Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.




(1904–1994, в Германии, мать еврейка, родители развелись, у мамы новый муж) способствовали труды по психоанализу. Эриксон принял структуру личности 3. Фрейда и создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Особое внимание он обратил на роль «Я» в развитии личности, считая, что основы человеческого «Я» кроются в социальной организации общества. Личность – он определяет эго идентичность как заряжающее человека психической энергией субъективное чувство непрерывной самотождественности. Структура личности: Идентичность включает 3 параметра: - самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве, - признание самотождественности личности значимым социальным окружением, уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер. Функции: Готовность личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осозноваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия.

Идентичность: 1. Личностная идентичность, 2. Эго идентичность, субъективное чувство целостности собственнной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. 3. Групповая идентичность – чувство принадлежности к данной социальной группе.

Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-специфической») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии.

Каждый психосоциальный кризис, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем.

Психосексуальные стадии развития личности по Э. Эриксону

1. Младенчество: базальное довериебазальное недоверие

По Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия. Здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо.

2. Раннее детство: автономиястыд и сомнение

Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения.

3. Возраст игры: инициативностьвина. Конфликт между инициативой и виной — последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры».

4. Школьный возраст: трудолюбиенеполноценность. О т шести до 12 лет. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилам. Согласно Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе.

5. Юность: эго-идентичность—ролевое смешение. 12-19лет. Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности,на отрицательном полюсе — в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, девушки-скауты, хористы и т. д.). 6. Ранняя зрелость: интимность—изоляция. Обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет). Только теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком как в социальном, так и в сексуальном плане. 7. Средняя зрелость: продуктивность—инертность. (от 26 до 64 лет); ее основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение. 8. Поздняя зрелость: эго-интеграция—отчаяние (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: