Карен Хорни родилась в пригороде Габсбурга в семье моряка. Родители не подходили друг жругу. к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни.
Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису.
Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.
В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.
Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Базальная тревога: этиология неврозов (по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге). Согласно Хорни, базальная тревога развивается на основе чувства одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном окружении.
Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги. Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей: В любви и одобрении; В руководящем партнере; В четких ограничениях; Во власти; В эксплуатировании других; В общественном признании; В восхищении собой; В честолюбии; В самодостаточности и независимости; В безупречности и неопровержимости; Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни.
Индивидуальные особенности: Типы личности по Хорни:
1. Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут».
2. Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе.
3. Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей – характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет».
А. Фрейд.
Британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения. Родилась 3 декабря 1895 г. в Вене. Умерла 9 октября 1982 в Лондоне. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.
Одна из шести детей З. Фрейда, самая младшая. Отец питал особые чувства к своей младшей дочери. Она станет его близкой спутницей на всю жизнь, личной помощницей и секретарем. Под его влиянием Анна, которой не исполнилось еще и двадцати лет, представила свои работы в Венское психоаналитическое общество (ее первый научный труд касался подавления фантазий и грез), она также подверглась анализу на кушетке отца и начала практиковать психотерапию.
Личность – «присутствующие… уже при первых объектных отношениях наклонности и тенденции, в том числе депрессивные и мазохистские».
Функционирование личности в неофрейдизме:
Прогрессирование вдоль постадийных направлений – результат комплексного влияния созревания, структуризации и приспособления, взаимодействия между процессами развития, происходящими со стимулами побуждений, Я и Сверх-Я, а также их преобразования под влиянием внешнего мира.
Детерминация развития: Детское развитие – процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности с соответствующей интенсификацией функций эго - памяти, логического мышления, проверки реальности, регуляции моторики и защитных механизмов - подражания, идентификации и интроекции.
Отношения личности и общества: Адаптация.