Утверждающие принцип гедонизма.




Философия

Рабочая тетрадь

 

Студент: Евдоченко Андрей Сергеевич

Группа: ГГ 11-15

Преподаватель: Цыванюк Давид Сергеевич

 

Тема. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

Задание №1. Составьте план изученной темы.

1.Предфилософия: первые исторические формы мировоззрения (миф, религия).

2.Происхождение философии.

3.Структура философского знания.

4.Основной вопрос философии. Специфика его решения.

Задание № 2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

• Каковы основные черты философского мышления?

• Философия как саморефлексия об «универсуме» и человеке в нем.

• Философия и наука, философия и религия.

• Функции философии.

 

1.Основные черты философского мышления:

• Выработка рационального знания;

• Философский плюрализм;

• Субъективный характер мышления;

• Всеобщий характер анализа любой проблемы;

• Философское мышление имеет ценностный характер;

• Не может дать точного прогноза.

 

2. Универсум – совокупность объектов и явлений в качестве единой системы. В общем смысле тождественна термину «Вселенная».

Саморефлексия – это отражение человеком происходящего, применимо к философии, это отражение каких-либо процессов.

Философия рассматривает такие вопросы как:

• Происхождение человека;

• Смысл жизни человека и его место в мире;

• Познаваем ли мир;

• Что первоначально: природа или материальный мир.

 

3. а) Философия и наука.

Общие черты:

• Стремятся к выработка рационального знания;

• Ориентированы на установку законов и закономерностей, исследуемых объектов и явлений;

• Выстраивают систему категорий и стремятся к построению целостных систем

Различия:

Философия Наука
1.плюрализм – множество взглядов-норма 1.монизм – единство взглядов на основные принципы, законы-норма
2.знания не проверяются экспериментально 2.знания подтверждаются экспериментально
3.не дается точный прогноз 3.дается довольно точный прогноз
4.философы на основе определенных взглядов могут предсказывать, но не прогнозировать 4.ученые на основе определенных взглядов могут прогнозировать и моделировать

 

б) Философия и религия.

Общее:

• Направленность сознания на один и тот же объект – Бог;

• Исследуются первопричины сущего;

• Формы общественного сознания;

• Самые общие представления о мире.

Различия:

Философия Религия
1.высшее, завершающее постижение бытия и жизни 1.жизнь в общении с Богом
2.усмотрение абсолютной первоосновы 2.цель – удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении
3.мысль и знание 3.вера
4.свободна от догм 4.идеал мышления
5.основывается на понятиях и представлениях 5.основывается на представлениях

 

4.Функции философии:

• Мировоззренческая – связана с формированием индивидуального и коллективного мировоззрения.

• Методологическая – связана с разработкой общих принципов и методов познавательной деятельности человека.

• Гносеологическая – связана с познанием мира и человека.

• Логическая – связана с осмыслением и формированием общих законов рационального мышления.

• Аксиологическая(ценностная) – связана с осмыслением и обоснованием значимости ценностей для человека и общества

• Гуманистическая – связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинств, прав и свобод.

• Эстетическая – изучение законов красоты и восприятия человеческим сознанием

• Этическая – формирование и реализация нравственных и моральных принципов.

• Культурно-транслирующая – обобщение и передача от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

• Практическая – выработка смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

 

Задание№3. Самопроверка знаний.

• Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.

 

а) Структура философского знания:

1) онтология, гносеология, логика, аксиология и др.;

2) онтология, гностицизм, логика, история искусства, этнология и др.;

3) антропология, биоэтика, педагогика, психология, синергетика и др.;

4) все ответы неправильные.

 

б) Каково соотношение философии и мировоззрения:

1) философия и мировоззрение тождественны;

2) философия шире мировоззрения;

3) философия – это теоретическая основа мировоззрения;

4) философия и мировоззрение – разноплановые понятия.

 

в) Материализмом называется:

1) признание внешней по отношению к человеку действительности, не зависящей от него в своем существовании;

2) признание первичности материи по отношению к сознанию;

3) принцип взаимосвязи бытия и мышления, на основе которого создаются системы представлений о мире;

4) признание того, что все тела состоят из «элементарных кирпичиков» (электронов, протонов и т.п.).

 

г) Идеализм как взгляд на мир представляет собой:

1) систему знаний, обосновывающую значение идеалов в жизни общества и человека;

2) учение, согласно которому идеи более реальны, чем материальные вещи;

3) признание определяющего значения для человека духовных сторон общественного бытия;

4) учение, согласно которому первичным и определяющим является либо сознание человека, либо некая духовная сила, обусловливающая развитие природы, общества и самого человека;

 

д) Какая из предложенных функций помогает ориентации человека в мире?

1) гносеологическая;

2) методологическая;

3) гуманистическая;

4) эвристическая.

 

2.Дополните определения:

Онтология – учение о бытие (объясняет законы бытия, представляет его модель).

Гносеология – учение о познании (показывает источник знания и механизм процесса познания, объясняет причины единства знания и возможность взаимопонимания).

Аксиология – учение о ценностях (рассматривает вопросы о смысле и целях бытия).

Материализм – философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, ни прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (Боге, абсолютной идее). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира.

Идеализм – философское направление, в котором мир отождествляется с содержанием сознания (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного бытия, универсального сознания, абсолюта (объективный идеализм).

Дуализм – философское учение, которое признает равноправие идеального и материального, но не признает их относительность.

Агностицизм – философское учение, отрицающее попытку познания мира.

Принцип философского монизма – философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.

 

3. Заполните таблицу. Основные типы мировоззрений и их специфика.

Типы мировоззрений Специфика
1.Жизненно-практическое Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.
2.Мифологическое Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии развития, воплощая в себе особенности формирующегося человеческого сознания. Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четких разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий, мысли и эмоций. Миф, выражая мысли в поэтической, эмоциональной форме, имел этиологическое значение. Отвечая на многочисленные "почему", он предлагал доступное всем, образно-наглядное объяснение природы, явлений. Среди мифов каждого народа присутствовали такие, которые объясняли происхождение природы и человека, место человека в мире. Имелось и много общего в решении главных мировоззренческих вопросов. Постепенно в каждом племени стали выделяться хранители мифов, первоначально старейшины, затем – шаманы, среди мифов начали выделяться те, что связывались с культовыми действиями.
3.Религиозное Формировался новый тип мировоззрения - религиозное, которое стало повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире. Религиозное мировоззрение - обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли хранителей религиозных идей и традиций. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обыденного сознания, насколько оно отвечает повседневной жизни людей, их культуре. Религиозное решение мировоззренческих проблем оказывается доступным для усвоения на этом уровне сознания. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая в исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся идей: творения мира Богом, предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др.
4.Философское Философское мировоззрение развивается на уровне теоретического сознания. Оно связано с естественными и общественными науками; представляет теоретический уровень сознания. Как свидетельствуют социологические исследования, в мире становится все больше сторонников нерелигиозного мировоззрения. Между различными видами религиозного мировоззрения и их последователями возникали различные отношения - от лояльного до открыто враждебного, нетерпимого. Общей основой для диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений могут служить принцип гуманизма, интересы человека. Признание того, что высшей ценностью для человека является человек, может и должно служить основой диалога сторонников любых мировоззрений.
5.Научное Научное мировоззрение, как принято считать в классической философии и науке, основано на доказанных знаниях, полученных посредством достоверных методов той или иной науки и поддающихся эмпирической проверке.

При анализе типов мировоззрения воспользуйтесь определением философа В. Дильтея (1833-1911). Он считал, что мировоззрение – это стройная система взглядов, которая на основе построения картины мира решает вопрос о смысле мира, а затем выводит отсюда идеал и основные принципы жизни.

4. Составьте схему. Как соотносятся философия и другие гуманитарные науки?

Взаимосвязь философии с конкретными науками можно кратко выразить в следующих положениях:

- конкретные науки связывают философию с действительностью, дают ей необходимый фактический материал, который она осмысляет и обобщает в своих особых философских категориях (фундаментальных понятиях: бытие, сознание, связь, развитие, истина и др.);

- философия, обобщая исторический опыт развития общества, человеческой деятельности, науки, культуры, формирует общую стратегию истинного познания и продуктивной деятельности. Она дает частным наукам генеральные ориентиры их развития, стремится уберечь их от ложных путей и ошибок.

Таким образом, философия и конкретные науки взаимонеобходимы друг для друга, не могут продуктивно развиваться друг без друга. Философия, не опирающаяся на конкретные науки, неизбежно вырождается в бесплодное, схоластическое умозрение, а конкретные науки без тесного контакта с философией неизбежно примитивизируются, теряют перспективу, лишаются целостного видения проблем и продуктивных импульсов развития. Как проницательно заметил русский философ Г.Челпанов «...философский интерес движет вперед науку... Интерес к разрешению высших проблем бытия дает жизнь науке и может быть самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний».

 

В схеме представлена лишь малая часть наук, с которыми связана философия, сюда можно также отнести: этику, политологию, право, эстетику, антропологию, культурологию, лингвистику, журналистику, филологию, литературоведение и др.

 

5. Прокомментируйте текст.

«Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего будущему – никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства» (К. Ясперс).

К.Ясперс в своем суждении говорит о том, что абсолютно каждый человек в своей жизни рано или поздно столкнется с философией. Хочет он этого или нет. Немецкий философ пишет, что философии не может не быть, пока живут люди. Одной из главных является нахождение смысла жизни как в общем и целом, так и для каждого человека в отдельности. Каждый индивид в процессе своего развития обязательно должен прийти к чему-то, вопрос только в том, будет ли это что-то глубокое, серьезное, разумное, что сможет стать неодолимой духовной потребностью, или же настолько примитивное, что заведет либо в догматизм, либо в бесплодный скептицизм.

По моему мнению, каждый человек в своей жизни имеет свою собственную философию, которая со стороны не каждому будет понятна, но, может, в этом и суть учения, нахождения чего-то нового и необходимого именно для себя. В этом смысле философия бессмертна, потому как, пока жив человек, он обязательно будет думать об интересующих его вещах и пытаться понять суть интересующих его явлений.

Задание №4. Творческие вопросы и задания.

Имеет ли философия практический смысл?

 

Значимость практической философии вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напротив, тормозить, останавливать действие, отвращать от него. Цель практической философии: побуждать людей с помощью мысли к правильным, хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий. Говоря более точно, практическая философия — это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения — в процессе живого общения.

Практическая философия — это та часть философии, которая пытается непосредственно влиять на жизнь людей, через философские тексты и речи, через живое общение философов с людьми.

К сожалению, практическая философия (в своем основном значении) пребывает еще в зачаточном состоянии. Общество только сейчас начинает осознавать, что философия может непосредственно (без посредников разного рода) влиять на дела и судьбы людей, что философы могут работать с людьми — подобно психологам, психоаналитикам, врачам, священникам.

К произведениям практической философии относятся такие, которые содержат мысли о жизни, человеке, об отношении к миру, обращенные ко всем людям и имеющие практический смысл, т. е. побуждающие к действию или отвращающие от него. Эти произведения, как правило, не носят характер исследования, а содержат рассуждения, отдельные мысли и рекомендации-советы.

В духе практической философии писали Конфуций, многие античные философы, М.Монтень, Ф.Бэкон, А.Шопенгауэр... К произведениям практической философии можно отнести в известном смысле книги американца Дейла Карнеги и нашего Владимира Леви.

По моему мнению, философия, безусловно, имеет практический смысл, т.к. она изучает не только проблемы бытия, познает мир, но и помогает людям своими идеями, отвечает на какие-либо мучающие их вопросы. Я считаю, людям нужно больше прислушиваться именно к философам, потому что в их учениях можно найти что-то полезное для себя, понять свой внутренний и в том числе окружающий мир.

 

Тема. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Задание №1. Составьте план изученной темы.

• Общая характеристика античной философии.

• Ранняя греческая философия.

• Софисты и Сократ.

• Философия Платона и Аристотеля.

• Эллинистический период античной философии.

• Неоплатонизм.

 

Задание №2. Сделайте краткий конспект по заданным вопросам.

• Историко-культурный анализ предпосылок возникновения философии. Почему именно в Греции происходит рождение Логоса?

 

Итак, мы с полным основанием можем говорить о появлении науки именно в Древней Греции. Происходило это в форме научных программ. Ведь прежде чем заниматься собственно научными исследованиями, нужно было ответить на важнейшие вопросы: что изучать? какими методами? почему мы можем познавать мир?

Именно древнегреческой культуре принадлежит несколько основополагающих идей, которые легли в основу науки и научного познания мира. Среди них – идея рождения мира из первоначального Хаоса, впервые зафиксированная еще в мифах. Хаос понимался как некое первичное состояние мира, аморфное и бессистемное. По мере внесения в него идеи порядка он превращался в известный нам сегодня мир, разумно организованный и устроенный – Космос. Превращение Хаоса в Космос связывалось с действием универсального космического закона – Логоса. Именно он превращал беспорядок (Хаос) в порядок (Космос). Изучение процесса превращения Хаоса в Космос, поиск космического (упорядочивающего) закона и должны были стать предметом исследования античной науки.

Еще одной важной идеей стало представление о единстве микро- и макрокосмоса, абсолютном подобии человека и мира. Отсюда вытекала возможность познания Космоса, так как подобное познается подобным – эта ключевая для теории познания мысль также была сформулирована в Древней Греции.

 

• Основные периоды античной философии, критерии их выделения. Главные герои и их идеи.

 

Выделяют следующие этапы в развитии античной философии, временные границы которых весьма условны.

Ранний этап (VII – V вв. до н.э.) – время возникновения «досократовских» философских школ: милетской, пифагорейской, элейской, а также школы Гераклита Эфесского и атомистической школы Левкиппа-Демокрита. Главная проблема ранней античной философии – поиск первоначала сущего.

Средний этап (VI – V вв. до н.э.) – время расцвета деятельности софистов и Сократа. Главной проблемой становится человек. В это же время возникают этические школы киников и стоиков.

Высокая классика (V – IV вв. до н.э.) – школы Платона и Аристотеля.

Эллинизм – время упадка греческой культуры. Этот термин ввел в употребление немецкий историк И.Г.Дройзен (1808-1884). Начало периода эллинизма принято связывать с 338 г. до н.э. – годом военной победы Македонии над Грецией. Концом эпохи эллинизма считают 30 г. до н.э., когда перестало существовать, будучи оккупированным римским войском, последнее эллинистическое государство – эллинистический Египет.

Римский период (I в. до н.э. – V в. н.э.) характеризует развитие и распространение неоплатонизма – последнего учения Античности.

 

• Поиск чистой истины как главная человеческая ценность.

 

Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи и интеллекта. В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом:- истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г.Гегелем, К.Марксом и другими мыслителями.

• Почему античная философия так эмоционально привлекательна?

 

Следует отметить что:

• Это философия свободных людей. Она достигла своего наивысшего рассвета в условиях полисной системы, где состоятельные граждане могли придаваться влечением к познанию, так как они не заботились о достатке.

• Она открывает новую область реальности и мышления, которая богата великими открытиями и тайнами. Инструментом проникновения в эту область является ломка (диалектика). Мышление понимается как строго упорядоченная деятельность.

• Эта философия поставила многие важные проблемы: проблему первоначала, проблему несоответствия мира чувственного восприятия и мира, постигаемого разумом. В итоге философия стала пониматься как наука правильной жизни, а не только, как интеллектуальной деятельности. Космос пронизан мировой душой, мировым разумом.

 

Задание №3. Самопроверка знаний.

• Тестовый контроль. Отметьте правильный ответ.

а) Основателем «линии материализма» считается древнегреческий философ:

1) Аристотель;

2) Демокрит;

3) Парменид;

4) Сократ.

 

б) Основателем «линии идеализма» считается древнегреческий философ:

1) Гераклит;

Платон;

3) Эпикур;

4) Фалес.

 

в) Эллино-римский период античной философии. Соотнесите идеи и направления:

1) эпикурейство а) выражение сомнения в возможности человеческого познания;

2) неоплатонизм б) достижение счастья через «апатию» - искоренение аффектов;

3) скептицизм в) учение о высшем бытии;

4) стоицизм г) философы-материалисты,

утверждающие принцип гедонизма.

 

г) Какие из перечисленных философов в основу мира положили число?

1) Платон;

2) Аристотель;

Пифагор;

4) Анаксимандр;

5) Анаксимен;

6) Зенон.

 

д) Древнегреческие философы славились своими образными фразами, которые вошли в повседневный обиход многих народов. Соотнесите высказывания и их автора.

1) Сократ а) «все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды;

2) Гераклит б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

3) Протагор в) «Мышление и бытие одно и то же»;

4) Парменид г) «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют».

2. Дополните определения.

Космоцентризм - философское направление античности; система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.

Гедонизм - этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Разновидностью гедонизма является эвдемонизм. Антагонистом гедонизма является ангедонизм.

Субстанция - философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития.

Атараксия - душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом.

Метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Диалектика - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.

Логос - термин философии, означающий «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») — в переводе с греческого языка и «мысль» (или «намерение») — в переводе с древнегреческого, а также — причина, повод.

 

3. Заполните таблицу.

Платон и Аристотель – величайшие представители античной философии. Но между ними существовали разногласия по различным философским аспектам. Отражением этого спора является знаменитая фраза, приписываемая Аристотелю: «Платон мне друг, но истина дороже». По каким философским проблемам расходились их точки зрения?

Суть спора   Позиция Платона Позиция Аристотеля Кто прав, по вашему мнению?
Расхождение взглядов в том, что, собственно, представляет из себя окружающая действительность. Вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего. Позиция объективного идеализма. Идеальная субстанция – идея. Мировой разум – бог. Идеи радикально отделены от мира вещей. Чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство формы и материи. Позиция объективного идеализма. Материя пассивна. Идеальная субстанция – форма. Мировой разум – высшая форма. Возвращает форму в чувственный мир. Скорее, я соглашусь больше с Аристотелем, нежели с Платоном. Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, которому свойственно изменение, движение. В этом, я считаю он был прав.

 

4. В этом задании перечислены основные школы античной философии. Назовите представителей и основные идеи.

Милетская школа

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Основные идеи: за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

 

Эфесская школа

Представители: Гераклит, Парменид.

Основные идеи: Идея всеобщей изменчивости и движения. Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

 

Школа атомистов

Представители: Левкипп, Демокрит

Основные идеи: Существуют только атомы и пустота. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.

 

Платоновская Академия

Представители: Платон, Аристотель

Основные идеи: В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших. Основным методом обучения была диалектика (диалог). Организованное знание людей нового типа.

 

Аристотель и школа перипатетиков (ликей)

Представители: Аристотель, Теофраст, Эвдем.

Основные идеи: У всех вещей и предметов есть цель. Обучение людей.

 

Школа скептиков

Представители: Аркесилай, Пиррон, Карнеад.

Основные идеи: Сомнение – это принцип мышления, особенно сомнение в надежности истины.

 

Школа стоиков

Представители: Зенон, Клеанф, Хрисипп

Основные идеи: Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику.

 

Школа Эпикура

Представители: Эпикур, Метродор, Федр.

Основные идеи: Благо легко достижимо, зло легко переносимо. «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет».

 

Школа киников

Представители: Антисфен, Диоген, Моним

Основные идеи: Предельное ограничение своих потребностей; отстранённость от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа. Отстранённость от культуры и общества. Независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства.

 

Школа неоплатоников

Представители: Порфирий, Плотин.

Основные идеи: учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии.

 

• Подготовьте презентацию. На знаменитой картине Рафаэля Санти «Афинская школа» изображены знаменитые античные философы. Проанализируйте эту картину, описав её героев. Смог ли Рафаэль воспроизвести не только характер, но и учение изображенных философов?

 

Список персонажей:

 

 

• Зенон Китийский

• Эпикур

• Фредерико II, герцог Мантуи

• Анаксимандр

• Аверроэс

• Пифагор

• Александр Македонский

• Ксенофонт

• Гипатия (возлюбленная Рафаэля, Маргерита)

• Эсхин

• Парменид

• Сократ

• Гераклит Эфесский

• Платон

• Аристотель

• Диоген

• Плотин

• Евклид

• Страбон

• Клавдий Птолемей

• Протоген

• Апеллес

Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...
Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.
Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.
Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.
В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость(правосудие).
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.

 

• Прокомментируйте эти тексты. Древнегреческие философы считали, что начало философии лежит в удивлении (изумлении).

• Платон: «… как раз философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии».

• Аристотель: «Благодаря изумлению люди и теперь (философствуют) и начали философствовать впервые». «Миф слагается из удивительного».

 

Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, а удивляться в природе человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству. Философия – это чистая любовь человека к истине и правде, это “знание ради самого знания” (Аристотель, “Метафизика”). Это знание ради достижения свободы духа.

Платон и Аристотель говорят о том, что чем больше люди начинают думать об окружающем мире, о том, как он устроен, анализировать свои поступки, они все больше изумляются действительности, так как открывают для себя все новые и новые вещи, жизненные процессы. Я согласна с мнением древнегреческих философов.

 

• Проставьте имена великих философов. Опишите кратко их жизнь и учение.

1) у какого греческого философа бегущий Ахиллес, вопреки здравому смыслу, никак не может догнать черепаху?

2) какой мыслитель предлагал выйти из пещеры, чтобы познать мир?

3) легендарный философ-киник, избравший местом своего жительства бочку.

1. Зено́н Эле́йский (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Парменида. Родился в Элее. Знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества.

2. Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: