Архетип Убийцы: суицид или творчество?




(статья по материалам конференции «Архетипы в Современности», февраль-март, 2016 г.)

Эта статья не является научным исследованием.

Она представляет собой свободные размышления на тему Архетипа убийцы, а также мысли о психотерапевтической работе с клиентами, имеющими суицидальные и разрушительные тенденции.

 

Итак, архетип убийцы — это архетип такого мифологического персонажа, который совершает убийство в течение повествования; и этот поступок становится сюжетообразующим.

Примерами архетипов Убийцы могут быть: Сет - убийца Осириса, Немезида - богиня возмездия. Нергал - бог войны, чумы и палящего солнца.

Необходимо отличать архетип Убийцы от архетипов Смерти.

Архетипы Смерти - это хранители или стражи Нижнего мира. Нередко они выступают в качестве проводников Души в посмертном путешествии. К ним можно отнести Аида, Харона, Цербера, Хель, Гекату, Мару, Чернобога и других.

Для того, чтобы читатель смог ощутить различие между этими архетипами, приведу спонтанно возникающий ассоциативно-образный ряд.

Убийство:

Животный ужас....азарт....бегство и преследование...табуированная страсть к захвату и разрушению...фонтан адреналина...
Проживание каждой клеточки тела...срывание социальных масок...разрушение аполлонического сознания...погружение в животное... агония....и вот он, ЭКСТАЗ. Длится совсем недолго — не дольше оргазма. Но в этот момент Душа возносится над телом, расправив траурные черные крылья...

Смерть:

Прекращение боли...тишина...обнажённая Душа...

Каменные своды полуразрушенного готического собора...крик воронья....завывания баньш...скрип кладбищенской калитки...безмолвное присутствие духов, от которых живые люди покрываются холодным потом...неподвижность и гниение....глубинный взгляд пустых глазниц...тепло земных недр....растворение в Бездне....ВЕЧНОСТЬ.

Архетипы Смерти практически лишены телесности; либо телесность подаётся в аспекте разложения, гниения, замерзания.

В архетипе Убийцы телесный аспект является основным и проживается как доминанта. Если душа прикасается к опыту символического убийства, либо человек совершает реальное убийство, либо подвергается угрозе убийства - происходит шокирующее столкновение с конечностью телесного, а также осознание иллюзорной ценности социального.

Интересно, что в ряде мифологий архетип Смерти и Архетип убийцы составляют божественную пару: это Сет и Нефтида, Нергал и Эрешкегаль.
Состояние убийства предшествует состоянию смерти - таким образом, душа сначала проживает опыт убийства, а потом оказывается во владениях смерти.
В Старших арканах карт Таро Архетипу смерти соответствует 13 аркан "Смерть".
Таким образом, я выдвигаю гипотезу, что 12 Аркан "Повешенный" связан с архетипом Убийцы.
Аркан повешенный связывается с мифологическим сюжетом про бога Одина, который провисел вниз головой на дереве, пронзенный собственным копьем. На девятый день в порыве мистического отекровения Один придумал руны.

Смысл этого шаманского опыта заключался в отказе от телесности ради постижения истины. Тот же смысл - постижение истины и обретение мудрости - имеют христианские практики "умерщвление плоти".
Что есть умерщвление плоти? Это убийство плоти. Убив плоть, человек совершает самоубийство. В момент реального самоубийства внутренний Убийца становится равнозначен внутреннему самоубийце.
Тема работы с клиентами, имеющими разрушительные и суицидальные наклонности, не проста и неоднозначна.
Интерес к смерти - тема табуированная не только в общественном сознании, но в среде психологического консультирования. Об подробно об этом пишет Дж.Хиллман в книге "Самоубийство и Душа".

Помимо Дж. Хиллмана хочется упомянуть и социолога Эмиля Дюркгейма и его книгу «Самоубийство», 1897 г.
Дюркгейм считал, что у самоубийства не может быть психологических причин. Самоубийство - явление глубоко социальное, и главная его причина, по мнению Дюркгейма – это одиночество.
В среде психологии существует следующий стереотип:
- если клиент склонен к суициду, он рано или поздно его осуществит.

Навязчивые мысли о самоубийстве получили название суицидального синдрома, который проявляется на фоне общей депрессии. Нередко работа с этим синдромом проводится в рамках госпитализации клиента. В данном случае мы имеем дело с патологизацией, которую критиковал Джеймс Хиллман.

Еще один стереотип психологов:
- если человек угрожает покончить с собой, то это не более чем истерическое поведение, целью которого является привлечение внимания. В реальности жизни такого индивида ничего не угрожает.
В психологической среде существует термин "демонстративное самоубийство" или "псевдосуицид", иначе говоря, "ненастоящий, неистинный суицид".
К сожалению, на деле известно немало случаев, когда демонстративный суицид заканчивался суицидом истинным.

Привлечение внимания угрозами суицида может сигнализировать, что некая часть души суицидента борется за жизнь, стремясь выйти из состояния одиночества, описанного Дюркгеймом. Суицидальная личность привлекает внимание в попытке разрешить проблему социальной отчужденности.
Самоубийство, совершаемое без всяческой попытки привлечь внимание, говорит лишь об одном: человек потерял всякую надежду на решение внутренних проблем. Психологическая работа с таким клиентом невозможна по очевидным причинам.

(Физическая) возможность осуществления психологической работы имеется лишь в том случае, если суицидент остался жив после попытки самоубийства. К сожалению, такая попытка имеет риск попасть в разряд "псевдосуицида", провоцируя у психотерапевта предвзятое отношение к серьезности психологической проблемы.
По этой причине особо важным при психологической работе с потенциальным самоубийцей является принятие, а также уважение к его позиции.

Выражая осуждение или неприятие, психотерапевт усиливает у клиента чувство внутреннего одиночества, и таким образом подталкивает его к суициду.
Не секрет, что самоубийцы не пользуются уважением в общественном сознании. Осуждение суицидентов происходит не только на религиозном, но и на государственном уровне.
В не столь отдаленном прошлом, в ряде американских штатов попытка самоубийства расценивалась как уголовное преступление и таким образом приравнивалась к покушению на убийство.

Прежде чем приступать к терапии столь непростого клиента, психотерапевту стоит обратиться к внутреннему образу самоубийцы и отследить возникающие эмоции и чувства. А также убедиться в своей способности относиться к этому образу не давая оценок.

Возможно, психотерапевту стоит поразмыслить над следующим "кощунственным" вопросом: кому в действительности принадлежит жизнь индивида? Богу? Государству? Родственникам? В праве ли индивид решать, как распорядиться собственной жизнью?


Дюркгейм выделял четыре мотива, по которым совершается суицид. Причины могут быть "анимическими" (в результате негавтивных политических преобразований), "альтруистическими" (в следствие самопожертвования), "эгоистическими" (в результате чрезмерного противопоставления себя социуму) и "фаталистическими" (в результате усиленного контроля группы над индивидом, «избытка регламентации», которая последнему становится невыносимой).

В этой статье я рассматриваю психологическую работу с индивидами, желающими совершить самоубийство по эгоистическим и фаталистическим мотивам, которые, очевидно, имеют немалое сходство.
На мой взгляд, именно у этой группы самоубийц в Тени находится подавленный архетип Убийцы, который желает разрушить упомянутый социальный контроль, но вместо этого разрушает самого себя.

Суицидальные наклонности могут говорить о двух взаимосвязанных моментах в психике индивида:
1) Нестандартном взгляде на мир, выходящем за рамки обыденности;
Хиллман: «Фантазии о самоубийстве освобождают от действительного и обычного видения вещей, обеспечивают человеку возможность встретиться с реальностями души».
2) Высшей степени социальной и творческой нереализованности такой личности. Именно в творческой среде чаще всего встречаются самоубийцы.
Скажу пару слов о творчестве.
Любой творческий акт представляет собой символическое убийство.
Чтобы убедиться в правильности этого утверждения, предлагаю вспомнить миф про Тиамат, богиню Первозданного Океана, который символизировал бессознательного. Тиамат была убита своим младшим сыном, Героем Мардуком, который расчленил ее тело на небо и землю.

Таким образом, убийство Тиамат можно рассматривать как символ преобразования образов бессознательного в творческий продукт посредством творческого импульса.

 

Здесь же целесообразно вспомнить многочисленные сюжеты убийства Драконов Героем, популярные в христианской среде, в том числе Убийство Змея Святым Георгием.

Выходит, что Святого Георгия также можно причислить к архетипам Убийц, и в данном случае его убийство символизирует победу Разума над Плотью. Иначе говоря, убийство плоти.
Чтобы понять глубину архетипов Убийства и Смерти, необходимо рассматривать их в символическом, а не буквальном ключе.
Клиент часто склонен понимать свои фантазии о самоубийстве буквально. Важно, чтобы психотерапевт не повторил эту ошибку.

Джеймс Хиллман в книге "Самоубийство и Душа" предостерегал от буквального понимания образов Смерти и Убийства: "Мы страдаем, когда смешиваем психическую реальность с конкретными людьми и событиями, насильственно вводя мир событий в символический круг и разрушая при этом жизненные реалии. Справедливо и обратное: мы страдаем, если способны переживать психическую реальность лишь тогда, когда осуществляем свои фантазии и идеи на практике.".

Человек с преобладанием архетипа убийцы, при условии развитого интеллекта - это человек с огромным творческим потенциалом. И творчество его часто революционно, оно заключает в себе тенденции к разрушению традиций.
Часто такая личность испытывает проблемы с самоидентификацией, ощущает отчужденность от социума. К себе относится с осуждением, ощущая себя разрушителем.
Такая личность испытывает колоссальную тягу к преобразованиям, а не находя пути реализации, может направить вектор убийства на себя.

Самоубийством такая личность решает два важнейших вопроса:
- вопрос реализации архетипической энергии убийства
- вопрос совести и избавление от чувства вины (поскольку внешних разрушений в случае суицида не будет произведено)


Реальный путь помощи такому клиенту - найти творческому импульсу достойное русло, где убийство из реального регистра перешло бы в разряд символического.
Творчество напрямую связано со сферами фантазии и воображения. Хиллман называл фантазию «изначальной силой души, которая приводит все в первоначальное состояние».

Арт-терапия или сказкотерапия могли бы быть очень эффективны при работе с такими клиентами. Желатеьно, чтобы психотерапевтическая работа проводилась в группе, поскольку таким образом может быть решен вопрос социальной отчужденности.

В заключении хочу сказать, что психологическая работа с суицидентами требует особой «деликатности» в связи со сложностью и табуированностью вопроса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: