Седьмой этап — написание исследовательского проекта




При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его — научный.

Научный стиль имеет свои особенности:

— подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

— точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;

— отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

— объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения я и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);

— ясность — умение писать доступно и доходчиво;

— краткость — умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Важно уметь связать накопленную научную информацию в связанный текст. Для этого необходимо разбираться в речевых функциях и лексических средствах их реализации (Таблица 2).

Таблица 2

Речевые функции и лексические средства.

речевая функция лексические средства
Причина и следствие, условие и следствие. (и) поэтому, потому, так как.поскольку следует; отсюда следует; откуда следует вследствие; в результате; в зависимости от …; в связи с этим; согласно этому в таком случае; в этом случае; в этих условиях; при таких условиях что свидетельствует; что указывает; что говорит; что соответствует; что позволяет; что способствует следовательно
Временная соотнесенность сначала, прежде всего, в первую очередь первым шагом; последующим шагом; предшествующим шагом одновременно, в то же время, здесь же предварительно, ранее, выше ещё раз, вновь, снова затем, далее, потом, ниже в дальнейшем, в последующем, впоследствии во-первых, во- вторых и т.д. в настоящее время, до настоящего времени в последние годы, за последние годы
Сопоставление и противопоставление как…, так и …; так же, как и … не только, но и … по сравнению; если …, то … в отличие, в противоположность, наоборот аналогично, также, таким же образом с одной стороны, с другой стороны в то время как, между тем, вместе с тем
Дополнение и уточнение также и, причем, при этом, вместе с темкроме того; сверх того; более того главным образом, особенно
Ссылка на предыдущее или последующее высказывание тем более, что …в том числе, в случае, то есть, а именно как было сказано; как было показано; как было установлено; как было обнаружено выше; как было найдено выше; как говорилось выше; как отмечалось выше; как указывалось выше согласно этому; соответственно этому в связи с этим, в соответствии с этим в связи с вышеизложенным данный, названный и т.д. большая часть, большинство
Обобщение, вывод таким образом, итак, следовательнов результате, в итоге, в конечном счете отсюда (откуда) следует; отсюда (откуда) вытекает; отсюда (откуда) понятно; отсюда (откуда) ясно это позволяет сделать вывод; это сводится к следующему; это свидетельствует наконец, в заключение
Введение новой информации рассмотрим следующие случаиостановимся подробно на … приведем несколько примеров некоторые дополнительные замечания …
Указание на источник того или иного сообщения по мнению ….по словам …
Иллюстрация сказанного например, так, в качестве примерапримером может служить такой как (например) в случае, для случая о чем можно судить, что очевидно

Перечислим некоторые языковые средства научного стиля:

— слова обобщенной семантики (важность, системность, возрастание, понижение, применение и т.п.);

— термины, характерные для какой-либо науки, и общенаучные понятия (закон, принцип, классификация, информация, вероятность, гипотеза и др.);

— слова, указывающие на закономерный характер описанных явлений (обычно, обыкновенно, всегда, регулярно, всякий, каждый, как правило и т.п.);

— глаголы настоящего вневременного в обобщенно-отвлеченных значениях (речь ИДЕТ о проблеме …, отсюда СЛЕДУЕТ вывод …, СЛЕДУЕТ заметить, что …, вычисление (наблюдение) ПРИВОДИТ кследующему результату …, перейдем к следующему вопросу …, заключение носит предварительный характер …, из сказанного ранее вытекает …, это дает основание говорить о …, это говорит о … и др.);

— глаголы прошедшего и будущего времени используются в значении настоящего времени (мы получим /получили/…, применим …, используется, выражается, наблюдается и т.п.);

— чаще используются глаголы несовершенного вида, как более отвлеченно-обобщенные; глаголы же совершенного вида характерны для устойчивых оборотов (докажем, что …, рассмотрим …, выведем …);

— преобладают формы 3-го лица местоимений и глаголов. Авторское «Мы плюс личная форма глагола» употребляется в отвлеченно-обобщенном значении (мы считаем …, нами установлено …). Местоимение «Я » используется сравнительно редко.

— преобладают существительные единственного числа, формы среднего рода у существительных абстрактного значения (движение, количество);

— краткие прилагательные: Пространство однородно и изотропно.

На синтаксическом уровне связь между предложениями осуществляется с помощью повторяющихся существительных и местоимений. Следите, чтобы в близком контексте не повторялись слова ЭТОТ, ЭТО, заменяйте их синонимами. Например, этот — подобный, такой же, указанный выше, данный и т.п. Преобладает прямой порядок слов в предложении (подлежащее — сказуемое — дополнения).

Связность научного текста поддерживается специальными конструкциями и стереотипными оборотами связи, без которых «речь становится отрывистой и скачкообразной». Преодолеть указанный недочет помогут таблицы 1, 2, 3, 4.

Обратите внимание, что в процессе работы над целым текстом исследовательского проекта вы постоянно обращаетесь к важнейшим его компонентам: цель, задачи, гипотеза, формулировка темы. Указанные компоненты как бы пронизывают насквозь весь текст, многократно (обязательно вариативно) повторяются, выполняя важную текстообразующую роль. Эти развернутые вариативные повторы служат композиционным стержнем вашего сочинения, обеспечивают его связность и тематическое единство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: