мировоззрению. Какова его роль в развитии первобытной культуры и на последующих этапах культурного развития человечества?
22. Охарактеризуйте основные причины принятия христианства на Руси.
23. Что такое символ, идеал, канон?
24. Охарактеризуйте преобразования Петра I в области образования, просвещения, воспитания.
25. Как оценивали петровские преобразования западники, славянофилы?
26. Каковы отличительные черты стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма?
27. Почему импрессионистские реформы в живописи были названы революцией?
28. Философская концепция функционирования культуры О.Шпенглера.
29. З.Фрейд и его концепция сознательного и бессознательного.
30. Взгляд А. Тойнби на теорию человеческой цивилизации.
31. Гиппократ, Аристотель, и другие о культуре в медицине.
32. Культура и цивилизация. Концепция происхождения культуры Ф.Ницше.
33. Культура и глобальные проблемы современности.
34. Социализация и инкультурация.
10. Рекомендуемая литература по культурологии
Дополнительный библиографический список
1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.:Рос.гос.гуман.ун-т, 1998.
2. Викторов В.В. Культурология: Учебное пособие. М.:Из-во «Экзамен», 2002.
3. Костина А.В. Культурология: Учебное пособие. – М., 2006.
4. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Т.Багдасарьян. 3-е изд., испр. и допол. М.: Высшая школа, 2001.
5. Культурология: Учебное пособие /Под ред. проф. Г.В.Драча. М.: Альфа-М, 2003.
6. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 4-е изд. М.: Академический Проект; Трикста, 2003.
7. Органов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М.: ФАИР-Пресс, 2003.
8. Багновская Н.М. Культурология: Учебное пособие. М.: «Дашков и К», 2005.
9. Садохин А.П. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. М.: Высшее образование, 2005.
10. Шендрик А.И. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. М.:ЮНИТ-ДАНА, Единство, 2002.
11. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000.
12. Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана, М.: Юрайт – Издат, 2005.
Глоссарий
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. adaptatio — прилаживание, приноравливание») — приспособительные действия личности и социальных групп в соответствии с существующими социальными обстоятельствами.
АКСИОЛОГИЯ (от греч. axios — ценность и logos — учение) — учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, материальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп (классов, наций и др.) и отдельных личностей.
ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus — истинный и facio — делаю) — категория современного социологического позитивизма. Означает способ проверки полученных знаний. Основной путь — эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными и т.п.
ГОСУДАРСТВО — ведущее звено политической системы общества. Выступает как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое политическое господство и влияние в сфере политических, социально-экономических и других общественных отношений.
ИНТЕРЕС — направленность внимания субъекта на то. что имеет отношение к его жизнедеятельности, удовлетворению его потребностей. Таковы материальный, познавательный, эстетический, нравственный, религиозный и любой другой интерес. По своей сути интерес выражает объективное отношение субъекта (класса, нации, личности и т.д.) к условиям его существования и развития и выступает как важнейшая побудительная сила деятельности людей. Объективно, то есть независимо от того, осознает субъект это или нет, в его интересах все то, что способствует удовлетворению его потребностей, его развитию и упрочению его положения в обществе. И напротив, не в его интересах то, что препятствует этому. Осознать данные обстоятельства — значит осознать свои подлинные интересы и интересы других субъектов. Их осознание может быть полным или частичным, верным или ошибочным. Отсюда проблема истинных и ложных (иллюзорных) интересов, которыми люди сознательно руководствуются в своей деятельности. Проблема осознания интересов различных субъектов — одна из важнейших в социологии.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — развитие человеческого общества от простого состояния к сложному и от низшего к высшему. Исторический процесс означает развитие всех сторон общественной жизни, ее объективной и субъективной сторон. Он может совершаться эволюционным и революционным путями, приводить к установлению новых общественно-экономических формаций и цивилизаций.
КОНТРКУЛЬТУРА — комплекс норм и ценностей, противоречащих образцам поведения, господствующих в данном обществе и в традиционной культуре.
КОНФЛИКТ (от лат. сonflictus) — столкновение сторон, мнений, сил. противоположных интересов и целей субъектов социального взаимодействия.
КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) - способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, в отношениях людей к природе, между собой и к самим себе. В узком смысле слова под культурой понимается система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих тем или иным группам людей и отдельным личностям. Существуют аксеологический (ценностный), нормативно-описательный, антропологический, семиотический, структурно-функциональный, деятельный и другие подходы к анализу культуры, ее сущности и основных свойств.
КУЛЬТУРА НАРОДНАЯ — направление культуры возникающая в значительной степени стихийно, непосредственно вплетена в жизнедеятельность того или иного народа. Проявляется в их хозяйственной, семейно-бытовой и воспитательной деятельности, в игровых видах поведения, народных песнях, танцах, прикладном искусстве и т.д.
КУЛЬТУРА МАССОВАЯ — продукт индустриальной цивилизации, для которой характерны урбанизация, развитие образования и возрастание роли средств массовой информации (СМИ) и коммуникации. Коммуникации способствовали созданию целой индустрии массовой культуры, которая нередко противостоит народной и классической культуре, отличается бедным содержанием и выражает интересы правящих элит. Массовая культура используется в целях манипуляции сознанием широких масс людей, включая молодежь, интеллигенцию, другие слои населения.
КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ — первоначально противопоставлялась культуре народной, как культура узкой группы наиболее образованных и воспитанных людей. С XX в. стала во многом противоположной массовой культуре, формировалась как реакция на безыдейность, коммерциализацию и утилитарность массовой культуры. К элитарной культуре относятся формы так называемого эстетствующего образа жизни, модернистские и постмодернистские течения в литературе, живописи, музыке и т.д. Презирая серость и посредственность, элитарная культура остается вместе с тем чуждой и непонятной простому человеку. Ее наличие свидетельствует о поляризации современной культуры, о столкновении в ней тенденций демократизма и аристократизма.
ЛАТЕНТНОСТЪ — скрытое, неявное протекание каких-либо процессов.
ЛИЧНОСТЬ — выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.
МАЛЫЕ ГРУППЫ — группы, образованные на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми. По заключению социологов, количество людей в малых группах колеблется от двух до десяти, редко несколько больше. Оптимальные размеры малых групп — семь человек плюс-минус два. В таких группах лучше сохраняются социально-психологические контакты входящих в них людей, нередко касающиеся существенных моментов их жизни и деятельности. Малую группу могут составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами. Подобные группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентации их представителей, в определении направленности их поведения и деятельности. Значительную роль в изучении малых групп сыграли работы американских социологов Г. Кули, Э. Мейо, Дж. Хоманса, Дж. Морено и др. Выдающийся русский педагог А.С. Макаренко подчеркивал важную роль малых групп подростков и юношей в воспитании сверстников.
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ - система взглядов, согласно которой общественное бытие людей определяет их общественное сознание, а в основе развития общества лежит способ общественного производства, прежде всего материального. При этом не отрицается роль сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности людей. Подчеркивается возрастающая роль науки, искусства, политических и иных идей в развитии общества. Однако указывается, что «идеальные побудительные силы» деятельности людей и в целом их общественное сознание определяются объективными факторами их общественного бытия и в целом исторического процесса, обобщенным выражением которых является действие объективных социальных законов.
МЕТАКОММУНИКАЦИЯ — общение, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов и представлений людей об окружающем их объективном мире, его изменении и развитии. Важной частью мировоззрения является система взглядов на функционирование и развитие общества. Выделяют такие стороны мировоззрения людей, как их взгляды на развитие природы и общества, формирующиеся на их основе ценности и ценностные ориентации, а также мотивы социальной деятельности тех или иных субъектов. Речь идет о познавательной, ценностно-ориентировочной и мотивационно-побудительной сторонах мировоззрения.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — отношение населения страны или больших социально-демографических групп к различным проблемам общественной жизни, выраженное в разного рода суждениях оценках, эмоциях, настроениях и т.д. Общественное мнение характеризуется той или иной распространенностью, определенной идеологической и психологической направленностью, активностью, устойчивостью. Выражение отношения людей к тому или иному общественно явлению в форме его одобрения или осуждения, пожелания или требования — одно из главных свойств общественного мнения. Другим его важным свойством является то, что оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам.
ОБЩЕСТВО — совокупность общественных отношении людей экономических, политических, правовых, идеологических, духовных и т.д.. опосредующих их социальную деятельность. Достоянием общества является вся присущая ему материальная и духовная культура как результат деятельности прошлых и нынешних поколений людей. Общество представляет собой социальный организм,проявляющийся в функционировании социально-однородных общественных отношений, социальных институтов и организаций. Различные по своей природе и характеру общественные отношения образуют различные общества — феодальное, капиталистическое, социалистическое и др.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ - социологическая теория личности, согласно которой личность формируется как система реакций на задаваемые обществом стимулы.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ. Они определяются местом того или иного субъекта в системе общественных, прежде всего политических, отношений и предстают как нечто такое, что объективно полезно, выгодно субъекту (тем или иным классам, другим социальным группам, национальным общностям и т.д.) для упрочнения их положения в системе существующих политических отношений, прежде всего, в системе отношений государственной власти, а также для более полного использования ими политических прав и свобод.
ПОТРЕБНОСТЬ — выражение объективной необходимости поддержания и воспроизводства условий существования людей (различных социальных групп, отдельных личностей), их развития. Субъективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в политической свободе, как побуждения к творческой деятельности и т. д. Потребности людей являются наиболее глубокими побудительными силами их деятельности и выступают как основа возникновения их разнообразных интересов.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ - теория, согласно которой бессознательные импульсы и стремления личности составляют ядро всех ее жизненных, в том числе социальных проявлений.
РЕВОЛЮЦИЯ (от лат. revolutio — поворот, переворот) — коренное и насильственное изменение государственного и общественного строя, затрагивающее все стороны жизни общества. Революция начинается со смены государственной власти. Дальнейшие революционные преобразования политической, экономической, социалъной и духовной сфер жизни общества могут происходить в течение более или менее длительного времени.
РЕФОРМА — более или менее существенные изменения в отдельных (иногда в нескольких) сферах общественной жизни, не затрагивающие сущности данного общественного строя. Указанные изменения могут носить структурный или функциональный характер без полной трансформации общества. Реформа выступает как способ разрешения назревших конфликтов — экономических, политических и других мирными способами. Как правило, реформы планируются и проводятся «сверху», то есть существующей государственной властью.
РОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ — социологическая концепция, согласно которой рассматривается как совокупность выполняемых ею социальных ролей и функций.
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ — часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом необходимых затрат времени для поездки на транспорте, удовлетворения потребностей в пище и разного рода бытовых потребностей, для получения образования, медицинской помощи и т.д. Свободное время — это время свободного развития личности, расходуемое, например, на занятия физкультурой и спортом, посещение музеев, театров, чтение художественной литературы и т.п. Выделяются экономический и социологический подходы к исследованию свободного времени. В первом случае свободное время изучается как часть внерабочего времени, используемого для расширенного воспроизводства рабочей силы, подготовки более квалифицированных работников, отвечающих современным требованиям. Социологическое же исследование свободного времени направлено главным образом на анализ его как условия всестороннего развития, личности не только как носителя рабочей силы, пусть самой квалифицированной, а как субъекта культуры в широком смысле слова, охватывающего весь духовный мир личности, содержание различных видов ее деятельности и общественных отношений (политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и других). Различают творческий, культурно-потребительский и рекреативный (восстановительный) типы использования свободного времени.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) — приспособление личности или социальных групп к условиям социального существования, процесс усвоения ими накопленного социального опыта, овладение различными видами деятельности и утверждение себя в системе общественных отношений. Социализация субъекта предполагает его активность и избирательное отношение к условиям общественной жизни.
СОЦИАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА — диалектика развития общества и в целом исторического процесса. Выступает как система взглядов о взаимодействии различных сторон общественной жизни, развитии общества и присущих ему противоречиях. К основным проблемам социальной диалектики относятся: взаимодействие объективных и субъективных факторов общественного развития; взаимодействие экономических, политических, духовных и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни; взаимодействие субъектов исторического процесса; проявление побудительных сил деятельности людей, взаимосвязь их потребностей, интересов, целей и идеалов; отрицание и преемственность в общественном развитии. Каждая из перечисленных проблем заключает в себе множество других. Их творческое решение составляет основное содержание социальной диалектики, применение которой является важнейшим условием научного анализа развития общества.
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — социальное взаимодействие, обмен социальной информацией.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — модель поведения, объективно заданная социальным статусом личности, ее положением в системе общественных отношений.
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - любое событие, с помощью которого человек полуосязаемым путем реагирует на открытые действия или состояния другого.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это отношение человека, т.е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание о него.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. К ним можно отнести институты семьи, образования, власти и др. В социологии понятие и выражающий его термин «институт» означают также совокупность норм, регулирующих ту или иную область общественных отношений и соответствующих социальных действий людей, устойчивую систему символов, верований, ценностей, ролей и статусов, характеризующих жизнедеятельность общества и его отдельных сфер.
СОЦИОИНЖЕНЕРИЯ — одна из школ в современной социологии, уделяющая главное внимание исследованию социологических проблем труда и социального управления.
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ— отрасль современной социологии, исследующая сущность, содержание и основные проявления культуры, ее роль и значение в жизни общества. Анализирует культуру во всем богатстве ее разнообразных форм, в том числе политическую, правовую, экономическую и различные формы духовной культуры — эстетической, нравственной, религиозной и т.д.
СУБКУЛЬТУРА — специфический вид культуры, ценности и образцы поведения которой отличаются от общепринятых. Культура той или иной социальной группы в среде молодежи, интеллигенции, предпринимателей, рабочих и т.д. Их субкультура, или «частичная культура», отражает социальное положение, род деятельности, образование, их специфические потребности, интересы и ценностные ориентации. В социологии исследуются разного рода этнические, классовые, молодежные и другие субкультуры (Р. Мертон, С. Коэн и др.).
ЦЕННОСТИ (от греч. axios — ценность) — все то, что имеет значение для жизнедеятельности людей, в том числе их духовные идеалы, материальные блага, полезные для них нормы и принципы нравственных, политических и правовых взаимоотношений и т.д. Выделяют нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые, материальные и другие социальные ценности.
Социологическая теория ценностей была всесторонне обоснована М. Вебером.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — ориентации социальных субъектов — классов, наций, профессиональных и демографических групп «молодежи, женщин, мужчин и т.д.) и отдельных личностей на те или иные социальные ценности — духовные, политические, правовые, материальные, выступающие в качестве своего рода социальных координат, определяющих содержание и направленность их деятельности и поведения.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ — рассмотрение их в системе признаков и критериев той или иной цивилизации, присущих ей элементов культуры
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский) — ступень развития общества, на которой главную роль играют не родовые, а социальные связи людей. Определяется также как соответствующий уровень культуры общества и как тип культуры, в зависимости от которого выделяют западную и восточную цивилизации, христианскую и исламскую, современную индустриальную цивилизацию и т.д.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА - система взглядов, обосновывающая развитие общества как процесс постепенных количественных и качественных изменений в области человеческой деятельности, общественных отношений, функционировании социальных институтов. Развитие общества рассматривается как процесс перехода от его низших состояний к высшим, от простых — к более сложным. Получила свое обоснование в работах О. Конта, Г. Спенсера и других мыслителей.