Особенности развития памяти у дошкольников.




Общие представления.

Отражение человеком ранее воспринятого путем его сохранения и последующего воспроизведения составляет функцию памяти. Иначе говоря, благодаря памяти человек отражает прежде воспринятые явления, которые в данный момент н е воздействуют на него. Материальной основой памяти является образование в коре головного мозга нервных временных связей. Эти нервные связи всегда возникают при воздействии какого-либо раздражителя (внешнего или внутреннего) на нервную систему человека.
Современные исследования в области физиологии памяти показывают, что механизмы ее очень сложны. Запечатление и последующее отсроченное воспроизведение обусловлены особым свойством нервной ткани — пластичностью, что связано с содержащимися в нервной ткани особыми белковыми соединениями рибонуклеиновой кислоты (РНК).
Сохранение опыта, в том числе и опыта родового (например, инстинктов), исследователи все более уверенно связывают с биохимической структурой и функцией нервной ткани. В ней как бы «закодирован» опыт прошлых поколений и индивидуальный опыт каждого организма.
Роль ассоциаций в деятельности памяти была показана еще древнегреческим философом Аристотелем, хотя под этим словом он понимал связи, субъективно устанавливаемые самим человеком, т. е. привносимые им в окружающий мир, а не отражающие объективные отношения, существующие между явлениями.
Оживление в коре головного мозга ранее образовавшихся ассоциативных систем есть восстановление в памяти (т. е. воспроизведение) прежде полученных впечатлений. Воспроизведение может возникать при повторном воздействии уже известного предмета или явления, тогда имеет место узнавание.
Сохранившиеся следы прежних впечатлений могут оживляться при восприятии нового содержания, в чем-то сходного или как-то связанного с воспринятым ранее. В этих случаях имеет место воспроизведение по ассоциации давно забытого, казалось бы, события, лица, обстановки. Образование нервных временных связей между различными системами мозговых клеток создает готовность соответствующих нервных клеток и проводящих путей к более легкому последующему возбуждению при повторном воздействии тех же раздражителей.
Поскольку слово также является специфическим раздражителем, органически слитым с воспринимаемым человеком предметом (действием или признаком), образующаяся в коре головного мозга система нервных связей включает не только первосигнальные, но и второсигнальные ассоциации.
Исследования советских психологов внесли существенный вклад в понимание природы и функции памяти человека. Работы А. Н. Леонтьева, А. А. Смирнова, П. И. Зинченко, З. М. Истоминой, М. Н. Шардакова показали, что запечатление, т. е. первый акт памяти, не совершается как одномоментный «отпечаток» воспринимаемого предмета на какой-то пластической массе. Запоминание есть результат определенной активной деятельности человека с запоминаемым содержанием. Направленность и особенности деятельности обеспечивают отбор и прочность запоминания материала.
«Объект запоминается тогда, когда является предметом деятельности субъекта, а не объектом пассивного восприятия». Даже в случае непроизвольного запоминания, когда субъект не ставит себе цели удержать в памяти то или другое содержание, направленность его деятельности вызывает избирательное отношение к материалу, определяет полноту и прочность его запоминания. Следовательно, субъективный фактор имеет существенное значение в деятельности памяти. Интерес человека, его эмоциональное состояние, чувство ответственности, подготовленность, установка на длительность сохранения запоминаемого резко изменяют продуктивность памяти, ее объем и направленность.
В соответствии с тем содержанием, которое сохраняет человек, различают образную, двигательную, эмоциональную и смысловую память. В зависимости от особенностей связей, образовавшихся между частями воспринятого материала (между образами предметов или между словами, составляющими содержание прослушанной сказки или прочитанного рассказа), различают так называемый механический и логический виды памяти. В зависимости от того анализатора, с помощью которого человек что-либо воспринимает, различают память зрительную, слуховую, двигательную.
Человек использует в деятельности свой опыт не только путем воспроизведения того, что он воспринял прежде. Сохраняющиеся образы воспринятых предметов, жизненных ситуаций, услышанных рассказов или увиденных в театре спектаклей могут воспроизводиться в новых связях, в новых, необычных комбинациях и сочетаниях. Отражение человеком действительности путем комбинирования образов ранее воспринятых предметов называется, воображением. Чем более оригинальны комбинации вновь создаваемых человеком образов, чем большее значение они имеют для дальнейшей деятельности людей, тем выше уровень творческого воображения данного человека. Взрослые широко используют воображение в повседневной жизни, ведь для выполнения любого дела надо прежде всего вообразить, т. е, мысленно представить себе, ту цель, ради которой человек предпринимает какое-то дело. Читая книгу или беседуя с людьми, человек представляет себе (т. е. воображает) состояние другого лица, сопереживает с ним, что обеспечивает наилучший контакт и полноту взаимопонимания.
Значит, воображение присуще и необходимо всем людям. Без мечты, без творческих замыслов не были бы построены космические корабли, гидростанции, оригинальные приборы.

 

Особенности развития памяти у дошкольников.


В дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, в первую очередь представления и первичные понятия; дети приобретают навыки, умения. Все в большем количестве и на длительное время сохраняются следы мыслей, пережитых чувств. Большое значение для дальнейшего умственного развития ребенка имеет образная память, которая наиболее интенсивно обогащается именно в дошкольном возрасте.

Образная память. Представления, или сохранившиеся образы ранее воспринятых предметов, составляют основное содержание памяти ребенка-дошкольника. Это в первую очередь представления об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и деревьях, о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п.
Характерными особенностями ранних детских представлений являются их смутность, слитность, клочкообразность, бессистемность, неподвижность. Эти особенности представлений отчетливо выступают в разных видах деятельности дошкольника, характеризуя как его память, так и воображение. Наиболее ярко они обнаруживаются при изучении детских рисунков. Зарубежные исследователи (В. Штерн, К. Бюлер, Л. Мэк-Карти, Дж. Селли, Л. Эмс, Д. Ансбахер и др.) обратили внимание на то, что рисунки детей разных эпох, стран и народов на одну и ту же тему имеют некоторые общие черты. Было отмечено также, что с возрастом детей их рисунки изменяются, причем эти изменения совершаются всегда в определенной последовательности.

Двигательная память. Огромную роль в развитии дошкольника продолжает играть память на движения, или моторная память. На ее основе формируются навыки. У взрослого человека подавляющая часть выполняемых движений и действий превратилась в навыки. Это и позволяет развитым людям успешно заниматься разными видами деятельности: профессиональной, учебной, спортивной.
У детей среднего и старшего дошкольного возраста некоторые движения и действия также становятся навыками, например ходьба, умывание, причесывание, действие ложкой во время еды, застегивание пуговиц.
В дошкольном возрасте у детей формируются многочисленные новые и разнообразные навыки, прежде всего трудовые. Они включают навыки самообслуживания — одевание, завязывание шнурков, застегивание пряжек, резинок, умывание, пользование вилкой, ножом, иголкой и т. д. Формируются многие учебные навыки: движения карандашом, штриховка, вырезание, наклеивание, сгибание и др. Формируются основные физкультурные навыки: шаг, бег, прыжки, лазанье, ползание, повороты, ловля и метание мяча; движения под музыку и их изменения в соответствии с особенностями ее темпа и ритма.

Словесно-смысловая память. Память ребенка характеризуется не только тем, что он запоминает, но и теми связями, на которые он опирается при сохранении воспринятого материала. У младших дошкольников большую роль играют случайные, внешние связи, которые образуются между частями воспринятого содержания. Рассказывая о посещении кукольного театра, трех-, четырехлетние дети стремятся передать не смысл спектакля, а просто повторяют дословно, кто, что и когда говорил. Встретив знакомого человека, мальчик (3 г. 8 мес.) спрашивает, почему дяденька сегодня не взял с собой зонтик (в прошлый раз этот человек пришел в гости с большим черным зонтом). В данном случае ребенок не связал зонтик с плохой погодой, т. е. не раскрыл существенные связи, но ассоциировал его с человеком только на основе смежности двух объектов во времени и пространстве.
Такая память называется часто механической, и многие психологи считают ее свойственной маленьким детям. Однако здесь допускаются две существенные ошибки. Во-первых, название этого вида памяти неверное, так как, хотя устанавливаемые ребенком связи не существенные, а чисто внешние, случайные, они образуются не механически, а в процессе активного восприятия сложного для детей материала. Во-вторых, факты педагогической практики и специальные исследования говорят о том, что ребенок даже младшего дошкольного возраста может запомнить некоторое содержание, опираясь и на смысловые (логические) связи, если только ему понятно то, что он запоминает.
Но, поскольку вскрыть существенное в каком-либо сложном явлении действительности (спектакле) или в прослушанном рассказе маленьким детям трудно, они легко запоминают подряд события, слова, картинки так, как их слышат, или так, как их видят. Трехлетний ребенок считает, что, если белая лошадь пасется на поляне, значит, за углом находится дом, в котором он живет, так как около его дома всегда пасется белая лошадь.
Такой тип памяти, основанной на внешних связях, временной последовательности или пространственных отношениях, отчетливо выступает у школьников в запоминании учебного материала путем зубрежки. Если воспитатель, уверенный в том, что логическое запоминание детям до 7—9 лет вообще недоступно, не будет учить детей-дошкольников выделять смысл и передавать главное в увиденном и услышанном, дети долго не сумеют овладеть логической памятью.
Развитие словесно-смысловой памяти непосредственно влияет на изменение процесса воображения. У старших дошкольников постепенно ослабевает потребность использовать наглядные, конкретные опоры для воспроизведения или создания новых образов. Слушая сказки, шести-, семилетние ребята живо представляют себе Конька-горбунка, гору, на которой висит хрустальный гроб с царевной, или Емелюшку, въезжающего в царские палаты на русской печке. При этом они часто сами фантазируют, разыгрывая в лицах виденное или слышанное. Но шести-, семилетние дети могут фантазировать и без действия. Они мечтают о том, кем будет каждый из них и что он совершит: составляют расссказ по серии картинок, придумывают названия к картинке или рассказу. В разных формах словесного творчества отчетливо выступает развивающееся логическое запоминание, мышление и творческое воображение старших дошкольников.

Произвольная память. К концу дошкольного периода ребенок осваивает начальные формы управления своей памятью. Это хорошо показала З. М. Истомина в своих исследованиях. Предложив детям от 3 до 8 лет серию из 25 картинок, автор пришла к выводу, что продуктивность запоминания резко возрастает, если экспериментатор до начала демонстрации картинок создает у детей установку на запоминание как можно большего их числа. Причем роль этой установки особенно велика у шести, семилетних детей: установка побуждает их искать наиболее эффективные пути запечатления и воспроизведения заданных слов или демонстрируемых картин.
В развитии произвольной памяти припоминание обнаруживается раньше, чем запоминание. Во второй половине дошкольного возраста у детей может быть вызвана деятельность произвольной памяти, т. е. деятельность намеренного запоминания, заучивания и припоминания воспринятого материала с определенной целью его использования (заучить песенку, стишок, пляску, чтобы с ними выступить на празднике, передать что-то кому-то и т. п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: