Гормоны - регуляторы биохимических процессов. Механизм действия. Влияние на обменные процессы




Гормоны - это вещества образующиеся в органах внутренней секреции и поступающие непосредственно в кровь. В живом организме одновременно протекают сотни и тысячи химических реакций. Эти реакции отнюдь не являются независимыми друг от друга; они протекают не хаотически, а строго упорядочено, что говорит о высоком уровне организации регуляторных механизмов. Одним из важных универсальных механизм этого управления является выработка химических диктантных регуляторов - гормонов, способных оказывать активное влияние на различные процессы в организме. Образование гормонов происходит в высокоспециализированных железах, настроенных на синтез и секрецию в кровь определенных гормонов, характерных для каждой отдельной железы. Эти органы - внутренней секреции. Между деятельностью не. и эндокринных органов существует тесная взаимосвязь. Известно более 50 различных биохим активных веществ, образующихся в эндокринных железах и оказывающих воздействие на разные стороны обмен веществ. Механизм действия различных гормонов весьма разнообразен. Гормоны влияют на активность различных ферментов, на скорость процессов их синт(в чувствительных к гормонам тканям. Регуляция биосинтеза ферментов осуществляется путем контроля над функционированием генетического аппарата клетки, путем влияния на процессы считывания информации с молекулы ДНК, транспорта информационных РНК, а акже путем влияния на процесс сборки белков: молекул в рибосомах. Важным моментом действия гормонов является изменение скорости распада, стабильности пространственной структуры ферментов. Таким образом, изменяя скорость синтеза ферментов, с одной стороны, и скорость их распада, с другой, гормоны определяют реальное количество ферментного белка.По химической структуре гормоны разделяют на пептидные, белковые, стероидные, и производные аминокислот. Объектом гормональной регуляции является также проницаемость клеточных мембран, определяющая во многом наличие активаторов, ингибиторов, доступность субстратов для ферментативной реакции. Инсулин например значительно усиливает транспорт глюкозы, ионов и аминокислот через клеточные мембраны.

 

29. Методические принципы физиологического воспитания: сознательности и активности, доступности и индивидуализации, наглядности, систематичности, динамичности.

Принцип-наиболее важные положения, которые объективно отображают закономерности воспитания в виде определенных правил и требований. Важность принципов заключается в том, что они помогают отыскать или пометить наиболее кротчайший путь достижения цели. Общеметодические принципы относятся ко всей деят-ти ФВ. Вырожают закономерности обучения и воспитания и желают быстрее и более кач-но решать поставленные задачи. К ним относят: 1)Принцип сознательности и активности его реализация предпалогает выполн специалистом след требований:- формиров и занимающ осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретн задачами занятия; -стимулиров сознательн контроля, анализа и само анализа, рациональн использов их при вып упр; -воспитание инициативы, самостоятельности, творческого отношения к процессу ФВ. 2) Принцип доступности и индивидуальности. Важность его реализации заключ-ся в том, что в процессе ФВ серьезным нагрузкам подвергаются двигат и др жизненноважным ф-Ям орг-ма. Умелое соблюдение этого принципа явл залогом озд-ой направленности ФВ. Соблюдаются следующ требования: -соблюдение меры доступного;-соблюд метод правил и условий доступности(от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному);-индивидуализация общ направленности и частных путей ФВ. 3)Принцип наглядности. Предусматрив широкую опору на зрительн информацию, и направленную активизацию всех органов чувств поставляющих в комплексе информацию о реальных условиях и параметрах двиг действия. Включает следующ требования: -направленное формиров чувственной основы, как предпосылки освоения движ-я;- обязательно использов наглядности;-использов связи м/д непосредственной и апосредственной наглядности. 4)Принцип систематичности:-неприрывность процесса и оптимальных черодов нагрузок с отдыхом;-повторяемость и вариативность; -последовательность занятий и взаимосвязь м/д различ сторонами их содержания. 5)Принцип динамичности:-регулярное обновление материала занят;-увеличен объема и интенсивн нагрузок;-обеспечен постепенности требований.

 

 

30. Цикличность тренировочного процесса (особенностей, назначения, построения макро, мезо, микро циклов).

Структурн упорядочность процесса ФВ выражается в его цикличности, т.е. в повторяющейся последовательности занят, при которых отдел занятия и серии их чередуются в порядке кругооборота. Цикличность хар-на для отдельн серий занятий, для крупных его этапов. Соответственно различают: микроциклы(недельные), мезоциклы(месячные и околомесячные) и макроцил(годичные, и больше). 1) Микроциклы охватывают от 2-х до нескольких занятий, оставляющих относительно завершенную серию. Микроцикл включает как минимум 2 фазы: основную-кумуляцион, которая играет решающую роль в обеспечении кумуляцион эффектов упр, и восстановитель, в котором предоставляется активный и посивный отдых. Эти фазы чередуются в микро цикле неоднократно. Различают следующие типы;- втягивающий (не высокая суммарная нагрузка, направленное на подведение организма к напряженной работе); --ударный (большая суммарная нагрузка, стимулирует адаптационные процессы в организме); -восстановительный (завершает серию ударных микроциклов и соревн деятельности); подводящий(непосредств подготовка к соревн);-соревновательный. 2)Мезоцикл представляет серию микроциклов (3-8 микроциклов), которые чередуются в опред последовательности и образуют завершенные этапы ФВ. Различают типы мезоциклов:-втягивающий(подведен к эффективн выполнен специфич работы); -базовые (основная работа по повышен функциональн возможностей основн сис-м орг-ма, равит физ качеств);-контрольно-подготовит(синтезируются возможности СП-на, достигнутые в предыдущ мезоцикллах);-предсоревновательный (устранение мелких недостатков, выявленных в ходе подготовки СП-на, совершенств техники);-соревновательные. 3) Макроцикл охватыв крупные периоды процесса ФВ, который состоит из ряда мезоциклов. Выделяют 3 периода: 1-подготовительн (закладывается прочная функцион база для успешной подготовки и участия в соревнован):-общеподготовит этап(повышен уровня ОФП, увеличен функциональных возможностей, развитие необходим качеств);- спец подготовит этап(непосредственное становлен спорт формы); 2-соревновательный(сохранен и повышен достигнутого уровня спец подготовленности и полное использование его в соревноват Дея-ти; 3-переходный (полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок и поддержание на определенном уровне тренированности).

 

31 Особенности биом процессов происход в организме в период отдыха после нагрузки понятие суперкомпенсации. Гетерохронность. восстановление энерг субстртов.

Прилюбой длительной мышечной деятельности развивается состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности, — состояние утомления. Это не патологическое, а нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении неблагоприятных биохимических и функциональных сдвигов, возникающих в результате работы, и для их предотвращения автоматически снижает интенсивность мышечной деятельности.

В состоянии утомления снижается концентрация АТФ в нервных клетках в результате чего нарушается деятельность ЦНС по формированию двигательных импульсов и передаче их к работающим мышцам; замедляется скорость переработки сигналов, в моторных центрах развивается охранительное торможение, связанное с образованием гамма-аминомасляной кислоты.

В работающих мышцах при утомлении происходит исчерпание запасов энергетических субстратов (креатинфосфата, гликогена), накапливаются продукты распада (молочная кислота, кетоновые тела) и отмечаются резкие сдвиги внутриклеточной среды. При этой нарушается регуляция процессов, связанных с энергетическим обеспечением мышц, появляются выраженные изменения в деятель­ности систем легочного дыхания и кровообращения.

При интенсивной кратковременной работе основной причиной утомления служит развитие охранительного торможения в ЦНС из-за нарушения баланса АТФ/АДФ и угнетение миозиновой АТФ-азы в работающих мышцах под влиянием накопившихся продуктов обмена. При относительно умеренной и продолжительной работе основными причинами утомления стано­вятся факторы, связанные с нарушением деятельности механизмов энергообеспечения (например, исчерпание внутримышечных запасов гликогена) и со снижением возбудимости мышц из-за выхода калия в межклеточное пространство.

Срочное восстановление распространяется на первые 0,5— 1,5 часа отдыха после работы; оно сводится к устранению накопившихся за время упражнения продуктов анаэробного распада к оплате образовавшегося кислородного долга. Отставленное восстановление распространяется на многие часы отдыха после работы. Оно заключается в усиливающихся процессах пластического обмена и реставрации нарушенного во время упражнения ионного и эндокринного равновесия в организме. В период отставленного восстановления завершается возвращение к норме энергетических запасов организма, усиливается синтез разрушенных при работе структурных и ферментных белков.

Интенсивность протекания восстановительных процессов и сро­ки восполнения энергетических запасов организма зависят от
интенсивности их расходования во время выполнения упражнения.
Интенсификация процессов восстановле­ния приводит к тому, что в определенный момент отдыха после
работы запасы энергетических веществ превышают их дорабочий
уровень. Это явление получило название суперкомпенсация или
сверхвосстановление

Протяженность фазы суперкомпенсации во времени зависит от общей продолжительности выполнения работы и глубины вызывае­мых ею биохимических сдвигов в организме.

Биоэнергетические возможности организма являются наиболее важным биохимическим фактором, лимитирующим его физическую работоспособность. Невозможно выполнять какую-либо работу, не затратив энергии. Образование энергии при мышечной работе мо­жет осуществляться анаэробным иаэробным путем. В зависимости от биохимической природы энергетических процес­сов принято выделять три обобщенных функциональных свойства организма, оказывающих прямое влияние на величину и характер проявления физической работоспособности:

—алактатную анаэробную способность, связанную с процес­ссами преобразования энергия в АТФ-азной и КрФ-киназной реак­циях;

—гликолитическую анаэробную способность, отражающую возможность усиления при работе анаэробного гликолитического процесса, в ходе которого происходит накопление молочной кислоты в организме;

—аэробную способность, связанную с возможностью выполнения работы за счет усиления аэробных процессов в митохондриях клеток при одновременном увеличении доставки и утилизации кислорода в работающих тканях.

 

 

34. Биохимические основы качеств: выносливости, скорости и силы.

Важнейшим из качеств сп-на явл выносливость и скоростно –силовые качества. Проявление их обусловлено рядом биохимич процессов протекающих в орг-ме чел-ка.

Максимальное значение скоростно-силового качества достигается при предельно высокой концентрации волевого усилия. При этом обеспечивается оптимальное возбуждение в моторных центрах и поддержание максимальной частоты импульсации в двигательных нервах, при которых включаются в работу наибольшее число двигательных единиц. Проявление скоростно-силовых качеств во многом зависит и от соотношения быстроты и медленно сокращающихся волокон в составе мышц, особенностей ее внутренних биомеханического строения, координации движения. На уравне отдельных двигательных единиц проявления скоростно-силовых качеств определяется частотой импульсов достигающих симпатические образования на наружной мембране мышечного волокна, скоростью передачи электрического возбуждения от наружной мембраны к миофибриллам, мощностью потоков ионов Са+, скоростью развития активизации миофибриллов общим кол-ом, ферментативными св-ми и особенностями строения сократительных белков миофибрилл. Основные факторы скоростно-силовых качеств: 1)условие проявления максимальной мышечной силы. Она прямо прапорциональнпа длине соркамера и АТФ-азной активности; 2) Величина мощности.

Выносливость определяется отношением величины энергетических резервов, доступных для использования, к скорости расходования энергии при выполнении данного вида упр, т.е. выносливость определяется временем функционировния с заданной интенсивностью до полного исчерпания имеющихся в наличии энергетических ресурсов. В качестве источников энергии используются различные метаболические процессы, проходящие в орг-ме по 3-м механизмам: алактатного, гликолитического и аэробного.

 

37.Физиологические закономерности развития двигательных навыков.

С первых дней жизни ребенка по механизму временных связей происходит формирование новых движений. Огромное значение при этом имеет воздействие двигательной системы с др сенсорными элементами: зрительной, слуховой, вестибулярной и тд. Овладение ходьбой –сложным двигательным навыком происходит в течении всего 2-го года жизни. С возрастом ходьба стабилизируется увеличивается длина шага, уменьшается темп движений и колебания тела при ходьбе. Элементы бега появляются у детей с 2-х лет совершенствуется длительный навык бега благодаря удлинению фазы полета и уменьшению длительности опоры от 3-х до 10 лет. Фаза полета увеличивается более чем в 2 раза. Изменение длины шага и темпа бега определяется повышение с возрастом скорости бега –возрастает максимал. Скорость, одновременно уменьшается величина снижения скорости в конце бега на короткие дистанции. мах. Скорость бега у детей 10 -11 лет 5,37 м\с, 14 -15 лет 6\07 м\с, 17-18 лет 8,08м\с. у детей 7,8 лет способность сохранять высокую скорость бега развита меньше.чем у подростков и юношей. Прыжок, как сложно двигательный навык, требующий значительной силы и быстроты движений. Формируется лишь на 3 год. с возрастом результат в прыжках увеличивается благодаря повышениям мышечной координации, развития силы мышй и быстроты. Увеличение происходит не равномерно. Наибольший рост результата в прыжках отличается у мальчиков до13 лет,у девочек 12,13 лет. В последующие годы до 17,18 он замедляется возрастной анализ высоты подпрыгивания (толчковых 2 ног) показал,что с 5до 10 лет годовой прирост результатов в среднем составляет 2 см. наибольший прирост зафиксирован с 10 до 13 лет 4,3 см. в последующие годы снижение темпов прироста.

 

39 Понятие планирования в фк (значение, предпосылки, виды, метод. требования, содержание, документы планирования)

В деятельности по физическому воспитанию, как в любой иной планомерной деятельности, можно условно выделить три части: 1) планирование. 2) реализацию запланированного 3) контроль. Все эти операции не только взаимосвязаны, но и как бы переходят друг в друга. Однако они не сводятся друг к другу и осуществляются в определенной последовательности.

На верхних уровнях планирование и контроль имеют директивно-управленческий и общерегламентируюший характер; они рассчитаны на общие линии организации системы физического воспитания. управление ее функционированием, и развитием физкультурного движения в обществе. Здесь официально определяются единые целевые установки, вводятся общие программно-нормативные и другие регламентирующие положения,являющиеся исходными для планирования и контроля на всех нижележащих уровнях.

Впрактике физического воспитания наиболее унифицируют годовой планграфик. разрабатываемый в учебных заведениях на основе общей официальной программы для относительно однородного контингент занимающихся: класса, группы, отделения. Его составляют применительно к общему режиму учеб­ного года, исходя в первую очередь из выделяемого лимита времени для занятий урочного типа. Вместе с тем в графике важно предусмотреть и другие формы занятий физическими упражнениями, которые будут гарантированы организационно в режиме учебного дня и вне его.

Этапный план. Годовой (крупноцикловой) план получает уточ­няющую конкретизацию прежде всего в этапных планах, которые разрабатываются поочередно в расчете не стадии планируемого процесса, намеченные в общих чертах в годовом либо аналогичном плане. Этапный план в этом отношении является как бы фрагментом крупноциклового плана, разработанным до определенного уров­ня детализации; вместе с тем в этапном плане находят свое выражение коррекции, необходимость которых возникает по ходу реализации запланированного материала. Этапный план составля­ют непосредственно перед началом очередного этапа с учетом фактически пройденного и достигнутого на предыдущем этапе при
этом в качестве этапа важно выделить относительно самостоятельную стадию планируемого процесса.

Когда в рамках планируемого этапа предусматривается разучивание в значительном объеме новых двигательных действий, одна из первых проблем заключается в том, чтобы целесообразно распределить суммарный бюджет времени — в зависимости от образовательной ценности действии и наметить рациональную последовательность обучения.

Типы многолетних планов, программ. Основными документами перспективного планирования являются многолетние (рассчитайте на ряд лет) планы и программы.

При составлении перспективного плана, например, спортивно-специализированной тренировки или общефизической тренировки для различных контингентов физкультур­ников, проводятся в основном следующие операции.

1. Конкретизация общих целей и задач.

2 Расчет суммарных затрат времени и наметка границ больших тренировочных циклов.

3.Проектнрование основного состава средств и суммарных параметров нагрузки.

4. Сводное оформление плана. Способ внешнего оформления.

Годовой (крупноцикловой) план как связующее звено между перспективным и этапными планами. Годовой или подобный крупноцнкловой план является одним из основных документов педаго­гического планирования процесса физического воспитания. Он представляет собой как бы фрагмент многолетней программы или заменяющего ее многолетнего плана, детализированный в менее крупном масштабе времени. Это значит, что составление такого плана имеет непосредственное отношение, как к перспективному, так и к этапному планированию

В этапном плане наряду с основными линиями обучения должны быть подробнее, чем при крупноцикловом планировании, намечены и основные линии тренирующих воздействий. При этом те этапные параметры нагрузок, которые были предусмотрены в крупноцикло­вом плане, нужно конкретизировать и скорректировать с учетом общего уровни нагрузок, примененных на предыдущем этапе, и состояния занимающихся, выявленного этапным контролем. Краткосрочное (оперативно-текущее) плакирование.

Недельный план должен быть не просто детализа­цией того, что было запланировано ранее в соответствующей ему части этапного плана. Здесь должна найти свое выражение и кор­ректировка запланированного ранее с учетом реального хода и результатов занятий в предшествующем микроцикле. В плане микроцикла наряду с общими чертами системы занятий, составляю­щих данный микроцикл, намечают и отличительные черты отдель­ных занятий, относящиеся к их содержанию, параметрам нагрузки методическим особенностям. Детализировать и уточнить перечень упражнений, предусмотрен­ных в качестве основных и дополнительных средств реализации целевой установки, наметить порядок их воспроизведения в занятиях на протяжении микроцикла

Рассчитать параметры нагрузок в сериях упражнении и их дина­мику по дням и занятиям на протяжении микроцикла, хотя бы приблизительно и избирательно для основных упражнений; на этой основе и в соответствия с намечаемым типом занятий (собственно-тренировочные, тренировочно-восстановительные и т.д.) ранжиро­вать их по предполагаемой степени тренирующего воздействиям

План-конспект отдельного занятия. Охватывая наименьший из относительно завершенных фрагментов процесса физического вос­питания, план-конспект отдельного занятия должен быть наиболее конкретным из всех рассмотренных документов планирования. В нем намечают: основную и частные задачи занятия (они должны быть поставлены настолько конкретно, чтобы их можно было реаль­но выполнить в рамках данного занятия), средстве, методы и мето­дические приемы, привлекаемые для их реализации, параметры нагрузки и отдыха в сериях упражнений и отдельных упражнениях, динамику нагрузки на протяжении занятия, предполагаемые по­казатели оперативного контроля. В план-конспект вносят также организационно-методические и другие примечания ориентирующие, на качественное проведение занятия.

35 Структура процесса обуч. двиг. действиям (общ хар-ка);готовность как одна из основных предпосылок обуч. двиг. дейст-ям (предпосылки)

Лежащий в основе рационально сформированного двигательного навыка динамический стереотип позволяет технически верно пов­торять действие, не отступая от заданных параметров, в одних и тех же условиях и наряду с этим целесообразно изменять его в тех или иных моментах в зависимости от изменения условий. Рассмотренные черты двигательных умении и навыков выражают не только их особенности, но и взаимосвязь. Органическая взаимосвязь двигательных умений и навыков состоит прежде всего в том, что умение служит основной предпосылкой формирования навыка в процессе обучения двигательному действию. Навык в этом отношении представляет собой ни что иное, как умение, доведенное до определенного уровня автоматизации. В свою очередь, навык, возникший на основе первоначального умения может стать предпосылкой возникновения нового, более сложного умения включающего в себя в качестве частного элемента этот навык, а оно перейти в новый навык Так бывает, например, при последовательном формировании умений и навыков (в гимнастике, спортивных играх и единоборствах)

Весьма существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям имеют закономерности и так называемого переноса двигательных умений и навыков. Любое двигательное умение или навык формируется не на пустом
месте, а всегда включает в себя те либо иные компоненты других,
ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определенным образом на становление и проявление нового умения или навыка.

Все эти отношении могут иметь различный характер: быть односторонне направленными (когда какое-либо одно двигательное умение или навык влияет на другое умение или навык, а обратного влияния не обна­руживается) и обоюдными (взаимовлияющим, взаимодейст­вующими), положительными (когда одни умения, навыки способствуют формированию, совершенствованию других) и от­рицательными (когда одни умения, навыки препятствуют формированию других, вносят в них искажения, как бы конкуриру­ет с ними), прямыми (сразу же, непосредственно проявляющи­мися— прямой перенос) и косвенными (вначале не обнару-вживающимися, а затем, спустя некоторое время, проявляющимися через промежуточные связи — косвенный перенос).

Тип переноса двигательных умений и навыков зависит как от особенностей содержания и структуры двигательных действий, так и от стадии и условий их формирования представления об основных моментах действия, входящих в него операциях и условиях его выполнения. При стихийном форми­ровании действия путем проб и ошибок выработка относительно целесообразной ООД происходит замедленно, с излишними затратами времени и сил; при системно организованном же обучении сроки формирования ООД сокращаются, она приобретает полноценные качества, что решающим образом сказывается на всем
процессе формирования действия и его эффективности.

Специфическое значение в создании реальной основы двигательного действия имеет, естественно, формирование его кинестетического (мышечно-двигательного) образа, который возникает с опорой на ранее накоп­ленный двигательный опыт, на идеомоторные представления и кине­стетические ощущения, появляющиеся уже при первых попытках
выполнения действия. Обычно двигательное
действие выполняется вначале с повышенным напряжением и лиш­ними движениями, вынужденными задержками между входящими в него операциями, скованно и замедленно по сравнению с его целевыми параметрами.

В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их сформированности, освоенности. Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных, (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.

Двигательное умение и двигательный навык — это как бы последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия. В результате двигательное умение автоматизируется — превращается в двига­тельный навык. Автоматизация движений и есть основ­ной отличительный признак двигательного навыка.

Отсюда следует, что, кратко говоря, двигательный навык пред­ставляет собой такую форму реализации двигательных возможнос­тей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.

При определенных условиях может формироваться, так сказать, бездумный навык, как это бывает, в частности, при механическом повторении движений. Этим объясняется особое зна­чение последовательной реализации принципа сознательности при направленном формировании навыков в процессе обучения двигательным действиям.

Одной из основных сторон физического воспитания, как и лю­бого другого педагогического процесса, является обучение. В качестве слагаемых обучение включает обучающую деятельность преподавателя (преподавание) и учебно-познавательную деятельность обучаемых (учение). Общая суть этой совместной деятельности преподавателя и обучаемых раскрывается, как извест­но, в дидактике — одном из важнейших разделов педагогики.

Наряду с общедидактическими положениями обучение в процес­се физического воспитания характеризуется своими особенностями. Они определяются, прежде всего, тем, что специфическим пред­метом обучения здесь являются двигательные действия, и обучение этим действиям строится в соответствии с закономерностями фор­мирования двигательных умений и навыков.

 

40. Физиологические особенности реакции орг-ма детей дошк возраста на физ нагрузку.

При ФВ детей тренер должен помнить, что ребенок это не уменьшенная модель взрослого, а орг-м име6ющий ряд мофологических особенностей, в зависимости от антогенеза. Рост и развитие детей происходит циклично периоды усилен роста сопровождается периодами замедления., во время которых преобладают процессы дифференцировки тканей. В младшем шк возрасте уже необходимо начинать обучение сложно координационныи в.с., физиологической предпосылкой, которое является интенсивное развитие ЦНС в этот период. Условные рефлексы в следствии высокой возбудимости образуется легче. Воспитание общей выносливости протекает труднее. В 8-10 лет в состоянии покоя энергообмен в 2-2,5 раза выше. Потребление кислорода выше 1,4 раза. Адаптация при мышечной работе у детей объем кровообращения увеличивается в основном за счет ЧСС и в меньшей степени за счет систолического объема, что ведет к быстрому утомлению миокарда. Адаптация дых-й системы при тренировке выносливости также затруднена. В следствии относительной узости бронхиального дерева. Роль сист. крови в транспорте кислорода у детей ниже. Воспитание быстроты у детей базируется на степени зрелости ЦНС и нервно мышечного аппарата. Физиологической основой явл высокая мобильность нервных процессов и развитие межмышечной координации. Качество быстроты зависит от наследственных данных (на 80%). Гибкость высока-высокая эластичность связок и мягких хрящей и ЦНС высоких возбудителей. Воспитание силы связано с сенситивным периодом. физиологической основой развития силы у подростков является активизация функции половых желез, так же от зрелости ЦНС, чрезмерные нагруки на мышцы могут вызвать искривление костей виде осанки и плоскостопия. Детям не желательно ассиметричные нагрузки и статические нагрузки. При развитии силы у детей отягощение дают от30до 75% от их веса в зависимости от возраста предстартовые состояния более выражены и протекают по типу стартовой лихорадки у взрослых. Длительность вырабатывания системы движений примерно такая же как у взрослых. вырабатывание СС и дыхательных систем протекает быстрее,что физиологические объясняется преобладанием у детей симпатического отдела ВНС,а также более высокой возбудимостью нервных центров. Устойчивое состояние функционирования ССС и дых. Систем возникает труднее. Физиологическим обоснованиям являются не совершенство регуляторных механизмов, низкие запасы энергетических в-в быстрая утомляемость ЦНС. Утомление развивается быстрее. Дети прекращают работу при более низком содержании молочной кислоты и более низком кислородом долге. Утомление системы движения и управления ЦНС сопровождается более значительными нарушениями координации движения, наступает раньше в следствии повышенных энерго трат на ед работы. особенности восстановительного периода зависит от характера работы. После коротких упражнений анаэробного характера ликвидируется кислород, протекает быстрее, и преобладанием симпатико- тонический тип регуляции систем жизни обеспечения (ССС), ДО. после интенсивности продолжительной работы восстановительные процессы протекают дольше.

 

42. Этап нач разуч двиг действия(цель, задачи, особенности метод и контроля, дозир нагрузки, основ ошибки и пути их исправления)

Разучивание двигательного действия начинается обычно с сообщения знаний о сути главной решаемой задачи и способе ее решения.

Пояснительные сведения о технике движений целесообразно давать по возможности в органическом сочетании с демонстрацией самих движений и наглядных пособий.

В дополнение ис­пользуются и другие методы, и приемы, помогающие актуализиро­вать комплексные представления о движениях (зрительно-двига­тельные, психомоторные)

Реальное содержание ООТ и связи между ними выявляются уже при первых попытках выполнения действия. Желательно, конечно, чтобы и первые попытки были безошибочными, но это удает­ся не всегда, даже когда обеспечены все необходимые предпосылки к разучиванию действия. Одна из причин ошибок в такой ситуации нередко кроется, в искажении представлений о тех или иных ООТ под влиянием неадекватно воспринимаемых мышечно-двигательных и других ощущений.

Только устранив выявившиеся ошибки в ООД целесообразно переходить
к выполнению его в порядке многократных повторений (иначе
с самого начала будут закреплены ошибки, от которых в дальней­шем трудно, а подчас н невозможно избавиться).

Построение нового, доста­точно сложного двигательного действия в начальной стадии связано с немалыми затратами физических и психических сил. В любом случае оно требует повышенной концентрации внимания и моби­лизации двигательно-координационных способностей, что относи­тельно быстро вызывает специфическое утомление. Это обуслов­ливает на рассматриваемом этапе обучения ряд особенностей организации процесса упражнения.

Наиболее благоприятные условия для выполнения упражнений, направленных на формирование нового двигательного действия, обеспечиваются обычно в первой половине занятия (сразу по окончании подготовительной части), когда обучаемые находятся в состоянии оптимальной оперативной работоспособности. Целе­сообразный объем нагрузки в таких упражнениях, определяется, прежде всего, возмож­ностью повторить действие хотя бы с некоторым улучшением или как минимум без ухудшения качества движений. Как только в процессе повторения разучиваемого действия начинают из-за утомления возникать ошибки, ухудшиться точность и дру­гие качественные характеристики движений, следует прекратить выполнять его или удлинить интервалы отдыха между повторе­ниями. Иначе будут повториться ошибки и несовершенства в его исполнении, что на первом этапе разучивания особенно недопусти­мо, поскольку ведет к формированию искаженного двигательного стереотипа.

Интервалы отдыха между повторениями нового дей­ствия должны быть в принципе такими, чтобы проявлялось поло­жительное последействие предыдущей попытки, и обеспечивалась вместе с тем оптимальная оперативная готовность к повторному выполнению действия.

На первом этапе перерывы в разучивании действия значительно больше мешают его формированию, чем тогда, когда уже сложи­лось в деталях двигательное умение или возник навык. Чем больше интервалы между занятиями, направ­ленными на формирование нового действия, тем больше вероят­ность забывания полученной о нем информации и угасания начавших складываться условно рефлекторных связей, которые входят в состав новых двигательных координации. Этим объясня­ется целесообразность при первоначальном разучивании действия возвращаться к нему в каждом очередном занятии и проводить такие занятия возможно чаще, с относительно небольшими интервалами между ними. Таким образом, при организации системы упражнений на первом этапе разучивания действия в особой мере справедливо правило: лучше чаще, но понемногу.

Первые попытки выполнить новое двигательное действие обычно сопро­вождаются более или менее существенными отклонениями от заданного образца. Типичны при этом такие отклонения, как:

а) лишние, ненужные движения;

б) искажение пространственных параметров движений;

в) отклонения от заданных временных и пространственно-временных параметров движений;
г) излишние затраты мышечных усилий закрепощенность, скованность движений;

д) искажение общего ритма действия.

Такого рода отклонения относятся к категории ошибок, которые можно и нужно не допустить, исключив причины их возникновения.

На этапе начального разучивания двигательного действия причины ошибок могут быть следующие.

1. Недостаточная подготовленность обучаемых к разучиванию действия, в частности недостаточная степень развития силовых, скоростных и (или) других двигательных способностей, пробелы в двигательном опыте, недостаточная степень развития волевых качеств и слабость психической установ­ки к действию.

2.Изъяны в информации, сообщаемой преподавателем при формировании ООД (ее неполнота, искаженность в тех или иных моментах, недостаточная доходчивость)

Ошибки, допускаемые обучаемыми в таких случаях, производны от ошибок или недостаточной квалификации обучающего. Отсюда понятны пути их предупреждения главный из них — преподаватель должен овладеть дидактическим мастерством.

3. Искажение воспринятой информации в ре­зультате неадекватного освоения ее обучаемыми, недостаточ­ный самоконтроль.

4. Отрицательные взаимодействия в процессе формирования движений, негативное влияние факторов утомления.

5. Неблагоприятные внешние условия выпол­нения действия (некачественное учебное оборудование, отсутствие технических средств обучения, неблагоприятные гигие­нические и метеорологические условия и т.д.).

Во всех случ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: