Формирование личности как результат научения.




Бандура Л. Доктор философии, профессор психологии. В деревне. Сестры. Личность – сложный паттерн непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения в ситуации.Основные принципы социально-когнитивной теории А.Бандуры. Бандура исходит из того, что психологическое функционирование личности лучше понимать через непрерывное взаимодействие между тремя группами факторов:

1. Поведенческими;

2. Когнитивными;

3. Средовыми.

С точки зрения Бандуры индивиды обладают когнитивными способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Он рассматривал поведение с точки зрения принципа взаимного детерминизма, который состоит в том, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения. Внутренние детерминанты поведения, такие как вера и ожидание, и внешние детерминанты – поощрение и наказание, являются частью системы взаимодействующих влияний, которые действуют не только на поведение, но и друг на друга. Хотя на поведение влияет окружение, но люди сами могут оказывать какое-то влияние на своё поведение. Бандура полагает, что поведение в значительной мере регулируется предвиденными последствиями.

Основа теоретической концепции Бандуры – моделирование или научение через наблюдение. Все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями, а также посредством вербальной информации. Моделирование – это извлечение наблюдателем общих черт, казалось бы из разных реакций и формирование правил поведения, дающих ему возможность идти дальше того, что он уже видел или слышал. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами:

1. внимание;

2. сохранение;

3. моторно-репродуктивные процессы;

4. мотивационные процессы.

Подкрепление не является обязательным компонентом научения, но подкрепление часто способствует научению. Исследуя роль подкрепления в научении через наблюдение, Бандура подчеркивает когнитивную ориентацию подкрепления. Он указывает, что внешнее подкрепление редко выступает в роли того, что автоматически определяет поведение (точка зрения Скиннера).

По мнению Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведет к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению.

Бандура предположил, что приобретение самоэффективности может происходить любым из четырех путей (или любой их комбинации):

1. Эмоциональный подъем.

2. Косвенный опыт.

3. Вербальное убеждение. 4. Способность выстроить поведение

Роттер. Его теория социального научения — это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения. В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать заимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения,ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

Личность – это система соц навыков и условных рефлексов с одной стороны, и системы внутренних факторов – с другой: самоэффективность, внутренняя зависимость. Потенциал поведения (вероятность данного поведения, «встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями»). По Роттеру, ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Ценность подкрепления ( степень, с которой мы при равнойвероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому. Используя эту концепцию, он утверждает, что люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов). Психологическая ситуация (Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель. Роттер подчеркивает важную роль ситуационного контекста и его влияние на поведение человека. Он строит теорию о том, что совокупность ключевых раздражителей в данной социальной ситуации вызывает у человека ожидание результатов поведения — подкрепления). Для того, чтобы предсказать потенциал данного поведения в специфической ситуации, Роттер предлагает следующую формулу: Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления. Общая формула прогноза: Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности. Локус контроль - личностная переменная. Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и т.д. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). Измерение локуса контроля. Хотя существует несколько способов измерения ориентации контроля, чаще всего используется «Шкала И-Э», созданная Роттером.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: