Речь и ее функции. Виды речи




Осязательные ощущения.

Понятие о восприятии. Виды восприятия

Восприятие – это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека.

Виды восприятия.

Рассмотрим две существующие классификации.

1. Основана на неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т. е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды как зрительное, слуховое, осязательное. 2. В основе классификации лежит объект восприятия Выделяются следующие виды

1) восприятие предметов;2) восприятие отношений3) восприятие движений;4) восприятие пространства

5) восприятие времени;6) восприятие человека.

Понятие о внимании. Виды внимания

Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов.

Виды внимания.

неПРОИЗЛЬНОЕ. а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички);б) неожиданность;в) новизна и необычность;

Произвольное 1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;

СВ-ВА…. КОНЦЕНТРИРОВАННОСТЬ ИНТНЕСИВНОСТЬ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЪЕМ

7.Память ее виды

Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт.

Виды. ЗРИТЕЛЬНОЕ.ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ СЛУХОВАЯ ОБОЯТЕЛЬНАЯ ВКУСОВАЯ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ КРАТКОВРЕМЕННАЯ ОПЕРАТИВНАЯ

ПРОЦЕССЫПАМЯТИ. ЗАПОМИНАНИЕ СОХРАНЕНИЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

5. Понятие о мышлении. Виды мышления, формы мышления

Мышление – это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОППЕРАЦИИ. СИНТЕЗ СРАВНЕНИЕ ОБОБШЕНИЕ АБСТРАГИРОВАНИЕ СИСТМАТИЗАЦИЯ

ВИДЫМЫШЛЕНИЯ. НАГЛЯДНО ОБРАЗНОЕ ЕАГЛЯДНО ДЕЙСТВЕННОЕ ВЕРБАЛЬНО- ЛОГИЧЕСКОЕ

8.ВООБРАЖЕНИЕ ЕГО ВИДЫ

Это психический процесс состоящийся в создании нового образа на основе уже имеющихся знаний и опыта

ВИДЫ. МЕЧТА. ВОССОЗДАЮЩЕЕ. ТВОРЧЕСКАЯ

Речь и ее функции. Виды речи

Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития представляющим систему знаков Когда язык используется в целях общения, то возникает речь

Выделяются следующие функции речи:

1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.

2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие) что роднит речь с мышлением.

Мысли человека облечены в речевую форму вне речи мысль не существует

3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.

ВИДЫРЕЧИ. Монологическая речь Диалогическая речь внутренняя речь

10. Мотив и направленность личности

Мотив, по определению А. Н. Леонтьева, – это объект, который отвечает той или иной потребности и который побуждает и направляет деятельность человека.

Личная направленность имеется тогда, когда в системе мотивов преобладают мотивы собственного благополучия.

Если поступки человека определяются в основном интересами других людей, т. е. преобладают коллективистские мотивы, мы говорим об общественной направленности.

Если интересы дела преобладают над всеми другими, можно говорить о деловой направленности.

11.мотивация деятельности

Мотивация – это совокупность внешних и внутренних психо-физиологических факторов, направленная на интенсификацию трудовой деятельности, определяющая ее рамки и ориентацию на достижение поставленных целей. Мотивация – это совокупность внешних и внутренних психо-физиологических факторов, направленная на интенсификацию трудовой деятельности, определяющая ее рамки и ориентацию на достижение поставленных целей.

основными функциями мотивации являются:

1. побуждение к действию,

2. направление деятельности,

3. контроль и поддержание поведения.

12.Эмоции их сущность и функции.виды

Эмоции – это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени.

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

13.ВИДЫЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью адекватно оценивать происходящее..

Стресс – это понятие ввел Г. Селье, который определял его как состояние сильного и длительного психологического напряжения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.

Фрустрация – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.

14. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

В структуре личности можно выделить волевые качества, значение которых в жизни человека очень велико.

Целеустремленность проявляется в стремлении человека подчинить свое поведение достижению устойчивой жизненной цели.

Самостоятельность – это построение своего поведения в соответствии с собственными взглядами и убеждениями, однако самостоятельный человек всегда в состоянии прислушаться к чужому мнению.

Негативизм – это поведение наперекор чужому мнению, когда не признаются никакие советы, даже разумные.

Внушаемость – поведение строится в соответствии с чужими советами.

Решительность проявляется в способности человека быстро принимать адекватные решения и своевременно их выполнять.

Настойчивость – это способность человека, несмотря на трудности и препятствия, достигать поставленной цели.

Выдержка (самообладание) – способность человека воздерживаться от нежелательных в данный момент действий и даже в сложных ситуациях не терять самообладания.

15.ЧУВСТВА ВИДЫЧУВСТВ

Чувство – это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миРУ

содержанию в психологии различают следующие чувства: моральные (нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические.

1.Моральным чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств моральным чувствам принадлежит особое место.

2.Вторая особенность – сложность и многогранность их проявлений.Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называются интеллектуальными чувствами.

3.Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.

16. понятие личности в психологии. Основные теории личности в психологии

Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль.

18. Этапы развития человека по эриксону

Раннее детство

(от 1 до 3 лет).

2 Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет).

3 Школьный возраст (от 6 до 12 лет)

4Половое созревание: подростковый возраст (11-14 лет), юность (от 14 до 18-20 лет)

5Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)

6 Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет).

7 Поздняя взрослость (свыше 60 лет)..

17. этапы жизни человека по Эльконину

Младенческий (0-tг.) Непосредственное эмо­циональное общение. На познание отношс- Личностная (потреб- Пот^ейнпст'. я o^uic-ннй ностно-мотивацнонная)!ihh. Эмошюндли^ие от­ношения
Раннее детство (1-3г.) Предметно-маннпуля-тивная деятельность На познание предмета Познавательные про- Ргчь н наглядио-дем-цессы гтэенное чышленне
Дошкольный воз­раст (3—7лет) Ролевая игра На познание отноше- Личностная (потребно- Потребность в ойщест-ний стно-мотг-вационная) венно-значимой н оОще-стоенно-оце(<|<взеыом деятельности
Младший школ'-.-ный -возраст <7— 11лет) Учение На познание начал Интеллектуально-по- Произвольность. bhvt-наук знавательнзя ренний план действия Самоконтроль. Решлек-счя.
Подростковый воз­раст (11—15лет) Деятельность общения в процессе обучения, ор­ганизованной трудовой деятельности На познание системы Личностная (потрео- Стреуление к «взпос-дтношении в разных ностно-мотивационная) лости». самооценка, под-ситуациях чинение нормам коллек­тивной жизни
Старший школьный возраст (15—17лет) Учебно-профессио­нальная На познание профес- Познавательная Мировоззрение, про­спи.фессиональные интересы
     

19.сущность и типы темпераментов

1) холерический;2) сангвинический3) флегматический;4) меланхолический.

 

20.понятие характера и его свойств. Типология характера

Характер является отражением устойчивых черт личности, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе.

В структуре черт характера можно выделить следующие блоки:

1) система отношения к действительности;

2) волевые качества.В свою очередь система отношения к действительности подразделяется на: 1) отношение к коллективу, другим людям (честность, коллективизм, конформизм, эгоизм, душевность и т. д.);(рационализм, расчетливость, трудолюбие, бережливость и т. д.);

3) отношение к себе (самостоятельность, самооценка, эгоцентризм и т. д.

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник - это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми, накоплениями.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

21.способности. иерархия способностей

Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.

ИЕРАРХИЯ

ЗАДАТКИ. СПОСОБНОСТИ. ОДАРЕННОСТЬ. ТАЛАНТ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ.

22. Деятельность ее структура. Виды

Деятельность чел-ка –это активность человека направленная на достижение сознательно поставленных действий связанных с удовлетворением его потребн к интересов на вполнение требований к нему со стороны общ-ва и гос-ва

Структура деятельности. Деятельность имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев или уровней: психофизиологических функций; операций; действий; деятельностей особенных, или особых видов деятельности.

Виды деятельности:

1) игра. Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения заключается в том, что его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью;

2) учение. Научение, или освоение опыта, – это главный фактор развития ребенка. Особым видом деятельности можно назвать учение, т. е. деятельность, которая направлена на

усвоение определенной информации, форм поведения, но оно возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;

3) труд – представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно-полезных продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека – это видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.

23. Общение: содержание цели средства и виды

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде и др.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целям общение делится на биологическое и социальное.

Виды общения:

1) Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

2) Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.

3) Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

4) Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.

24. Деловое общение и его особенности в социально-правовой работе

Деловое общение — это самый массовый вид социального общения.

25. основные виды делового общения

В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:

1. устное — письменное (с точки зрения формы речи);

2. диалогическое — монологическое (с точки зрения однонаправленности / двунаправленности речи между говорящим и слушающим);

3. межличностное — публичное (с точки зрения количества участников);

4. непосредственное — опосредованное (с точки зрения отсутствия / наличия опосредующего аппарата) 5. контактное — дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве)

26. вербальные и не вербальные средства общения

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации.

27. Пирамида потребностей а.маслоу

Первая ступень - физиологические потребности.

Вторая ступень – потребность в безопасности.

Третья ступень - потребность в любви и принадлежности.

Четвертая ступень - потребность в признании.

Пятая ступень – потребность в самоактуализации

28.Характер формирования характера

Характер-совокупность психологических свойств человека, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывает отпечаток на его поведение и поступки.

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников.

29.Акцентуации характера

Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

30. Защитные механизмы психики.(по Фрейду)

Фрейд выделял Семь защитных механизмов:

1. Подавление желаний

2. Отрицание 3. Рационализация 4. Инверсия 6. Изоляция 7. Регрессия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: