Анализ структуры расходов по отделению




Анализ общих расходов приведен в таблице 2.27, а его структура представлена в таблице 2.28 и на рисунках 2.30 – 2.32.

Таблица 2.27 – Анализ общих расходов

Наименование показателя Ед. изм. Год
       
Фонд оплаты труда млн руб.        
Отчисления на социальные нужды млн руб.        
Материалы млн руб.        
Топливо млн руб.        
Электроэнергия млн руб.        
Амортизация млн руб.        
Прочие млн руб.        
Всего млн руб.        

Таблица 2.28 – Анализ структуры общих расходов

Наименование показателя Ед. изм. Год
       
Фонд оплаты труда % 28,8 26,8 29,0 30,5
Отчисления на социальные нужды % 10,6 9,2 9,9 10,7
Материалы % 16,4 17,8 16,2 13,3
Топливо % 20,0 18,6 16,7 15,2
Электроэнергия % 1,8 1,4 1,2 1,5
Амортизация % 7,0 9,8 9,8 11,4
Прочие % 15,4 16,4 17,1 17,4
Всего %        


Рисунок 2.30 – Структура общих расходов по элементам затрат за 2010-2011 года

Как видно на рисунке 2.30 за 2010 год наибольший удельный вес в структуре общих расходов занимает фонд оплаты труда (32 %), затем идет топливо (17 %), материалы (15 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (2 %). За 2011 год наибольший удельный вес в структуре общих расходов занимает фонд оплаты труда (29 %), затем идет топливо (20 %), материалы (16 %), прочие затраты (15 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (2 %).

Рисунок 2.31 – Структура общих расходов по элементам затрат за 2012-2013 года

Как видно на рисунке 2.31 за 2012 год наибольший удельный вес в структуре общих расходов занимает фонд оплаты труда (27 %), затем идет топливо (19 %), материалы (18 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (1 %). За 2013 год наибольший удельный вес в структуре общих расходов занимает фонд оплаты труда (29 %), затем идет топливо (17 %) и прочие затраты (17 %), материалы (16 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (1 %).

 

Рисунок 2.32 – Структура общих расходов по элементам затрат за 2014 год

Как видно на рисунке 2.32 наибольший удельный вес в структуре общих расходов занимает фонд оплаты труда (31 %), затем идут прочие затраты (17 %), топливо (15 %), материалы (13 %), отчисления на социальные нужды (11 %) и амортизация (11 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (2 %).

Анализ эксплуатационных расходов приведен в таблице 2.29, а также структура эксплуатационных расходов приведена в таблице 2.30.


 

Таблица 2.29 – Анализ эксплуатационных расходов

Наименование показателя Ед. изм. Год
       
Фонд оплаты труда млн руб.        
Отчисления на социальные нужды млн руб.        
Материалы млн руб.        
Топливо млн руб.        
Электроэнергия млн руб.        
Амортизация млн руб.        
Прочие млн руб.        
Всего млн руб.        

Таблица 2.30 – Анализ структуры эксплуатационных расходов

Наименование показателя Ед. изм. Год
       
Фонд оплаты труда % 30,2 27,9 29,9 31,2
Отчисления на социальные нужды % 11,1 9,6 10,2 11,0
Материалы % 12,4 14,0 12,8 10,9
Топливо % 22,2 20,4 18,2 16,3
Электроэнергия % 1,8 1,3 1,2 1,4
Амортизация % 7,4 10,4 10,4 12,0
Прочие % 14,9 16,3 17,3 17,2
Всего %        

Как видно из таблицы 2.30 наибольший удельный вес в структуре эксплуатационных расходов за 2014 год занимает фонд оплаты труда (31,2 %), затем идут прочие затраты (17,2 %), топливо (16,3 %), амортизация (12 %), отчисления на социальные нужды (11 %) и материалы (10,9 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (1,4 %).

Анализ расходов по ИВД приведен в таблице 2.31, а также структура расходов по ИВД приведена в таблице 2.32.


 

 

Таблица 2.31 – Анализ расходов по ИВД

Наименование показателя Ед. изм. Год  
       
Фонд оплаты труда млн руб.        
Отчисления на социальные нужды млн руб.        
Материалы млн руб.        
Топливо млн руб.        
Электроэнергия млн руб.        
Амортизация млн руб.        
Прочие млн руб.        
Всего млн руб.        
             

Таблица 2.32 – Анализ структуры расходов по ИВД

Наименование показателя Ед. изм. Год
       
Фонд оплаты труда % 17,6 17,5 20,7 23,0
Отчисления на социальные нужды % 6,4 6,0 7,0 7,9
Материалы % 47,8 50,4 46,9 38,0
Топливо % 3,2 2,8 3,3 4,0
Электроэнергия % 2,2 1,6 1,6 1,8
Амортизация % 3,6 4,7 4,5 5,7
Прочие % 19,2 17,1 15,9 19,6
Всего %        

Как видно из таблицы 2.32 наибольший удельный вес в структуре расходов по ИВД за 2014 год занимают материалы (38,0 %), а самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (1,8 %).

Анализ себестоимости перевозок приведенных 10 т-км приведен в таблице 2.33, а его динамика представлена на рисунке 2.33.

Таблица 2.33 – Анализ себестоимости перевозок приведенных 10 т-км

Наименование показателя Ед. изм. Год
         
Себестоимость перевозок, 10 привед. т-км руб. 1259,9 2529,4 3055,9 3365,1  
Себестоимость перевозок, 10 привед. т-км (в сопоставимых ценах) руб. 3379,1 3513,3 3451,1 3365,1  
Абсолютный прирост по цепной схеме руб. - 134,2 -62,2 -86  
по базисной схеме руб. - 134,2   -14  

Окончание таблицы 2.33

Наименование показателя Ед. изм. Год
       
Темп роста по цепной схеме %   103,9 98,2 97,5
по базисной схеме %   103,9 102,1 99,6
из них грузовых, 10 т-км руб. 977,2   2413,8  
из них грузовых, 10 т-км (в сопоставимых ценах) руб. 2519,2 2603,0 2544,1 2563,0
Абсолютный прирост по цепной схеме руб. - 83,8 -59 8,9
по базисной схеме руб. - 83,8 24,9 43,8
Темп роста по цепной схеме %   103,3 97,7 100,8
по базисной схеме %   103,3 100,9 101,7
пассажирских, 10 пасс-км руб. 2821,3   6343,2 8497,7
пассажирских, 10 пасс-км (в сопоставимых ценах) руб. 9694,0 10488,6 10548,7 8497,7
Абсолютный прирост по цепной схеме руб. - 794,6 60,1 -2051,6
по базисной схеме руб. - 794,6 854,4 -1196,3
Темп роста по цепной схеме %   108,2 100,6 80,6
по базисной схеме %   108,2 108,8 87,7
               

Рисунок 2.33 – Динамика себестоимости перевозок приведенных 10 т-км

Как видно на рисунке 2.33 темп роста себестоимости за 2014 год уменьшился на 4,7 % ли на 167,5 руб., а по сравнению с базисным 2010 годом он составил 98 %.

Анализ себестоимости приведенных 10 т-км приведен в таблице 2.34, а также структура представлена в таблице 2.35.

 


 

Таблица 2.34 – Анализ себестоимости приведенных 10 т-км

Наименование показателя Ед. изм. Год
       
Фонд оплаты труда руб. 381,0 706,7 913,7 1051,1
Отчисления на социальные нужды руб. 140,0 241,8 313,2 369,2
Материалы руб. 156,0 354,2 391,5 367,0
Топливо руб. 279,5 516,7 555,3 550,1
Электроэнергия руб. 22,2 34,1 35,6 48,5
Амортизация руб. 93,6 264,0 318,6 401,7
Прочие руб. 187,6 411,9 528,0 577,4
Всего руб. 1259,9 2529,9 3055,9 3365,1

Таблица 2.35 – Структура себестоимости приведенных 10 т-км

Наименование показателя Ед. изм. Год
       
Фонд оплаты труда % 30,2 27,9 29,9 31,2
Отчисления на социальные нужды % 11,1 9,6 10,2 11,0
Материалы % 12,4 14,0 12,8 10,9
Топливо % 22,2 20,4 18,2 16,3
Электроэнергия % 1,8 1,3 1,2 1,4
Амортизация % 7,4 10,4 10,4 11,9
Прочие % 14,9 16,3 17,3 17,2
Всего %        

Как видно из таблицы 2.35 наибольший удельный вес в структуре себестоимости приведенных 10 т-км занимает фонд оплаты труда (31,2 %), затем идут прочие затраты (17,2 %), топливо (16,3 %), амортизация (11,9 %), отчисления на социальные нужды (11,0 %) материалы (10,9 %), и самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (1,4 %).

Анализ среднемесячной заработной платы приведен в таблице 2.36. Динамика среднемесячной заработной платы представлена на рисунке 2.34.

Таблица 2.36 – Анализ среднемесячной заработной платы

Наименование показателя Ед. изм. Год
       
Среднемесячная заработная плата млн руб. 2339,8 4874,9 6757,3 7375,2
Среднемесячная заработная плата (в сопоставимых ценах) млн руб. 7400,8 7697,5 7561,4 7375,2

 

Окончание таблицы 2.36

Наименование показателя Ед. изм. Год
       
Абсолютный прирост по цепной схеме млн руб. - 296,7 -136,1 -186,2
по базисной схеме млн руб. - 296,7 161,4 -24,8
Темп роста по цепной схеме %   104,1 98,2 97,5
по базисной схеме %   104,1 102,2 99,7

 

Рисунок 2.34 – Динамика среднемесячной заработной платы

На основании произведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности отделения железной дороги можно сделать вывод о том, что фактический объем эксплуатационных тонно-километров увеличился на 0,8 %, или на 33,4 млн т-км. Это произошло в следствие увеличение темпа роста перевезенных грузов за 2014 год на 1,2 % или на 503,3 тыс. т, а также с увеличением темпа роста погрузки за 2014 год на 1,5 % или на 268,8 тыс. т.

Анализ пассажирооборота показал, что наблюдается снижение средней населенности пассажирского вагона, что снизило пассажирооборот на 19,4 % или на 226,4 млн пасс-км. Из анализа приведенных т-км видно, что темп роста показателя снизился за 2014 год по сравнению с предыдущим на 2,5 %, это было связано с уменьшением пассажирооборота.

Снижение контингента связано с уменьшением объемов работ и запланированным сокращением штата. Вследствие уменьшения темпа роста приведенных т-км за 2014 год на 2,5 % и темпа роста контингента – на 1,4 % произошло снижение темпа роста производительности труда на 1 %.

За 2014 год доходы по отделению составили 3 083 085 млн руб., где темп роста по сравнению с базисным увеличился на 0,3 % или на 10355 млн руб., а по сравнению с предыдущим 2013 год темп роста показателя уменьшился на 0,7 %. По сравнению с базисным 2010 годом темп роста доходов по перевозкам за 2014 год уменьшился на 0,1 %, а по сравнению с предыдущим 2013 годом этот показатель также уменьшился на 1 %.

Наибольший долю в доходах занимают перевозки, где за 2014 они составили 93,8 %, а ИВД занимает 6,2 %. Наибольший долю в доходе приходится на грузовые перевозки, где удельный вес за 2014 год составил 92,8 %, а пассажирские перевозки имеют удельный вес 7,2 %. За 2014 год пассажирские перевозки имеют отрицательный прирост дохода –49964 млн руб, а по сравнению с базисным –19926 млн руб.

Расходы по отделению за 2014 год составили 2 572 870 млн руб. Анализ показал, что темп роста за 2014 год по сравнению с базисным уменьшился на 4,7 % или на 126531 млн руб, а по сравнению с предыдущим уменьшился на 8,1 % или на 226616 млн руб. Наибольший долю в расходах занимают перевозки, где за 2014 они составили 91,1 %, а ИВД занимает 8,9 %.

По сравнению с базисным 2010 годом темп роста расходов по перевозкам за 2014 год уменьшился на 2,8 % или на 67395 млн руб, а по сравнению с предыдущим 2013 годом этот показатель также уменьшился на 7,1 % или на 180315 млн руб. Наибольший расход приходится на грузовые перевозки, где удельный вес за 2014 год составил 65,9 %, а пассажирские перевозки имеют удельный вес 34,1 %. За 2014 год пассажирские перевозки имеют отрицательный прирост расходов–192570 млн руб, а по сравнению с базисным –76797 млн руб.

Прибыль по отделению составила 565 475 млн руб. Анализ показал, что темп роста за 2014 год по сравнению с базисным увеличился на 14,7 % или на 72674 млн руб, а по сравнению с предыдущим также увеличился на 37,5 % или на 154132 млн руб. Наибольшую долю в общей прибыли занимают перевозки, где за 2014 они составили 96,8 %, а ИВД занимает 3,2 %. По сравнению с базисным 2010 годом темп роста прибыли от реализации от грузовых перевозок за 2014 год увеличился на 0,6 %, от пассажирских перевозок уменьшился на 8,9 %.

Наибольший удельный вес в структуре общих расходов занимает фонд оплаты труда (31 %), затем идут прочие затраты (17 %), топливо (15 %), материалы (13 %), отчисления на социальные нужды (11 %) и амортизация (11 %), самый наименьший удельный вес имеет электроэнергия (2 %).

Темп роста себестоимости за 2014 год уменьшился на 4,7 % ли на 167,5 руб., а по сравнению с базисным 2010 годом он составил 98 %.

Следует отметить, что за 2014 год темп роста производительности труда (100,8 %) превышает темп роста заработной платы (94,9 %) на 5,9 %, что говорит об эффективной деятельности предприятия.

В целом можно сказать, что отделение работает относительно прибыльно, так как основную часть прибыли отделение получает за грузовые перевозки. Общая рентабельность за 2014 год составила 22,7 %, по перевозкам – 23,4 %.

Для повышения эффективности работы отделения необходимо изучать свою конкурентную позицию на рынке. Одним из факторов повышения эффективности выявлен фактор необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках. Предложено рассмотреть маркетинговые исследования в сфере пассажирских перевозках для установления дифференцированных цен на билеты.


 

Список литературы

 

1. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / под общей редакцией В. Г. Гизатуллиной, Д. А Панкова; Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Белорусский государственный университет транспорта". - Гомель: БелГУТ, 2008. - 367c.

2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Л.Л.Ермолович и др.. - Минск: Современная школа, 2006. - 728 с.

3. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для высших учебных заведений - Москва: Дашков и К°, 2008. - 499 с.

4. Ромина, А.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям "Коммерческая деятельность", "Товароведение и экспертиза товаров" - Минск: БГЭУ, 2009. - 316 с.

5. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: Учеб. для вузов по экон. направлениям и специальностям - М.: Новое знание, 2004. - 640 с.

6. Экономика железнодорожного транспорта: учебное пособие / О. Г. Быченко, А. Ф. Сыцко. – Гомель: УО «БелГУТ», 2006. – 228 с.

7. Экономика предприятия: учебное пособие / [Л. Н. Нехорошева и др.]; под редакцией Л. Н. Нехорошевой. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2008. – 718 с.

8. «Положение о производственной практике», утвержденное Постановлением Совета Министров от 30.11. 2000 г. №1823 (в ред. постановления Совмина от 02.05.2003 № 595, от 05.08.2005 №872, от 30.12.2006 №1778, от 04.12.2008 №1862)

9. Управление предприятием / Е. М. Карпенко, Н. П. Драгун. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 127 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: