Социобихевиоризм и теория социального научения




(Д. Мид, Д. Доллард, Н. Миллер, Дж. Роттер, А. Бандура)

На смену биологическому детерминизму (в бихевиоризме) приходит социальный детерминизм.

Предмет исследования – поведение в социальной среде.

Социальные бихевиористы рассматривали поведение человека в первую очередь с точки зрения его проявления в обществе – они изучали процесс социализации ребенка.

Социальный бихевиоризм называют когнитивным, так как реакция опосредована знанием.

 

Альберт Бандура (Albert Bandura, р.1925)    

 

Сформулировал принцип викарного научения – научение на чужом опыте и подражание ему. Бандура первым открыл социальные причины детской агрессивности – выученная форма поведения. Агрессии дети научаются прежде всего в семье.

Научение через моделирование: с точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация (хранящаяся в долговременной памяти) служит ориентиром в их действиях.

Бандура полагает, что подкрепление не является обязательным для научения. Например, нам не нужно ждать подкрепления, чтобы обратить внимание на пожарную сирену, вспышки молнии, неприятный запах, непривычные стимулы.

Косвенное подкрепление. Можно говорить о косвенном позитивном подкреплении, когда наблюдатели ведут себя таким же образом, как наблюдаемые ранее модели, получившие подкрепление, в то время как при косвенном наказании наблюдаемые аверсивные последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом.

Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. Например, при работе над книгой или статьей для публикации в журнале, авторам не требуется, чтобы кто-то стоял сзади и заглядывал через плечо, одобряя каждое предложение, пока не получится удовлетворительная рукопись.

  Джордж Мид (George Herbert Mead, 1863-1931)  

 

Основные идеи:

1. Важнейшим фактором формирования личности ребенка является его социальное окружение, а именно его взаимодействие с окружающими.

2. Личность ребенка понимается как набор различных ролей, которые он проигрывает при взаимодействии с людьми.

3. Механизмом формирования роли является игра, так как только в процессе игры ребенок впервые сталкивается с необходимостью соблюдения правил и может примерить на себя различные роли.

4. Выбор и проигрывание ребенком определенной роли обусловлен ожиданием взрослого и прошлым опытом ребенка.

Выявляется 2 вида игр, обуславливающих процесс социализации ребенка:

Сюжетные игры, задачей которых является расширение ролевого репертуара ребенка.

Игры по правилам, которые учат детей произвольному самоконтролю и поведению.

 

Джон Доллард (John Dollard, 1900—1980 Нил Миллер (Neal Miller, р.1909

 

показали, что агрессия имеет социальную природу. Объясняя агрессию, используют психоаналитическое понимание природы потребностей. Организм стремится к удовольствию, не получает его => фрустрация => накапливает агрессивные импульсы.

Агрессия взрослых – результат детских фрустраций и плохого воспитания.

 

Джулиан Роттер (Julian Rotter, р.1916) подчеркивал роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и Бандура, он полагает, что люди – активные участники событий, влияющих на их жизнь. Специфический аспект работы Роттера, который привлекает особое внимание – концепция локуса контроля.

Его теория социального научения – это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения. Говоря словами Роттера: "Это теория социального научения, потому что она подчеркивает тот факт, что главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, и эти типы поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения в посредничестве с другими людьми".

В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных:

1) Потенциал поведения - вероятность данного поведения, "встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями".

2) Ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Например, прежде чем вы решите, идти вам на вечеринку или нет, вы, по всей видимости, попытаетесь вычислить вероятность того, что хорошо проведете время. Также, решая, готовиться ли к экзамену в выходные дни, вы, скорее всего, спросите себя, помогут ли вам эти занятия лучше сдать экзамен. С точки зрения Роттера, величина силы ожидания может варьировать от 0 до 100.

3) Ценность подкрепления - степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому. Используя эту концепцию, он утверждает, что люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов. При возможности выбора для некоторых посмотреть баскетбол по телевидению важнее, чем поиграть с друзьями в бридж. Также одни любят долгие прогулки, а другие – нет.

 

4) Психологическая ситуация с точки зрения индивидуума. Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель.

Основная формула прогноза поведения: для того, чтобы предсказать потенциал данного поведения в специфической ситуации, Роттер предлагает следующую формулу:

Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления

Потребности:

статус признания

защита – зависимость.

доминирование

независимость.

любовь и привязанность.

физический комфорт.

 

Концепция локуса контроля: интернальный и экстернальный локус контроля

Большая часть исследований, которые были проведены в соответствии с теорией Роттера, сосредоточивалась на личностной переменной, называемой локус контроля. Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. "Экстерналы" верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). "Интерналы" поэтому чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.

 

крайний интернал - волюнтарист <=> крайний экстернал - фаталист

 

Измерение локуса контроля. Хотя существует несколько способов измерения ориентации контроля, применимых к детям и взрослым, исследователями в этой области чаще всего используется "Шкала И-Э", созданная Роттером. Она состоит из 23 пар утверждений вынужденного выбора, с шестью дополнительными вопросами для того, чтобы замаскировать цели этого теста

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: