Кино как средство сохранения духовных и культурных ценностей народов Арктики




Сегодня информационные технологии, цифровое телевидение, видео, доступные всем, активно участвуют в нашей повседневной жизни, оказывая огромное влияние на формирование общественного мнения, становление личности, развитие общества в целом. Новые задачи формируют и новые подходы к постижению мира, новые технологии – новые методы и формы исследовательской деятельности. Всеобщая компьютеризация, возможности хранения и мгновенного перемещения информации в любую точку планеты, размещения материала во всемирной сети, развитие цифрового телевидения, приобщение к подобным источникам сразу огромного количества людей через сайты, порталы, страницы, сообщества, социальные сети и т.д. – все это уже не позволяет обходиться традиционными способами и методами в научной деятельности.

В конце ХХ в. сначала в зарубежной, а затем и в отечественной науке сформировалось новое направление, позволяющее фиксировать этнографический материал непосредственно, с помощью фото-, аудио-, видеотехники. Сегодня аудиовизуальная антропология рассматривается не только как вспомогательная часть архивоведения и источниковедения, но и как наиболее перспективный метод исследования в современной науке. Во всем мире аудиовизуальная антропология, находящаяся на стыке двух видов человеческой деятельности, направленных на познание, – собственно науки и искусства, набирает все большую популярность. Это связано не только с совершенствованием и все большей доступностью техники, но и с возможностью наиболее близкого контакта с предметом исследования: фиксация материала «вживую», запечатление самих носителей, особенности их уникальной культуры во всех подробностях позволяет «внедриться» в культуру, в ее суть. Во многих странах существуют специальные просмотровые площадки, даже кинофестивали, специализирующиеся именно на антропологических фильмах-исследованиях. При этом благодаря двойственному характеру подобного рода работ – с одной стороны, кино, с другой – научное исследование, – перед учеными предстает проблема: где заканчивается искусство, которое направлено на эмоцию и образ, а где начинается наука, которая оперирует фактами? Часто этнографические фильмы снимаются кинематографистами, которые не имеют прямого отношения к науке, для которых «правда художественная» стоит на первом месте, а этнография исполняет роль своеобразного оформления, места действия. Как бы то ни было, антропологические фильмы по большей части представляют собой особый вид кинодокументалистики. Следует отметить, что кинематограф с момента своего появления часто использовался именно как возможность знакомства широкого зрителя с обычаями, традициями и нравами жителей отдаленных, труднодоступных и «экзотических» уголков планеты. И это понятно, ведь, по словам классика кино Андрея Тарковского, «мы ходим в кинотеатры, чтобы прожить чью-то жизнь». Развитие телевидения, а затем и сети Интернет, с их направленностью на немедленное включение в происходящее в любой точке планеты, вывело кинематограф, причем не только документальный, на новый этап. Сегодня даже игровое кино все чаще пытается отдалиться от повествования, разложенного на привычные драматургические ходы. Кино пытается вновь приблизиться к жизни. Об этом свидетельствуют все большее количество картин, снятых на камеру телефона, компьютера, видеорегистратора, охранную видеокамеру супермаркета, существуют фильмы, составленные из фото- и видеороликов, взятых из сети, новостных каналов. Все чаще режиссерами делаются попытки съемки под «лайф» – субъективная камера, с заведомыми «шероховатостями», нестатичным кадром, тряской, невыстроенными ракурсами. Изменился и подход к монтажу, длине кадра, ракурсу, свету. В кино используются все приемы, чтобы создать эффект документа. Можно сказать, что знакомство Якутии с кинематографом начиналось именно с этнографического кино. В начале прошлого века на территории республики были проведены первые съемки зарубежными кинематографистами, затем в 30-х гг. ХХ в. и российские кинооператоры снимали фильмы о жизни народов Севера. В середине ХХ в. в нашей стране были широко распространены просветительские киножурналы, рассказывающие советскому зрителю о жизни огромной страны. Тогда на экранах появились этнографические зарисовки о жизни коренных народов Арктики, населяющих территории нашей республики. Для Якутии кино стало окном, соединяющим людей по обе стороны. Всеобщая кинофикация, начатая Лениным, не только служила пропаганде коммунистических идей, но и знакомила жителей Севера с жизнью людей за пределами знакомого окружения. Пока мировой зритель открывал для себя Якутию, жители Севера посредством кино открывали для себя мир. Сегодня кино в Якутии стремительно развивается. Якутские кинорежиссеры пытаются идти в ногу со временем, участвуют в крупных российских и международных кинофестивалях, занимая призовые места. Однако необходимо отметить, что, несмотря на бурное развитие, кинематограф Якутии недостаточно пристальное внимание уделяет этнографии, документальному кино в целом. Дело не в нехватке тем или компетентных специалистов. Есть все возможности для проведения исследований, есть ученые, специализирующиеся на изучении традиционной культуры народов Якутии, есть кинематографисты, есть живая насущная необходимость – но нет финансовых возможностей, технической базы, позволяющей проводить подобные исследования. В Якутии только несколько режиссеров занимаются документальными фильмами этнографической направленности. Это Вячеслав Семенов, чьи работы «Предсказание Чохотуй» и «В верховьях Оллонгро» являются лауреатами международных фестивалей этнографических фильмов в г. Пярну (Эстония), г. Геттинген (Германия), «Margaret Mead Film & Video Festival» при Американском музее естествен- ной истории в г. Нью-Йорке (США); Марина Калинина, представившая свой фильм «Дорога к солнцу» о жизни эвенов на фестивалях в «Skabmagovat» (Финландия), «ImagineNATIVE» (Канада) и «Nepal International Film Festival» (Королевство Не- пал); Алексей Романов – его художественно-этнографический фильм «Серединный мир» о традициях, философии, мировоззрении якутов отмечен на Фестивале наро- дов России, международных фестивалях в г. Дьер (Венгрия), г. Онфлер (Франция). Жизни современных жителей Арктики также посвящают свои работы режиссеры Сергей Зверев, Прокопий Ноговицын, Эдвард Хомус. Работы наших кинематографистов, которые сами являются коренными жителями Якутии, отмечены особым видением северной культуры; это не взгляд «белого» человека, не рассмотрение чуждых и непонятных «варварских» народов «под лупой», а глубокое понимание сути, характера этого особого типа культуры, рожденное из кровной связи, общности миропонимания. Сегодня весь мир понимает важность вопроса сохранения и развития многообразия национальных (этнических) культур, которые не в силах самостоятельно противостоять глобализационным процессам. И Республика Саха – уникальный регион, сохранивший почти в нетронутом виде традиционный уклад жизни многих народов, исконно населяющих ее территории, – выполняет особую роль в изучении и распространении культурных ценностей народов российской Арктики. Свой вклад в это общее дело может и должен вносить кинематограф, способный общаться напрямую с носителями культур, находящихся на грани исчезновения, фиксации их уникальных знаний о мире, их языка, фольклора, мифологии, искусства, опыта выживания, традиций и пр. Фильмы – этнографические исследования могли бы стать учебными пособиями, не сухими страницами учебников, а живыми кадрами, настоящей жизнью, которая бы не просто знакомила с кем-то, кто живет где-то далеко, а учила бы понимать. Ведь сегодня на примере традиционного уклада жизни современных оленеводческих народов мы можем воочию видеть, как культура рождается и развивается «из географии». Подобное исследование традиционными методами потребовало бы печати объемных томов, описание заняло бы огромное количество книг, статей, что представляется мало возможным при все более ускоряющемся темпе современной жизни. Тогда как с помощью одного короткометражного фильма зритель смог бы познакомиться со всеми подробностями культуры – бытом, одеждой, жилищем, ритуалами и обрядами, пластикой и танцами, календарными праздниками, – в небольшой промежуток времени. Необходимо использовать возможности кино- и аудиотехники, пока есть возможность увидеть и услышать те культуры, которые стоят на грани исчезновения.

https://agiki.ru/uploads/default/files/15568e52506c266d2078a9c4a274a3db.pdf

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: