Преимущества и недостатки портфолио




Основные преимущества портфолио изложены достаточно полно.

Во-первых, в отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.

Во-вторых, позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

В-третьих, поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.

В-четвертых, портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.

В-пятых, портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

Остановимся на основных недостатках портфолио. Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.

Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Поэтому возникает необходимость ответить на следующие вопросы:

- Какой срок является оптимальным для накапливания материала?

- Как могут взаимодействовать ученики, учителя и родители при формировании портфолио?

- Как влияют различные варианты формирования портфолио на степень учебной мотивации учащегося, на развитие его социальной активности?

- Какую необходимо вести работу с учащимися, чтобы заполнение в 9 классе документов, определяющих индивидуальный образовательный рейтинг выпускника основной школы, позволило преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети, чтобы мотивация достижений сопровождала их в последующей жизни?

Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения.

Для организации этой работы необходимо было изучить и систематизировать многообразный материал, познакомиться с опытом работы, сложившимся в различных регионах России.

Существует ряд проблем общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности:

· в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;

· имеет место неготовность классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;

· у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;

· неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения. Первоначально у родителей действует стереотип: нейтрально-спокойное отношение к деятельности педагогов и детей, а порой и категоричная оценка: «В современном обществе, к сожалению, значимы не результаты, а иные, точнее финансовые, возможности».

В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио учащихся, а также понимая, что одной из главных задач современной школы является повышение качества образовательного процесса в рамках реализации программы по предпрофильной подготовке и профильного обучения, необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, что является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.

Для того чтобы деятельность в этом направлении была эффективной, работа с портфолио должна строиться не только с позиции «рейтинговой функции». Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предм е ту; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.

В наиболее общем понимании учебный портфель представляет собой форму и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, общественных организаций), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.

В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

- Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами. Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету, (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

- Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

- Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

Опыт применения этой формы оценки показывает, что целесообразно использовать два вида учебного портфеля для каждого учащегося: рабочий и оценочный. В рабочий портфель учащийся вкладывает все продукты своей учебно-познавательной деятельности по выбранной цели, далее отбирает из него те, которые, на его взгляд, наиболее полно отражают его достижения в образовательной деятельности.

Можно рекомендовать опыт итоговой оценки учебного портфеля американских коллег. В американской системе оценки используются уровни, соответствующие следующим количественным и качественным характеристикам:

А (отлично) – самый высокий уровень. Содержание такого портфеля свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося в продвижении по образовательному маршруту, наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к обучению. В содержании и оформлении учебного портфеля ярко проявляются оригинальность и изобретательность.

В (хорошо) – высокий уровень. Учебный портфель этого уровня демонстрирует солидные знания и умения учащегося, но, в отличие от предыдущего, в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании или отсутствовать творческий элемент.

С (удовлетворительно)– средний уровень. В учебном портфеле данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний и умений.

D (неудовлетворительно) – слабый уровень. В таком портфеле представлены отрывочные задания из разных категорий, образцы попыток выполнения отдельных заданий. Не прослеживаются доказательства изменений в движении учащегося по образовательному маршруту.

Учебный портфель – нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося. Учащиеся в начале каждого учебного года (или в начале изучения курса) ставят перед собой ряд целей, чтобы на их основе составлять свой портфель результативности.

Вопросы, на которые необходимо ответить перед началом использования системы учебного портфеля:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: