И социального развития предприятия




 

4.1. Общая характеристика планирования научно-технического и социального развития предприятия

Научно-техническое и социальное развитие предприятия представляет собой процесс совершенствования техники, техно­логии, выпускаемой продукции и услуг и профессиональных возможностей кадров в целях интенсификации производств, по­вышения его эффективности и качества продукции, а также улучшения условий труда и охраны здоровья работников н их жилищных и культурно-бытовых условий.

Необходимость разработки плана научно-технического и социального развития предприятия определяется дей­ствием следующих основных факторов:

¾ ростом сложности выпускаемых изделий, повышением качест­ва продукции и выпуском принципиально новых видов продукции;

¾ моральным и физическим старением техники и технологии;

¾ потребностью в сбережении всех видов ресурсов;

¾ необходимостью охраны окружающей среды;

¾ изменениями в организации производства, условий труда;

¾ необходимостью решения социальных проблем коллектива (повышение его уровня жизни) и т.д.

Цель планирования научно-технического и социального развития предприятия создать материальные ус­ловия для наиболее эффективного выполнения предприятием тех задач, которые на него возлагаются. Достижение этой цели обес­печивается решением комплекса задач:

¾ внедрения в производство новых орудий и средств труда для производства соответствующей продукции;

¾ внедрения средств механизации и автоматизации произ­водства;

¾ совершенствования действующей и применения новых прогрессивных технологий;

¾ использования новых предметов труда, топлива и энерго­носителей;

¾ совершенствования систем и средств в управления произ­водством и реализацией продукции на основе современных технологий управления;

¾ обеспечения охраны окружающей среды;

¾ повышения квалификационного уровня работников;

¾ оптимизация структуры «основное − вспомогательное про­изводство»;

¾ расширения производства за счёт нового строительства, реконструкции, модернизации, технического перевооружения;

¾ повышения жизненного уровня своих работников и т.д.

План научно-технического и социального развития предприятия состоит из следующих подразделов:

1) создание, освоение новых и повышение качества выпус­каемых видов продукции;

2) внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства,

3) совершенствование управления, плакирования и органи­зации производства;

4) внедрение НОТ;

5) капитальный ремонт и модернизация основных произ­водственных фондов;

6) мероприятия по экономии материалов, топлива, энергии;

7) проведение НИР и ОКР;

8) изменение социально-квалификационной структуры кад­ров;

9) улучшение условий труда и охраны здоровья работников;

10) социальное развитие коллектива;

11) организация рационализаторской и изобретательской ра­боты;

12) основные показатели технико-экономического уровня производства и выпускаемой продукции;

13) технико-экономические результаты внедрения мероприя­тий но техническому развитию и совершенствованию организа­ции производства.

Исходными данными при разработке данного плана явля­ются:

¾ прогнозы развития научно-технического прогресса и ре­зультаты выполненных НИР и ОКР;

¾ намечаемые размеры капитальных вложений;

¾ длительно действующие нормы и нормативы;

¾ лицензии, патенты, изобретения, рационализаторские предложения;

¾ научно-техническая информация об опыте работы отечественных и зарубежных предприятий;

¾ намечаемые мероприятия по снятию с производства про­дукции, не имеющей спроса и т.д.;

¾ материально-технические ресурсы и текущие затраты на развитие техники и совершенствование организации производст­ва.

Показатели плана научно-технического и социального развития систематизируются:

1) на натуральные показатели (номенклатура всех планируемых мероприятий);

2) экономические показатели (затраты на внедрение, эконо­мический эффект, рентабельность);

3) технически показатели (уровень специализации, уровень механизации и автоматизации, технический уровень, удельный вес прогрессивного оборудования);

4) социальные показатели (численность, структура кадров, заработная плата, удельный вес рабочих, занятых на работах с тяжёлыми и вредными условиями труда и т.п.)

Для наиболее полного определения технико-экономических показателей, которые должны быть достигнуты в планируемом периоде в результате намеченных мероприятий, в плане предусматривается система показателей эффективности производства, среди которых можно выделить следующие:

¾ эффективность использования основных фондов (фондоотдача, фондоёмкость, коэффициент использования мощности, рен­табельность основных фондов);

¾ эффективность использования трудовых ресурсов (произ­водительность труда, выработка, фондовооружённость);

¾ эффективность использования оборотных средств (обора­чиваемость, продолжительность оборота);

¾ эффективность использования материальных затрат (материалоёмкость, рентабельность продукции);

¾ эффективность использования капитальных вложений (срок окупаемости, дисконтированный доход и др.).

Для проведения и финансирования плана научно-технического и социального развития предприятия могут быть использованы:

1) собственные средства предприятия:

¾ амортизационные отчисления;

¾ прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия с учетом доходов от сдачи в аренду (лизинг);

¾ паевые взносы учредителей предприятия;

¾ средства, получаемые от реализации собственных ценных бумаг;

¾ прибыль, выводимая из-под налогообложения на финансирование капитальных вложений;

2) привлечённые средства:

¾ банковский кредит на коммерческой основе;

¾ бюджетные ассигнования на выполнение конкрет­ных программ федерального или местного значения;

¾ денежные и материальные взносы учредителей;

¾ средства юридических лиц и граждан через эмис­сию ценных бумаг.

 

Планирование научно-технического развития предприятия

 

Планирование научно-технического развития предприятия невозможно без учёта достижений научно-технического прогресса. Научно-технического прогресс (НТП) –– это процесс совершенствования факторов производства, применяемой техники и технологии, технических ме­тодов и форм организации труда на основе широкого использования достиже­ний науки.

Влияние НТП на процесс воспроизводства выражается изменением соот­ношения между интенсивным и экстенсивным ростом, т.е. изменение объёма товаров и услуг.

Первые характеризуются расширением масштабов производства, привле­чением дополнительных ресурсов, наращиванием объёмов основных фондов. Вторые повышают отдачу ресурсов за счёт улучшения системы управления производством и его организации, повышения качества работ, снижения мате­риалоемкости и использования безотходных процессов.

Достижения НТП представляют собой новые образцы техники и техноло­гий, материалов и конструкций, изобретения, лицензии, проекты, прогрессив­ные формы организации производства и труда и т.д. Основная цель их исполь­зования на предприятиях –– повышение качества выпускаемой продукции, обес­печение роста производительности труда, общих показателей эффективности производства, а также увеличение прибыли.

Для координации всей деятельности, связанной с внедрением достижений НТП, на предприятии разрабатываются соответствующие перспективные и те­кущие планы. Разработка планов должна учитывать централизованно осущест­вляемую научно-техническую политику.

План внедрения достижений НТП предприятия включает в себя следую­щие мероприятия:

1) производство новой продукции и внедрение прогрессив­ных технологий;

2) экономию материальных, сырьевых и других ресурсов, сни­жение себестоимости и прирост прибыли;

3) внедрение новых форм управле­ния, научной организации труда;

4) осуществление НИОКР.

В первую группу включаются мероприятия, связанные с необходимостью обновления или замены номенклатуры конечной продукции, значительного по­вышения её качества или технико-экономических параметров. Основой таких мероприятий могут стать появившиеся возможности использования новых ма­териалов, сырья, оборудования, технологических процессов. Мероприятия этой группы, как правило, требуют для своей реализации значительных финансовых затрат и материальных ресурсов, срок окупаемости которых занимает значи­тельный период.

Мероприятия второй группы включают различные работы и усовершен­ствования, которые существенно не меняют используемые технологии и произ­водственные процессы, при их внедрении не требуется замена оборудования, технологических линий и других крупных изменений. В связи с этим срок их окупаемости обычно не занимает значительного времени, и они легче реализуемы с привлечением меньших объёмов финансовых и материальных ре­сурсов.

Третья группа мероприятий связана с изменениями в схемах управления производством, введением новых форм организации труда управленческого персонала и др. Наиболее крупными затратами при этом обычно являются рас­ходы на приобретение вычислительной техники, средств автоматизации и орг­техники.

Группа мероприятий, обеспечивающих проведение НИОКР, должна со­ставить основу постоянного поддержания на должном уровне конкурентоспо­собности продукции за счёт опережающих и задельных научных исследований, позволяющих первыми или одними из первых организовать производство и по­ставлять на рынок новую продукцию и, таким образом, получать дополнитель­ную прибыль.

НИОКР –– принятое сокращение для обозначения различного вида научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, являющихся источником инноваций. В качестве объекта планирования НИОКР могут выступать конкретные технические системы, их элементы, а также процессы научно-технического развития, их свойства, отношения между ними.

Задачей планирования НИОКР является определение наиболее рациональных направлений, проблем и тем научных исследований и разработок для включения их в план развития научно-технического потенциала с указанием ответственных исполнителей, сроков выполнения, тем и отдельных этапов, сметной стоимости работ, ожидаемого экономического эффекта, прибыли.

По каждому из мероприятий, включаемых в план, должно быть проведе­но технико-экономическое обоснование, расчёты необходимых инвестиций, материально-технических ресурсов, определение требований к научно-техническому и производственному персоналу.

Составление перечня необходимых мероприятий для включения их в план осуществляется в процессе выполнения следующих этапов: анализа тех­нического и экономического состояния предприятия, его цехов, отдельных производств, технологического выбора возможных мероприятий; определения общих объёмов необходимого финансирования, других ресурсов; расчётов эко­номической эффективности мероприятии и выбора тех из них, которые будут включаться в план; подготовки проектной документации.

 

Планирование социального развития предприятия

 

Планирование социального развития предприятия представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей и заданий (сроков, темпов, пропорций) с учётом стратегических интересов этого предприятия. Оно должно осуществляться административными и общественными структурами, а его реализация должна финансироваться за счёт средств бюджета предприятия и специальных фондов на основании утвержденных программ и положений. Планирование социального развития предприятия имеет индикативный, рекомендательный характер.

Объектом социального планирования на предприятии является весь пер­сонал, его социальные группы, отдельные работники. Основная цель планирования социального развития –– удов­летворение различных потребностей работников за счёт средств и возможно­стей предприятия.

При разработке этих планов реально может ставиться вопрос лишь о тех потребностях, удовлетворение которых зависит от возможностей предприятия. Исходя из этого предлагается применять следующую классифи­кацию потреб-ностей работников, которую можно использовать в качестве ос­новных разделов плана социального развития:

1) потребности развития соци­альной структуры;

2) потребности улучшения и совершенствования условий труда;

3) потребности повышения уровня жизни;

4) потребности улучшения в развитии человеческих отношений, морали и нравственности.

Первый раздел связан с обеспечением нормального функционирования персонала при осуществлении производственного процесса, т.е. обеспеченно­стью кадрами нужной квалификации, наличием возможностей дальнейшего по­вышения квалификации и т.д. Основные показатели, которые характеризуют социальную структуру персонала, следующие: численность работников, их по­ловозрастной состав, образовательный уровень, квалификация, должностной состав, численность инженерно-технического персонала и рабочих разных спе­циальностей и некоторые другие. План должен создать условия каждому ра­ботнику для повышения квалификации, роста образовательного уровня, расши­рения опыта и в соответствии с этим предоставления ему соответствующей ра­боты и должности. В то же время должны быть обеспечены необходимая ква­лификация кадровых работников, нормальная обновляемость коллектива, сни­жение текучести.

Второй раздел содержит показатели, которые характеризуют уровень ав­томатизации и механизации производства, количества рабочих мест с преобла­дающей долей ручного труда, обеспеченности спецсредствами, спецодеждой и спецпитанием.

В данном разделе могут быть представлены также данные о труде жен­щин, наличии оргтехники, безопасности труда, уровне шума, загазованности и другие, что определяется конкретной спецификой каждого предприятия.

Основными мероприятиями в этой области являются: техническое пере­вооружение и реконструкция, замена устаревшего оборудования, повышение безопасности труда, создание нормальных условий труда и отдыха, комнат психологической разгрузки, профилактика здоровья, озеленение помещений и территории и т. д.

В третий раздел плана целесообразно включать показатели как различ­ных доходов рабочих и служащих, так и обеспеченность объектами социальной сферы. Меры в этом разделе включают совершенствование системы и увеличе­ние оплаты труда, увеличение материальной помощи матерям, имеющим мало­летних детей, малообеспеченным, ветеранам и т.д., а также строительство жи­лья, объектов социально-культурной сферы и расходов на их содержание.

Основные мероприятия, которые могут быть запланированы в четвёртом разделе –– для улучшения социальных отношений –– предполагают расходы на проведение лекций, собеседований, социологических обследований, разбор возможных конфликтных ситуаций и т.д.

Формирование мероприятий, включаемых в план, производится на основе оценки стоимости мероприятий, их приоритета и об­щих финансовых возможностей предприятия.

Основными методами разработки плана социального развития предприятия являются:

¾ экспертный (основан на привлечении высококлассных специалистов-экспертов для систематизации и формирования общественного мнения);

¾ аналитический (включает системный, комплексный анализ отдельных составляющих элементов);

¾ нормативный (построен на разработке социальных нормативов);

¾ имитационного моделирования (исходит из имитационного моделирования возможных результатов);

¾ логического моделирования (включает систематизацию различных аналогий, разработку сценариев, построение дерева целей и дерева ресурсов);

¾ программно-целевой (реализуется посредством разработки определённой программы по избранной цели).

Планирование социального развития предприятия должно учитывать такой важный фактор, как морально-психологический климат в коллективе. Это может быть достигнуто в результате проведения определённой работы. Содержание этой работы состоит в подборе совместимых членов коллектива с учётом рекомендаций психолога, регулировании конфликтных ситуаций, правильной организации управления.

В целом управление социальным развитием основано на программно-целевом подходе. В рамках этого подхода определяются отдельные блоки управления (научно-аналитический, нормативно-правовой, организационно-управленчес-кий). По каждому блоку управления вырабатываются определённые цели, которые реализуются путём специальных управляющих воздействий.

Управленческим процессом занимаются конкретные субъекты управления. Структура управления, обеспечивающая нормальное социальное развитие предприятия приведена в таблице 1.

 

Таблица 1 –– Структура управления социальным развитием предприятия

 

Блок управления Цель управления Управляющее воздействие Субъект управления
Научно-аналитический Систематический анализ ситуации Разработка рекомендаций Информационно-аналитический центр, отдельные специалисты, эксперты
Нормативно-правовой Обеспечение нормального социального развития коллектива Положения, инструкции, нормы Совет директоров, исполнительная дирекция, правление
Организационно-управленческий Реализация основных направлений социального развития коллектива Приказы, распоряжения Директор и его заместители, начальники производственных комплексов, цехов, участков, служб и подразделений
Ресурсный Реализация целей социального развития Бюджетное и иное финансирование Финансовая служба, бухгалтерия

 

Оценка эффективности планирования социального развития предприятия может быть осуществлена путём диагностики выполнения отдельных разделов и индикативных показателей плана социального развития.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие экономические критерии используются при оценке НИОКР?

2. Назовите критерии оценки новизны НИОКР.

3. Назовите задачи разработки плана научно-технического развития предприятия.

4. Какие данные необходимо иметь предприятию для разработки плана развития научно-технического потенциала?

5. Какие показатели образуют систему показателей плана научно-технического развития предприятия, приведите их расчёт.

6. Что понимается под терминами «эффект» и «эффективность»?

7. Назовите источники финансирования капитальных затрат в связи с реализацией мероприятий плана развития науки и техники.

8. Назовите критерии эффективности при разработке мероприятий плана технического развития?

9. Какое влияние оказывает социальное развитие на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия?

10. Какие показатели позволяют оценить уровень социального развития предприятия?

11. Зачем нужно диагностировать эффективность социального развития?

12. Кто на предприятии должен отвечать за социальное развитие?

13. Почему нужно разрабатывать план социального развития?

14. Что является самым существенным элементом системы социальных льгот и выплат?

15. Какая социальная структура коллектива предприятия является самой оптимальной и почему?

 

Глава 5. Планирование производства и сбыта продукции

 

Планирование продаж

 

С определения объёмов продаж начинается процесс тактического планирования. Практически вся система внутрифирменного планирования базируется на этом показателе. На основе плана продаж осуществляется планирование производственной программы предприятия, своевременная подготовка сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания необходимых производственных запасов.

Планирование продаж представляет собойнепрерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи нового товара, продолжающийся в течение всего жизненного цикла изделия и заканчивающийся с изъятием его из производственной программы. Планирование продаж заключается в определе-нии характера новых товаров и их параметрических рядов, соотношения объёмов выпуска старых и новых изделий, уровня цен и конкурентоспособности продукции, объёма гарантий, качества сервиса, необходимости создания принципиально новых изделий или следования за фирмой-лидером их выпуска.

Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности. Основными задачами планирования продаж являются:

¾ определение существующих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции, исследование закономерностей покупательского поведения на соответствующих рынках;

¾ критическая оценка продукции предприятия, осуществляемая с позиции покупателя;

¾ оценка конкурирующих изделий по различным показателям конкурентоспособности;

¾ принятие решений о том, какие изделия следует исключить из-за недостаточной конкурентоспособности и снизившейся рентабельности, а какие следует добавить в номенклатуру выпускаемой продукции, в том числе за счёт развития других направлений производства, выходящих за рамки сложившейся специализации предприятия;

¾ изучение возможностей производства новых или модернизации выпускаемых изделий;

¾ прогнозирование возможных объёмов продаж продукции, цен, себестоимости и рентабельности;

¾ проведение рыночных тестов новой продукции для выяснения её приемлемости потенциальными покупателями;

¾ разработка рекомендаций производственным подразделениям предприятия относительно потребительских свойств параметрического ряда изделий, их цен, упаковки, предпродажного и послепродажного сервиса в соответствии с результатами тестирования.

Итогом работы по планированию продаж является сформированный портфель заказов. При формировании портфеля заказов должны учитываться отраслевые особенности и жизненный цикл продукции.

Процесс обоснования решений по объему продаж можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные связи. С информационной точки зрения в процессе обоснования объема продаж происходит уменьшение неопределённости информации о потребностях покупателей и клиентов.

В процессе обоснования объема продаж выделяют следующие пять этапов:

¾ исследование конъюнктуры рынка;

¾ планирование ассортимента;

¾ оценка конкурентоспособности;

¾ планирование цены;

¾ прогнозирование величины продаж.

1-й этап. Исследование конъюнктуры рынка в процессе планирования продаж начинается с анализа продаж в предшествующем планируемому периоде. В процессе анализа продаж производится оценка степени выполнения и динамики производства и реализации продукции, определение влияния факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их освоению. От выбора целевого рынка в большой степени зависит объём продаж. Исследование и сегментация рынка позволяют определить наиболее перспективные для предприятия рынка и сосредоточить на них свою деятельность. Для того чтобы правильно выбрать целевой рынок, необходимо в процессе сегментации придерживаться следующих требований:

¾ каждый из рассматриваемых сегментов должен быть чётко обозначен;

¾ затраты на проведение маркетинговых исследований должны окупиться финансовым эффектом от политики сегментации;

¾ выбранный сегмент должен быть достаточно значимым, чтобы приносить прибыль;

¾ выбранный сегмент должен быть доступным для использования эффективных методов сбыта продукции.

Алгоритм выбора целевого рынка в процессе планирования продаж включает следующие этапы: определение потенциала сегмента рынка; оценку доступности и существенности сегмента рынка; анализ возможности освоения рынка.

Ёмкость рынка при планировании продаж рассчитывается в денежном и натуральном выражении. Знание ёмкости рынка и тенденции её изменения позволяет оценить перспективность рынка в планируемом периоде.

2-й этап. Планирование ассортимента, то есть количественного соотношения отдельных видов изделий параметрического ряда продукции в плане продаж, основано на жизненном цикле товара. Основная идея планирования ассортимента состоит в следующем. Во-первых, эффективная ассортиментная стратегия должна быть направлена на элиминирование объёма продаж и прибыли от стадий жизненного цикла изделий. Во-вторых, появление на рынке различных моделей параметрического ряда изделия должно планироваться в такой последовательности, чтобы величина объёма продаж и прибыли оставалась относительно постоянной.

3-й этап. При планировании объёма продаж необходимо чётко представлять, почему потребитель отдаёт предпочтение тому или иному товару. Это предпочтение определяется степенью удовлетворения потребностей потребителя и затратами на приобретение и использование товара. При планировании и оценке конкурентоспособности применяется система показателей, среди которых выделяют качественные и экономические. Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют потребительские свойства и научно-технический уровень товара. Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара, составляющие цену потребления.

4-й этап. При планировании цен на продукцию в процессе обоснования объёма продаж предприятия могут применять следующие альтернативные основные методы ценообразования:

¾ на основе издержек;

¾ с ориентацией на уровень конкуренции;

¾ с ориентацией на спрос;

¾ параметрические методы.

Процесс ценообразования при планировании продаж включает ряд последовательно выполняемых процедур:

1. Выявление ценообразующих факторов.

3. Выбор метода ценообразования.

2. Постановка целей планирования цен.

4. Разработка ценовой стратегии и определения цены.

5 этап. Расчёт количества продаж того или иного изделия является заключительным этапом планирования продаж. Ни отечественная, ни зарубежная теория не выработала абсолютно надёжных методов расчёта количества продаж. Количественно измерить спрос чрезвычайно сложно, а порой и невозможно вследствие того, что он порождается огромным количеством субъективных, порой противоречивых и неподдающихся формализации и оценке факторов. Средства прогнозирования объёма продаж можно представить двумя группами:

1) основанные на экспертных оценках. Предполагают изучение мнений специалистов предприятий-производителей и потребителей продукции, торгово-посреднических фирм, предприятий розничной торговли, консалтинговых организаций о возможных объёмах продаж продукции предприятия в планируемом периоде. На их основе экспертным путем определяются три вида прогноза продаж –– оптимистический, пессимистический и рациональный (вероятный).

Ожидаемый объем продаж изделия в плановом периоде (Оп) можно определять по формуле

 

(8)

 

где О, В, П — объемы продаж — соответственно оптимистический, вероятный, пессимистический.

 

Так как любой прогноз носит вероятностный характер, то рассчитывается доверительный интервал возможного объема продаж по формуле

 

(9)

где — стандартное отклонение оценок продаж;

2) экономико-статистические. Наиболее часто на практике применяются методы регрессионного и корреляционного анализа; скользящей средней; взвешенной скользящей средней (экспоненциального сглаживания); следящего сигнала. Метод регрессионного и корреляционного анализа — это способ нахождения объёма продаж конкретного изделия, основанный на выявлении и установлении зависимости искомого показателя от других факторов. На основании статистической выборки по объёму продаж планируемого товара (у) и различных факторов, влияющих на него 1, х 2, x 3 ,..., xп), за предшествующие плановому периоды составляются статистический ряд наблюдений и стандартные уравнения. Скользящая средняя рассчитывается путём деления фактического объёма продаж на продолжительность анализируемого периода. Планируемый объём продаж принимается равным этой величине. Например, предприятие рассчитывает объём продаж на планируемый месяц по этому методу. Для этого объём продаж за предшествующие 12 месяцев делится на количество месяцев, то есть 12. В следующем месяце к исходной величине продаж добавляют фактические продажи за последний месяц и вычитают этот показатель за первый месяц ретроспективного периода. Метод взвешенной скользящей средней (экспоненциального сглаживания) отличается от рассмотренного метода тем, что при расчёте средней величины продаж за ретроспективный период в модель вводятся весовые коэффициенты, отражающие меру влияния различных факторов. Фактическим продажам за конкретный период и прогнозу за этот же период присваиваются весовые коэффициенты, дающие в сумме единицу. Метод «следящего сигнала» учитывает ошибку прогноза и рассчитывается путём деления абсолютной суммы отклонений (без учёта знака) на среднее отклонение. Нормальное колебание «следящего сигнала» должно быть в пределах 3,0–7,0. Если этот показатель выходит за пределы норматива, то метод расчёта планируемого показателя не адекватен условиям данного предприятия и подлежит усовершенствованию.

Эффективность применения того или иного метода прогноза продаж зависит от конкретных условий и специфики хозяйственной деятельности предприятия.

 

Планирование производственной программы

 

Производственная программа определяет необходимый объём производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел плана тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.

Разработать производственную программу –– это значит составить план производственной деятельности предприятия, всех его производственных подразделений, установить для каждого из них конкретные задания по показателям ПП и срокам их выполнения, обосновать выполнение ПП ресурсами с учётом возможности их пополнения.

Производственная программа состоит из двух разделов –– план производства продукции в натуральном (условно натуральном) выражении; план производства в стоимостном выражении.

План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для измерения объёмов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, квадратные, погонные и кубические метры. На отдельных предприятиях применяются двойные измерители. Например, производство тканей может планироваться в погонных и квадратных метрах; бумаги — в тоннах и квадратных метрах; труб — в тоннах и погонных метрах. Применение двойных измерителей позволяет в плане более полно охарактеризовать физический объём производства и потребительские свойства продукции.

План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (валовой доход); товарная продукция; валовая продукция.

Основным стоимостным показателем этого раздела плана является реализованная продукция. Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией. Ее объём исчисляется как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть.

Товарная продукция включает стоимость: запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства.

Валовая продукция включает стоимость всей произведённой продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Изменение остатков незавершённого производства в составе валовой продукции плани-руется при значительном увеличении объёма производства в планируемом периоде по сравнению с отчётным, снятии с производства отдельных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью производственного цикла.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В неё не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции. В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предприятия.

Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учётом имеющихся производственных возможностей. При расчёте планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объёмов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции.

Типовой алгоритм формирования программы представлен на рисунке 8.

 

 

Рисунок 8 –– Схема планирования производственной программы

 

Важнейшим этапом обоснования производственной программы является расчет производственной мощности предприятия. На основе расчётов производственной мощности выявляются внутрипроизводственные резервы роста производства, устанавливаются объёмы выпуска продукции и определяется потребность в увеличении производственных мощностей за счёт технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих и строительства новых мощностей.

Под производственной мощностью предприятия понимается максимально-возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренном планом продаж, при полном исп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: