Упражнения для самостоятельной работы




(лексические нормы)

 

Упражнение 1. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотивируйте свой выбор.

1. На месте небольшого завода... (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть... (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал... (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила... (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух... (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в... (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже... (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров... (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно... (любому, всякому, каждому), что даже самые... (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные)... условия работы еще не... (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось... (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни... (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 8. Этот... (недостаток, порок, дефект) в детали можно... (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса... (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 10. В новом отеле... (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на... (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

Упражнение 2. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения (примеры взяты из художественных и публицистических произведений).

1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки. 2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки. 3. Лихачей неизменно встречает авария. 4. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают вРоссии и за рубежом. 5. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков. 6. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

Упражнение 3. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Студент перепутал на экзамене не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 3. Неуютно в сборочном цехе: он находится в аварийном состоянии. 4. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению земли. 5. Жду вас десять минут и ни цента больше. 6. Дождевальная установка уже пущена в работу; взметающиеся вверх рано утром струи воды не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами. 7. Два пернатых в одной берлоге не уживутся. 8. Молодая березовая дубрава зеленела за околицей. 9. Ленинград прощался со своим первым мэром Анатолием Собчаком. 10. Есть такие профессии... Например, чиновник. Человека на эту профессию надо растить несколько пятилеток. 11. Мы почти что на семьсот тысяч за девяносто девятый год снизили количество пенсионеров. 12. Если я буду ощущать какой-то дискомфорт с точки зрения честности или нечестности, я думаю, что я уйду в отставку. 13. Мы не арестовываем никого, не задерживаем, мы просто перемещаем в место, где ему положено быть. 14. Те, кто не совершал преступлений, могут быть амнистированы. 15. В феврале продолжительность суток в Подмосковье возрастет на два часа.

Упражнение 4. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

1. Античный, классический, врожденный, прирожденный, гостеприимный, радушный, хлебосольный, губительный, пагубный, единый, один, длинный, длительный, долгий долговременный, продолжительный. мифология, языки, талант, ум,   прием, хозяин, человек, влияние, действие, миг, момент, воздействие, период, путь, сборы, кредит.  
2. Выдвинуть, высказать, исправить, найти, устранить, обрести, найти, наложить, оставить, обнаружить, открыть, доказать, обосновать, предвещать, предсказать, расширить, увеличить, повысить.   гипотеза, догадка, недостатки, ошибки, опора, поддержка, отпечаток, след, закон, закономерность, теорема, теория, поражение, успех, возможности, потенциал.  

 

Упражнение 5. В приведенных предложениях укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Замените лексические эквиваленты, ставшие причиной речевых ошибок.

1. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 2. Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик. 3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи. 4. Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее мужества. 5. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом. 6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 7. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 8. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры. 9. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака. 10. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я?

Упражнение 6. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. Большинство времени проходит бесплодно. 2. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. 3. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 4. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 5. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. 6. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. 7. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!». 8. Рекорды продолжаются. 9. В нашем городе появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. 10. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).

Упражнение 7. Оцените нарушение лексической сочетаемости в художественных произведениях. С какой целью писатели используют этот стилистический прием в каждом конкретном случае?

1. Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня перелистать (Вол.). 2. Я сам не люблю старичков-ворчунов И все-таки истово рад, Что я не изведал бесчестья чинов И низости барских наград (Гал.). 3. Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем (Булг.). 4. Каждую ночь Федора Никитича посещали одни и те же выдержанные советские сны. 5. Землю чуть тронула темная краска, и передовая звезда своевременно сигнализировала наступление ночи. 6. На безмятежном, невспаханном лбу Балаганова обозначилась глубокая морщина (И. и П.). 7. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики. 8. Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение (Из газет).

Упражнение 8. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 3. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 4. Выпас собак запрещается. 5. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. 6. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 7. Продается пожилой дом. 8. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 9. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 10. За последние годы правительственные организации усилили внимание развитию сотрудничества в области выработки мер для защиты биосферы от загрязнения.

 

Упражнение 9. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтологию явную и скрытую, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

1. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление. 2. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества. 3. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан. 4. Сегодня у нас в гостях гость из Волгограда. 5. Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел. 6. Мы перед принятием решительных решений. 7. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали и показать не сможем. 8. Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 9. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. 11. Дело в том, что раньше в делах добрых нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем другое дело.

 

Упражнение 10. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? (За справками обращайтесь к словарям иностранных слов и словарям трудностей русского языка.)

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, моя автобиография, биография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот, демобилизация из армии, планы на будущее, в конечном итоге, жестикулировать руками, топтать ногами, толпа людей.

Упражнение 11. Прочитайте юмореску и попробуйте заменить повторяющиеся в ней слова. Подберите к ним языковые и контекстуальные синонимы.

Скажите сами

 

Встретился мне один молодой писатель.

— Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? — сказал он.

— Конечно, — сказал я.

— Ну как, нравится? — сказал он, кончив чтение.

— Я скажу тебе правду, — сказал я.

— Скажи, — сказал он.

— Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал он», — сказал я.

— Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», — сказал он.

— Во-вторых, тебе нечего сказать, — сказал я.

— Я сказал все, что хотел сказать, — сказал он.

— Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, — сказал я.

— Ну что сказать о человеке с таким вкусом? — сказал он.

— Я сказал то, что думал, — сказал я.

— Правду сказали мне, что ты кретин, — сказал он.

— Повтори, что ты сказал? — сказал я.

— Что сказал, то и сказал, — сказал он.

— Еще слово скажешь? — сказал я.

— Скажу еще больше, — сказал он.

— Ну что такому скажешь! — сказал я сам себе. Теперь скажите сами: разве я ему неправду сказал?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: