Основные подходы в психологии познания и когнитивной науке: символьный, нейросетевой и модульный.




 

Символьный. Как живые существа представляют окружающий мир. Компьютерная метафора вытекает именно из символьного подхода. Любую информацию можно интерпретировать с помощью двоичного кода. Но это имело множество последствий. Во-первых, сложные переживания нельзя сделать виде двоичного кода. Во-вторых, вся совокупность знаний, состояний, тоже не может быть записано в виде легких высказываний. Пропозициональный подход – базовый язык психики – язык знаков. Знак – схема, именуемая двойкой. Необходимо выделить базовые пропозиции того или иного. Психика – набор вычислений. И если мы можем их вычислить, то сможем и построить. Антименталистских подход – если человеческая психика работает, как оператор символов, то все картинки, затуманивают суть дела. Начало подхода 40 е годы, расцвет 50-60 годы. Модели, приложение к символьному походу: А)Бронмент. Метафора фильтра – процесс переработки информации идет линейно, потому что в основание символы. Признаки отсекающие информацию: физические признаки. Именно эти признаки допускают символическую кодировку. Б)Трех хранилищная теория – управляющие процессы, переводят информацию из одного хранилища в другое, называется РАСПОЗНАНИЕ ОБРАЗОВ. Образы нужно перегнать в символьную форму, тогда они удержаться в памяти. С)Теория порождающей грамматики –Базовой формой в языке является повествовательное, утвердительное предложение. Утвердительная фраза перерабатывается быстрее.

Модульный. Фодер. Психика строится из узких, по задачам, локальных по организации блоках. Блоки не контактируют между собой и с центральными структурами. Феномен Струпа яркая демонстрация модульного подхода. Есть локальные конструкции, которые живут по своим законам. В 1956 году в сетчатке кошки обнаружили детектор, отвечающий за определенный признак – пример модульной организации. Воспринимая мир, мы делим его на области, где есть модульные структуры. Критерии выделения модулей:

· Неосознаваемый характер протекания

· Жуткая скорость

· Ограниченный результат

· Принудительный характер

· Конкретный модуль работает сам по себе

· Онтогенетическая универсальность, имеют четкое развитие в онтогенезе

· Определенная локализация

· Критерий узкой специализации. Специализированный орган для работы с отдельным видом информации

Восприятие лиц у взрослого человека является модульной конструкцией. Лица в нормальном положении воспринимаются и узнаются, а в перевернутом нет. Эхо-локация у летучих мышей: ориентация в пространстве с помощью звуковых сигналов. Система очень помехоустойчива. Модульный подход стремится к тому, что бы перенести с языка психики на язык мозга. В некоторых областях связь выявляется очень легко. Зона Панума- зона в зрительном поле, имеем стойкий зрительный образ. Критика модульного подхода:

· Если сможем показать, что некоторые части психики устроены, как модули, значит ли это, что они не развиваются после онтогенеза. Воспринимать лицо надо учится.

· Можно зафиксировать наличие модуля в разных областях, например, как некая задача. Можно сказать, что модуль – это навык, тогда модуль связан не с задачей, а с классом задач. Можно сказать, что модуль – репрезентация. Модулем можно называть нейронные механизмы. Есть еще и генетический субстрат, которые приводит к этому.

Нейросетевой (Коннекционистский)

Его еще можно назвать субсимвольный. Если изучаем живых существ с нервной системой по принципу нервной сети, то имеет смысл моделировать психику на основе моделей, которые имеют сетевую структуру. Нейрон может подавать сигнал на следующий нейрон, суммировать сигналы. Сеть – набор некоторых узлов с устойчивыми свойствами. Первый аппарат назывался перцептрон – цепочка нейронов, по цепочке нейронов давался нейрон, нейрон второго уровня суммировал их, и можно было определить движения объекта.

Нейроная сеть, как модель описания психики – несколько слоев математических нейронов, приписываем им свойства и связи. Чем она сложнее, тем она дольше учится. Так же она слоиста, одни уровни делаю одно, другие уровни делают другое. Чем глубже по уровню, тем глубже по переработке. Включают несколько сот нейронов, моделей больше 3 уровней нет. Построив модель, начинаем ее учить, предъявляем на входе разного рода стимуляцию, модель воспринимает признаки стимуляции. Система учится: вырабатывает критерии. Семантические отношения в памяти моделируются в модель. Чем информации по смыслу ближе, тем она ближе хранится, связанная кластерами.

Сравнение двух видов репрезентаций символьных и образных: Знаковая репрезентация – конечный список этих знаков. Правило синтаксиса: как знаки образуются в цепочки. Если говорить об образах, то к ним применимо только два состояния: либо образ есть, либо его нет. Как только мы от знаков переходим к образом, мы теряем произвольность. Предъявляем испытуемому картинку и просим хорошо запомнить, на картинке много признаков того, что это корабль. Убираем рисунок и просим ответить на вопрос, но для ответа ему нужно вспомнить, что именно в какой-то части. Если это образ, то чем дальше от носа кораблика, тем дольше он будет его искать. Объяснение: абсолютно символьное, можно попробовать описать корабль, как несколько типов узлов(нос, рубка, корма) и к каждым из узлов привязать детали, к которым тоже могут быть присоединены другие узлы.

Предъявляют карту некоторого острова, на ней объекты. При этом расстояние между объектов разное, просили сравнить расстояния. Испытуемый тратит больше времени, если объекты находится дальше.

Перцептивные символы – маленький, разложимый кусочек, но он не соответствует конкретному образу. Перцептивная причинность – для восприятия не нужны рассуждения.

Три подхода!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: