Конспект занятия (НОД) в старшей группе: «Птицы весной»




Корнеева Валентина
Конспект занятия (НОД) в старшей группе: «Птицы весной»

Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой.

Ход занятия

Знаешь ты, и знаю я,

Как пернатые друзья

Песенки в лесу поют.

Мошек, червячков клюют,

Что все время тук да тук,

Дятел – леса верный друг.

Ищет дятел для обеда

Усача и короеда.

Вправо, влево, вверх и вниз.

У синички есть привычка:

Ветку каждую и лист

Оглядит, и от букашки

Будет лист надолго чист.

Вот он, милый, скворушка,

Греется на солнышке.

Верен он своей природе:

Он находчив, ловок, смел.

Он сегодня в огороде

Всю капусту осмотрел

И со всех листов капустных

Червяков поел. Как вкусно!

(Ю. Тувим)

- Как вы думаете, о ком будет идти речь на нашем сегодняшнем занятии?

- С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в теплых краях. Как они называются? (перелетные птицы)

- Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды).

- Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи).

- Какую роль в природе играют насекомые? (опыляют растения, следовательно, образуется плод, семена, пища для различных птиц, зверей.)

У различных птиц весна наступает в разное время.

- Какая птица прилетает раньше всех? Что за весенняя птица: черного цвета, любит за плугом ходить и кормиться? (Грач. Изображение этой птицы на картинке).

Грачей называют «Вестниками весны» в народе говорят: Грач на горе – весна на дворе.

- За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь в загадке:

На шесте дворец

Во дворце певец

Знаете его… (показать соответствующий рисунок)

- Итак, вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки.

- Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Большая, пестрая. Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой. Почему? (Она питается гусеницами, которые собирает на деревьях. А гусениц становится больше после распускания листьев.)

- Какое основное занятие у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)

Давайте подумаем, о чем эта загадка:

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (гнездо)

- Зачем птицы строят гнезда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)

Пернатый народ строит свои гнезда в самых различных местах: на деревьях и кустах, травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях, используют постройки человека.

- Послушайте, что расскажут о своих гнездах птицы. (выступление детей в ролях дятла, ласточки, жаворонка)

Дятел: Я, дятел, хорошо устроился в дупле, но я каждый год новое дупло делаю. А моя старая постройка не пустует. В ней поселяются другие птицы: скворцы, поползни.

- Где устраивает себе гнездо дятел?

Ласточка: я – ласточка, и моя жизнь тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо не вью, а леплю из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляю все это липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. А домик свой устраиваю под карнизами домов, под крышами сараев. А мои сестры-береговушки вырывают узкие длинные норы в крутых берегах.

- Как строит себе гнездо ласточка? Где?

Жаворонок: Я – веселый жаворонок. Свое гнездо я вью из стеблей травы, тонких корешков и небольшого количества шерсти. Оно находится в углублении на поле среди зеленеющих хлебных всходов.

- А у жаворонка где гнездо?

- Какая птица селится в домик, сделанный руками человека? (скворец, синица)

- Чем радует людей птицы? (пением)

- Давайте послушаем весенние песни птиц нашего леса и постараемся так себя вести за городом, чтобы сберечь эту красоту. (дети слушают аудиозапись с голосами птиц)

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пришла Весна, прилетели птицы»

Зарубина Наталья
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пришла Весна, прилетели птицы»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

«Пришла Весна, прилетели птицы»

Цели и задачи:

- Закрепить представления детей о временах года, о признаках

весны (снег тает, солнце ярко светит, на деревьях набухают почки, оживает природа).

Уточнять и расширять представление о жизни птиц, и растений в весенний период (перелётные птицы возвращаются в родные края, вьют гнёзда, выводят птенцов; природа оживает, весной появляются первые цветы);

- Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным предложением; учить описывать птиц, составлять рассказ по картинкам;

- Развивать двигательную память в ходе выполнения физических пауз, согласовывать движения с речью.

- Воспитывать чувства доброты и любви к живой природе, уважительное и бережное отношение к ней, окружающему нас миру.

Материалы и оборудование: медвежонок, картинки с изображениями птиц, дид. пособие «Времена года», схема составления описательного рассказа, мяч, маска на голову «Солнышко», лист бумаги 10x10 на каждого ребенка, аудиозапись голосов птиц (синица, ворона, сорока, дятел, голубь, воробей, скворец, кукушка)

Ход НОД

Организационный момент: "Круг - приветствие"

Здравствуй правая рука (вытянуть вперёд)

Здравствуй левая рука (вытянуть вперёд)

Здравствуй друг (соседу справа)

Здравствуй, друг (слева)

Здравствуй, здравствуй дружный круг (Стук в дверь)

Воспитатель: Кто это к нам стучится? (Вносит игрушечного медвежонка) Посмотрите, кто к нам пришёл? (Дети: медвежонок, поздороваемся с ним.

-Ребята, давайте его погладим, а то он весь дрожит.

-Какая шерстка у него? Мягкая, пушистая!

Воспитатель: Как можно назвать ласково медведя? (мишутка, медвежонок, мишенька, медведюшко)

Воспитатель:

- А что это медвежонок ты такой грустный? Почему он может быть грустным? (Имитирует беседу с ним)

Медвежонок говорит, что он недавно родился и ничего не знает о весне.

Как ему помочь?

Давайте расскажем медвежонку о весне, садитесь на стульчики.

Воспитатель: Посмотрите на доску, на ней вы видите картинки с изображением времен года. Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать и показать это время года.

- Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Дети - осенью)

Покажите картинку, на которой изображена осень. Что нарисовано на картинке? (осень).

- Снег на полях, Лёд на водах, Вьюга гуляет. метель завывает

Когда это бывает? (Дети - зимой)

Покажи картинку, на которой изображена зима. Что нарисовано на картинке? (зима). Что делает медведь зимой? (спит) А кто еще спит зимой? (дети - еж, лягушка) Почему они спят зимой? (потому что в лесу для них нет корма)

- Вот и небо просветлело, Землю солнышко согрело,

Ручейки в лесу поют и подснежники цветут. Пробудилось все ото сна,

Это к нам пришла – (дети - весна).

- Можно купаться и рыбу ловить, можно по лесу с корзиной бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым и не бояться до нитки промокнуть. (Дети - лето)

Воспитатель: а у нас на дворе какое сейчас время года? Правильно ребята наступила весна. Давайте встанем и порадуемся весне

Игра «Солнышко»

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче! Лето будет жарче,

А зима теплее. А весна милее! Раз, два, три – лови! Солнышко догоняет детей.

 

Воспитатель: Поиграли? Садитесь на стульчики.

- Давайте расскажем Медвежонку, что бывает весной.

Дети: Весной всё просыпается и оживает вся природа.

Весной прилетают птицы.

Воспитатель: Сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?

1). Ходить не умеет,

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей)

2). Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать.

С первым снегов на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

3). Кто из леса прилетит?

Кто на крыше затрещит?

Белобокая болтунья,

Говорушка, стрекотунья,

Белый бок и длинный хвост.

Что за птица – вот вопрос. (Сорока)

4). Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

5). Непоседа-невеличка,

Желто-груденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня... (Синичка)

6). Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет!

Видишь, кружат 20 пар

И кричат «Кар! Кар! Кар! » (Ворона)

— Ребята, мы про всех птиц загадки загадали? А какие птицы остались, давайте, назовем их. (Грач, кукушка, ласточка, скворец). К какой группе они относятся? (К перелетным).

— А эта группа птиц к каким относится? (К зимующим).

Воспитатель: Весной у птиц много забот, а самая главная, какая? – это построить дом для своих птенцов. Как называются домики у птиц? (дети - гнездо, скворечник)

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Где живут птицы»

По команде «Птицы» дети передвигаются, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки. По команде «Скворечник» делают руки домиком над головой.

 

Воспитатель: Давайте пройдем и сядем на стульчики. Сегодня мы будем учиться составлять рассказы про птиц. Я хочу рассказать вам о граче.

Послушайте!

Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой отлучки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу. Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел вместе с весной. А птица грач – самая первая птица, которая возвращается в наши края.

(выставляю картинку грача на фланелеграф).

Грач черный. У него есть клюв, тело его покрыто перьями, кричит «крак-крак». Грач – перелетная птица.

— Какого цвета грач?

— Что у него есть?

— Чем покрыто тело?

— Как он кричит?

— Грач – зимующая или перелетная птица?

(Пересказ детей)

 

Воспитатель: Весне рады не только птицы, но и мы с вами. С древних времен наши предки устраивали праздники, встречая весну. Они играли, пели, а праздники проводились около леса, на лугах. Мы тоже с вами поиграем. Становитесь в круг.

Игра «Я начну, а ты продолжи! » (с мячом)

 

Звери бегают, а птицы – … (летают).

Скворцы поют, а вороны – … (кричат).

Воробьи не улетают зимой, а дикие утки – … (улетают на юг).

Ворона – зимующая птица, а скворец – … (перелетная).

У снегиря грудка красная, а у синицы – … (желтая).

У воробья глаза маленькие, а у совы – … (большие).

У сороки хвост длинный, а у синички – … (короткий).

Воспитатель: Замечательно, какие вы молодцы! Мы с Мишкой очень довольны вашими ответами.

А сейчас я предлагаю вам послушать голоса птиц. (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Голоса каких птиц вы узнали? (ответы детей)

— Какое настроение вызвало у вас пение птиц? Вам понравилось?

— И сейчас, с хорошим настроением, я предлагаю тем, кто хочет, сделать птичек из бумаги. И Медвежонка научим делать птичку!

Оригами для малышей «Птица».

(По показу воспитателя дети делают птиц, складывая бумагу).

 

— Посмотрите, какие птицы у вас получились.

 

А что произойдет, если птицы к нам весной не вернутся, или исчезнут все птицы? Произойдет беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредителей. Вредные насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Мы никогда не услышим их чудесное пение.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите птиц, друзья!

Рефлексия.

Воспитатель: Ну что ребята, помогли мы медвежонку, научили?

Медвежонок: спасибо я очень много узнал, пойду в лес и расскажу все моим друзьям.

Ребята: До свидания медвежонок.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось рассказывать медвежонку о весне, о птицах? Что вам понравилось больше всего?

 

 

Я раскрываю почки

Зеленые листочки,

Деревья поливаю,

Движения полна.

Зовут меня… (весна)

Правильно, ребята, это конечно же весна! Весна, это чудесное время года.

Ребята, теперь повторяйте за мной мои движения, мы проведем с вами пальчиковую игру:

(Идет матушка весна

Отворяй ворота

Первый – март пришел

Белый снег сошел

А за ним и апрель

Отворяй окно и дверь

А уж как пришел май

Солнце в терем приглашай!)

Послушайте стихотворение Юноны Мориц «Весна»

Динь! Дон!

Динь!Дон!

Это что за нежный звон?

Это пролесок-подснежник

Улыбается сквозь сон!

Это чей пушистый луч

Так щекочет из-за туч,

Заставляя малышей

Улыбаться до ушей?

Это чья же теплота,

Чья такая доброта

Заставляет улыбаться

Зайца, курицу, кота?

И по какому поводу?

Идет Весна по городу!

И у пуделя улыбка!

И в Аквариуме рыбка

Улыбнулась из водицы

Улыбающейся птице!

Вот и получается

Что не помещается

На одной странице

Улыбка необъятная,-

До чего приятная!

Вот такой длины,

Вот такой ширины!

И по какому поводу?

Идет весна по городу!

Весна Мартовна Подснежникова,

Весна Апрелевна Скворещниковна!

Весна Маевна Черешниковна!

Посмотрите ребята, какая красавица весна пришла к нам в детский сад(на стол ставятся 3 куклы украшенные подснежниками, скворцами,черешней). Как вы думаете, почему автор дала весне такие имена? (имя – название весеннего месяца, отчество – название главного признака этого месяца). Ребята, Наши гостьи пришли к нам не просто так, они очень озабочены письмом, которое пришло к ним, Вот, послушайте, что написал незнайка:

«Весна- чудесное время года. Весна делится на 4 месяца: март, апрель, май, июнь. Весной небо чистое и голубое, ярко светит солнце. Появляются зеленые листочки на деревьях и зеленеет трава. В саду растут розы и астры. Лед и снег тают и бегут ручьи. Дети пускают кораблики. На улице так жарко, что люди сразу снимают пальто и шубы и ходят в платьях и футболках»

Все правильно написал Незнайка? (нет)

- А какое солнце весной?

- Какой снег?

- Ветер весной холодный или теплый?

- Что происходит с деревьями?

- Почему тает снег?

- Откуда берутся ручейки?

- какие цветы появляются весной

- что делают животные?

- В какой одежде ходят люди?

(рассказ о весне по мнемотаблице)

(Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег и бегут ручьи. Девочки и мальчики гуляют, пускают кораблики по воде,. На деревьях распускаются перве почки появляются первые цветы. Из теплых стран возвращаются птицы.)

А теперь ребята настала пора отдохнуть и размяться, проведем физминутку

(присаживайтесь на свои места)

 

(Звучит музыка голоса птиц) Ребята, а что же это за прекрасные звуки мы слышим? (пение птиц)

Верно, ребята, еще весной к нам прилетают птицы, улетевшие осенью в теплые края. Первыми возвращаются грачи, вслед за ними прилетают скворцы, затем утки гуси журавли. А когда появляются первые листочки на деревьях, то вернутся соловьи, кукушки, ласточки.

- Вспомните отличительные признаки птиц (тело покрыто перьями)

- по оперению мы обычно и узнаем птицу. А чем они еще отличаются? (формой тела, клювом, цветом оперения, голосом)

- каких птиц мы называем перелетными а каких зимующими?

Перелетные птицы это птицы улетающие зимой в теплые края, зимующие это птицу на зиму остающиеся в родных краях)

А теперь ребята, отгадайте мои загадки, про какую птицу я вам загадала загадку?

Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от червей

Взад-вперед по пашне вскачь

А зовется птица… (грач)

(показ картинку с грачем)

Послушайте, как кричит грач (фонограмма голоса грача)

 

Грачи прилетают одними из первых. Грач черный. Он ест червяков. Грач не боится холодов, и пока поля не освободились от снега грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнезд.

Следующая загадка:

На шесте дворец

Во дворце певец

А зовут его… (скворец)

(показ фото скворца)

Послушайте, как кричит скворец (фонограмма голоса скворца)

Скворцы пересмешники, с поразительной схожестью передают все, что услышат.

маленький певец лесной

Лучше всех поет весной.

(соловей)

(показ фото соловья)

Послушайте, как кричит соловей (фонограмма голоса соловья)

(Далее ласточка, кукушка, журавль и другие)

Давайте, вспомним, как выглядят птицы: у них есть голова, туловище, шея, лапы, хвост, перья, клюв, глаза.

Тело у птицы покрыто перьями. Они составляют его наряд. Перья могут быть длинными и короткими, образовывать хохолки на голове и прекрасные веера на спинках, могут покрывать грудку пышным воротничком или делать пушистыми лапки. Перья бывают разной окраски. Даже у черной галки можно заметить несколько оттенков оперения.

Клюв у всех птиц разный, по его виду можно узнать чем питается птица. Давайте рассмотрим плакат с изображением клювов: а) это клюв дятла, которым он долбит кору деревьев и достает личинки насекомых. б) это клюв журавля, которым он достает пищу из водоема. в) клюв попугая, он шелушит им семечки. г) клюв утки, она процеживает им воду. д) это клюв хищной птицы, таким клювом удобно рвать добычу. е) воробей, он питается семенами и ловит мелких насекомых.

Рассказ про птиц по мнемотаблице

(тело птицы покрыто перьями, Они составляют его наряд. Перья могут быть длинными и короткими. Перья бывают разной окраски. Клюв у всех птиц разный, по его виду можно узнать чем питается птица. У птиц 2 лапки, два крыла позволяющих птицам летать и хвост. Питаются птицы насекомыми, зернами, семечками, живут птицы в гнездах)

Рассказ по мнемотаблице про журавля (сказка Лиса и Журавль)

Перед вами, ребята репродукция картины А.К. Саврасова» «Грачи прилетели». Как вы думаете какое время года изображено на картине?

Художник описал раннюю весну. На переднем плане мы видим тающий снег и обнаженную коричневую землю с голубыми маленьки озерками талой воды, чувствуем ласковый весенний теплый ветерок и как бы слышим грачиный гомон. Плывут весенние облака.

Вопросы:

-какими вы видите небо?

-что в картине озарено неярким весенним светом?

Каким вы увидели снег под березами и дали на полях?

- каким художник изобразил березы?

-какие цвета преобладают на картине?

Составьте рассказ по картине

(на картине начало весны, тает снег, тиалая вода стекает в овраг. На синем небе светит солнце, всюду неяркий весенний свет. На деревьях хлопочут грачи. Птицы обживают свои гнезда)

 

(Рассматривание и рассказывание по картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»)

 

Хорошо. Сейчас я буду перечислять птиц, но если вы услышите что нибудь другое хлопайте в ладоши:

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны

Прилетели птицы: голуби вороны, галки, стрижи, комары, кукушки

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы сплюшки, лебеди, скворцы – все вы молодцы!

 

Воспитатель: А давайте изобразим лису, когда она приглашала журавля в гости и как она его встретила. (Звучит весёлая музыка и дети изображают гостеприимную лису, её хитрые повадки, ласковый голос)

Воспитатель: А какой ушёл журавль из гостей? (Дети изображают: опускают голову, руки вдоль туловища, брови под углом, лицо грустное, звучит грустная музыка)

Воспитатель: А теперь изобразите гостеприимного журавля и обиженную лису. (Дети изображают)

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим с вами сказку в исполнении наших детей.

(Двое детей надевают маски и играют по ролям, а остальные зрители).

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось в этом занятии, что особенно запомнилось?

«Лиса и журавль».

Подружилась лиса с журавлём. Вот и вздумалось лисе угостить журавля, пошла она, звать его в гости.

- Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

- Покушай, мой голубчик куманёк! Сама стряпала.

Журавль хлоп – хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лиса в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена, лиса и говорит:

- Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать не чем.

- Спасибо, кума, и на этом! Завтра приходи ты ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Право потчевать больше нечем.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и понюхает – то, всё ни чего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюёт себе да клюёт, всё и поел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада, думала, что наестся, на целую неделю, а домой пошла как солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: