Если мы говорим на исповеди: «Не знаю, в чем исповедоваться, все одно и то же». Эти наши слова говорят о преступном отсутствии внимания к собственной жизни.




То есть «сотворите стези Господу», сотворите путь покаяния. Что значит, путь покаяния? Пока мы идем каким-то случайным путем, блуждая по разным тропинкам, завися от случайных обстоятельств нашей жизни. Путь покаяния: «выпрямить стези», значит, увидеть какие-то факторы, которые нам мешают идти прямым путем.

В Евангелии сказано: «ибо, кого Он предузнал, тех и предопределил» Рим. 8: 29. То есть, Бог предузнает, как мы можем поступить. На примере Иуды: Бог предузнает, как Иуда поступит, и уже следствием этого предузнания являются события предопределения. Раз Иуда такой предатель, так к Богу настроен, то Он дает ему возможность реализоваться его внутреннему волевому акту в реалях предательства. Это сложный вопрос. Но надо понимать главное: источник греха, источник поступка внутри души Иуды. А Бог, знает, что в душе Иуды, и выстраивает обстоятельства, чтобы Иуда мог в них реализоваться.

Считается, что наша жизнь, все ее обстоятельства выстроены таким образом, чтобы мы лучше всего б узнали предрасположенность нашей души, наши грехи и ошибки и чтобы имели возможность в течение жизни исправить их.

Наша судьба твориться в соавторстве с Богом. Не Бог для нас, а соавторство. Что бог учитывает нашу волю. Наше последнее желание быть с Богом или нет, что Он позволяет нам реализовать свой потенциал, свои возможности. Мы сами даем согласие на нашу жизнь.

Когда душа рождается? Не в Адаме ли сотворены начало душ каждого из нас? Когда Бог творил основание мира, Он уже о каждом из нас знал. Тут таинственная область.

Любой грех, который мы совершаем, это возможность обличить нашу ошибку. Если мы к этому относимся, как к ошибке: «Спасибо, Господи, что помог мне это увидеть. Я с этим не согласна в себе, я хочу это искоренить, исправить в себе. Помоги мне в этом.» - То хорошо, процесс покаяния идет. А если получается такое самоугрызение: «Как это я мог так поступить? Я ведь не такой, я совсем другой!» - это плохо. Очень важный момент: если вы это совершили, значит, в вашей душе это есть, просто до определенного момента это было недоступно для осознания и созерцания. И очень хорошо, что вы это, наконец, увидели в себе. А после этого надо докапываться до причины. Тут можно говорить лишь конкретно. Например, гневливость. Человек не хочет выдавать такую реакцию: кричать, гневаться. Но его несет, и он не может с собой справиться. Это свидетельствует о какой-то реальной страсти, с которой надо бороться. Даже не с самой этой страстью гневливости, а вообще с общей страстностью собственного естества. И следить надо за тем, как мы эмоционально реагируем. У Максима Исповедника это есть: «Не позволять душе устремляться к чувству помимо разума.» И когда разумная сила будет руководить нашим поведением, когда мы восстановим правильную иерархию (ум ведь не даром вверху, в голове.) И у нас тогда не будет, наоборот: снизу идет такая волна гнева, что нас несет. Это, конечно, длительная задача исправления внутреннего естества. И это возможно только с покаянием.

Мы думаем, что все уже в каком-либо пункте о себе знаем. Что все здесь нормально. И вдруг: раз – могут быть неожиданности. Под воздействием сильного стресса вдруг пошли проявляться определенные грехи. Амросий Оптинский говорил: «Знай себя, и будет с тебя». И никто нас так не знает, как Бог. Когда мы живем в Боге, Он нам помогает, Он нас ведёт, управляет наш путь. Силой воли себя можно ограничить и собой руководить. Но наша главная задача: чтобы нам самим не хотелось это делать! А чтобы погрузиться в себя глубже, посмотреть, что у нас на дне стакана, нужен труд и иногда экстремальные обстоятельства. Вот там у нас и вылезает то наружу, что мы в себе и не предполагали. Когда у нас все благополучно и хорошо, у нас и никаких кризисов не возникает. Как только все начинает идти непредсказуемо… Подвиг надо на себя взять. Вознестись над ситуацией. Подвинуться духовно. Тут и физическая нагрузка не помешает. Ситуация не должна становиться болезненным центром жизни. Надо переключаться, молиться. И не сразу, но ситуация будет меняться. Немощи наши на нас снисходят. И как это не парадоксально звучит, но «сила Моя совершается в немощи» 2Кор.7: 9. И тогда тема покаяния звучит, как общий принцип милости в бытие мира. Есть принцип справедливости. Мы его хорошо знаем: действие равно противодействию. И если бы Бог как-то не упосредовал этот принцип своим промыслом, то человек, согрешив, сразу бы умирал. Так как всякий грех неисповеданный, в котором человек не кается, ведет к смерти. Грех поддерживает установку человека: «Я делаю, как я хочу, несоизмеряясь с волей Бога». А эта установка нас разлучает с Богом. Мы уже не Христовы. Причем до такой степени наша жизнь управляется промыслом Божьим, что даже нейтральная позиция невозможна. В итоге нам предъявляется ситуация: «Если мы не с Богом, то мы против Бога». Человек всегда стоит перед выбором: или ты выбираешь быть с Богом, или ты вынужден будешь бороться против Него! Постепенно все так выявляется. А сначала могут быть обстоятельства жизни разные, чтобы подтолкнуть человека на мысли о Боге, о том, чтобы развернуться к Нему. Этот принцип справедливости, согласно которому никто бы не спасся, преодолевается Божественным принципом милосердия. Бог может вообще человека избавить от наказания. Он – Творец, Он – Всемогущ и Всеведущ. Он может спасти человека оттого, чтобы нести последствия своего греха. И Он может временной интервал сотворить: человек совершил грех, а воздаяние будет, но чуть позже, со временем. По крайней мере человек поживет, и на собственной шкуре прочувствует последствия этого греха. И эти вот последствия, не смертельные, половинчатые, могут его обернуть опять к Богу. Скажем, вор, который крадет кошелек из кармана, чувствует себя, что он приобрел что-то. А вот то, что он сам оказывается окраденным, обнаруживается значительно позже. И когда-нибудь вор придет к осознанию состояния, что он против себя делал преступление, что он сам у себя крал что-то более важное, чем кошелек. Но это не сразу. Преступление и воздаяние отодвинуты во времени. И за счет этого нам и дается наша жизнь, наша биография, как путь к научению, как практика по постижению каких-то Божьих истин. Век живи, век учись. И, если в нашей жизни есть место покаянию, есть надежда, что мы становимся лучше.

Святой Варсонофий Великий говорит, что слезы истинного покаяния могут нас очистить так, что уже делается ненужным идти на исповедь, потому что то, что простил Бог, человеку нечего разрешать. Есть и другое место у ученика святого Симеона Нового Богослова, святого Никиты Стифата, где говорится, что слезы истинного покаяния могут вернуть человеку даже потерянную телесную девственность. Покаяние должно быть именно таким. Но мы не можем так каяться постоянно, это нам не под силу!

Воздаяние за грех обязательно будет, если человек не покаялся. Если покаялся – не будет воздаяния. На примере пророка Ионы: Бог Иону посылает к развращенному народу неневитянам. Иона должен сказать народу о том, что скоро над ними будет совершен суд и кара от Бога, если народ не покается. Народ поверил Ионе, и неневитяне покаялись по настоящему. Они отвлеклись от всех своих домашних дел, посыпали голову пеплом (образно), вступили в пост: ничего не есть, и все от мала до велика покаялись перед Богом. И Господь отменил свои карательные меры. Тем самым они спаслись. Пример, когда грех не заканчивается воздаянием.

Существуют природные законы природы: грех – воздаяние, грех – воздаяние, а есть сверхестественное действие милости Божьей, которое позволяет снять воздаяние, как дар от Бога, дар прощения от грехов. Он изглаживает последствия грехов и наши даже плохие действия, с плохой мотивацией, так в промысел Божий вставляются, что служат ко благу. То есть любое событие можно так включить в промысел, что оно может послужить ко благу. Бог любое человеческое зло преобразует в дальнейшем в добро. Пример с Иосифом: его родные братья продали Иосифа в рабство в Египет. Иосиф там возвысился, стал чуть ли не первым человеком в Египте, не считая фараона. А в стране братьев начался страшный голод, и они вынуждены были идти в Египет за пищей. Иосиф устраивает так, чтобы их арестовали, он обвиняет братьев в краже. Для чего он так устраивает? Дело в том, что братья, переживая все эти перепитии, в итоге много раз озвучивают одну и ту же мысль: «Это нам за то, что мы брата продали в рабство». Они не обвиняют ни в чем египтян. «Это нам за то, что мы так поступили с Иосифом. Это нам наказание от Бога». Иосиф слышит эти слова. Именно это покаяние является толчком к тому, чтобы Иосиф стал деятельно помогать братьям. И благодаря Иосифу, народ Божий выживает, не умирает с голоду. Вот перемена минуса на плюс.

Если мы говорим на исповеди: «Не знаю, в чем исповедоваться, все одно и то же». Эти наши слова говорят о преступном отсутствии внимания к собственной жизни.

Антоний Сурожский пишет: А когда мы говорим: “Вот, из

года в год мы приходим и повторяем одно и то же”, - это свидетельствует о том, что мы никогда не пережили ни стыда, ни боли; что мы вполне спокойно принимаем свою греховность. Да, я лгу - но все лгут! Бесчинствую, - все бесчинствуют; забываю Бога, - ну где же Его помнить? Прохожу мимо всякого человека, который во мне нуждается - но нельзя же останавливаться на каждом! И так далее... Если бы только хоть раз мы могли увидеть - как Бог видит - последствия того, что мы делаем, или того, чего не делаем; если бы только могли видеть, как сказанное или несказанное слово, совершённый или несовершённый поступок являются началом целого ряда событий в жизни другого человека, видеть, как окончательно бывает в судьбе одного человека слово или мгновенное движение другого... Но если мы настолько невнимательны к себе, то, конечно, мы еще невнимательнее к другим; то, что с ними делается, проходит совершенно мимо нас. И поэтому мы приходим и каемся все об одном и том же, потому что ни разу не заметили, что то или другое превращает нас в уродов, что мы больше не похожи на образ Божий, который запечатлен в наших глубинах. Нам дана как бы икона на хранение, а мы ее из раза в раз разрушаем, порочим, оскверняем - или через наше небрежение, или в каком-то порыве злобы, не пламенной злобы, а маленькой, ничтожной злобы.»

«Каждую исповедь, которую приносим, мы должны бы

приносить, словно она предсмертная: смерть у каждого из нас стоит за плечами. Никто из нас не знает, успеет ли он покаяться или нет; не потому, что он завтра умрет, а потому, что и через десять лет он может не вспомнить и не опомниться... Если бы мы стояли перед каждой исповедью с мыслью о том, что это решающий момент нашей жизни: или я сейчас вступаю в Вечную Жизнь уже теперь на земле, или остаюсь вне ее, что бы я там ни говорил, будто мне очень жалко, что я несовершенный, - все мы иначе смотрели бы на малое и на большое в нашей жизни. Причем - что такое малое и что такое большое? Иногда большое нас в плену не держит так, как держит нечто как будто незначительное. Апостол Иаков говорит, что малые удила позволяют нам управлять мощным конем. Так и мы: иногда мы можем отречься от всего греховного, только бы не отречься от чего-то одного. И дьявол нас держит в этой уздечке. Казалось бы, всем телом, всей душой мы свободны - кроме как в одном отношении; в этом отношении мы пленники. А раз мы пленники в одном отношении, то мы вообще в плену. Но от нас зависит вдумчивое, трезвое, серьезное отношение к нашему состоянию. Если бы мы рассматривали нашу греховность, наше отдаление от Бога, несоответствие между тем, чем мы могли бы быть, и тем, что мы есть, нашу холодность к людям - если всё это мы осознавали бы иначе, способны были бы на это всё с ужасом взглянуть, действительно ужаснуться, -тогда могли бы услышать обращение Спасителя:: “Скажи: если ты будешь прощен, если Я тебе скажу теперь, что люблю тебя всей Моей жизнью и всей Моей смертью, Крестом, Распятием - и Воскресением Своим, ты мог бы отозваться радостью и благодарностью?” Радостью о том, что хотя я сам себя простить и исцелить не могу, но могу быть прощенным и исцеленным силой Божией. А благодарностью, потому что если это так, то действительно вся христианская жизнь сводится только к одному: к тому, чтобы каждой мыслью, каждым движением сердца, всей своей волей и направленностью, всеми своими действиями выразить Богу благодарность о том, что я спасен, потому что я ТАК Богом любим... И если я так любим, то вся моя жизнь должна стать живым, постоянным знаком ликующей благодарности Богу за то, что Он есть, за то, что Он так нас умеет любить.»

 

И в заключении, что мне хотелось бы сказать о важности покаяния. О невозможности спасения человека без покаяния. Вспомним Евангелие. Помните, когда Господь был распят на кресте, по левую и по правую руку от Христа, было распято два разбойника. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» Лк.23:39-42.

Благоразумный разбойник не был крещен, никогда не исповедовался и не причащался! Единственное, что он успел сделать, это искренне покаяться пред Богом в своих грехах! И милосердных Господь его не посрамил! Он не отплатил воздаянием за грех! За глубинное покаяния разбойнику был дарован рай и оставление всех его грехов! Благоразумный разбойник – первый человек, который оказался со Христом в раю! «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» Лк. 23: 43.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: