Обогащение игровой среды.




 

Создание предметной игровой среды в старшей группе требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды. Если дети знакомились с трудом взрослых на ферме, в их распоряжении, естественно, должны быть игрушки, тематически связанные с конкретными трудовыми операциями доярки, ветеринарного Врача, механизатора. Соответствующие игрушки нужны и после ознакомления с трудом строителей, шахтеров, рыбаков и тех, кто помогает им в нелегком труде. Одним словом, для игры необходимо подходящее игровое оборудование, игрушки, поделки.

Программа воспитания детей в игре предусматривает умение старших дошкольников по ходу игры подбирать, менять игрушку или предмет, ее замещающий, конструировать обстановку для игры с помощью различного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры, самостоятельно использовать собственные самоделки, сооружать нужные для игры постройки, применять в играх природный материал.

Предметно-игровая среда не должна сковывать инициативу детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих по ходу реализации игрового замысла. Нужно иметь в виду, что тематические игровые уголки, получившие широкое распространение в практике организации сюжетных игр детей раннего и младшего дошкольного возраста, для старших детей могут быть тормозом игровой инициативы, потому что в этих уголках, где соответствующим образом расположено игровое оборудование и игрушки, детям заранее задается игровая задача. Некоторые воспитатели стремятся, во что бы то ни стало, сохранить в уголках первозданный порядок. Но это ведет к педагогическому формализму и заорганизованности детской игры вместо ее организации. Неизменные тематические игровые уголки, стандартное предметно-игровое развертывание темы тормозит развитие творческой инициативы детей, поиск ими новых игровых целей, способов и средств их воплощения.

Игра должна быть творческой, и помехи на пути детского творчества в игре следует устранять. Нужно постепенно обогащать игровую среду, помня о связи ее содержания с содержанием знаний, полученных ребенком на занятиях и при ознакомлении с окружающей жизнью.

При этом необходимо разумно сочетать реалистические игрушки с условными, представляющими собой обобщенный образ. Первые помогают детям отражать в игре труд людей, их взаимоотношения, вторые открывают простор для фантазии, самостоятельного творчества в развитии сюжета игры. В игре старшие дошкольники и более младшие дети могут придать любому предмету (стул, подушка, надувное бревно, детали строительного материала, камушки и др.) игровой смысл, и тогда этот предмет выполняет отведенные ему функции при развертывании сюжета игры и ролевом взаимодействии детей в воображаемой, игровой ситуации.

В групповых помещениях и на участке детского сада необходимо иметь достаточное количество разнообразного игрового материала, который дети используют по своему усмотрению для самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Наряду с многофункциональными предметами (кубы, бруски, цилиндры), разными по размеру, форме, материалу, детям нужны обычные игрушки и игровая атрибутика.

Нужны и готовые игрушки, и полуфабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов. Готовые игрушки могут быть различными по тематике (куклы, бытовая техника, средства труда, транспорт, различная детская и игрушечная мебель) и по степени обобщенности их образного решения. Это игрушки детализированные, приближенные к своим реальным прототипам (кукла с набором одежды, игрушечные орудия труда и оборудование, посуда, модель-копия машины), игрушки условные, в которых акцентирована какая-либо характерная черта предмета (плита с яркими переключателями) или только обозначена образность (кукла-чурбачок в косыночке, цыпленок — пушистый шарик с носиком, комната — складная коробка с окошком и т. п.).

Умелая организация предметно-игровой среды в старших группах детского сада предполагает учет стойких игровых интересов детей. Поэтому воспитатель должен оберегать те игровые уголки, в том числе и на тему определенной игры, которые созданы по инициативе ребят, с их участием и служат дальнейшему развитию игровой инициативы.

 

В одном из детских садов Махачкалы на прогулке мальчики-рыбаки вместе с летчиками занялись ловом рыбы. Построили сейнер из строительного материала. Выбрали капитана, бригадира рыбаков, летчика.

Летчик летает по площадке и по рации передает, что еще не видно косяков рыбы. Наконец он выслеживает косяк и сообщает об этом рыбакам. Капитан дает команду плыть туда, где замечена рыба. Мальчики усердно ведут лов, вытаскивая сети, и воображают, что на сейнере уже нет места — так много рыбы.

В это время воспитатель зовет детей в группу, время прогулки окончилось. Тогда бригадир Гасан говорит; «Столько рыбы наловили, ее нельзя бросить»,— и обращается к летчику; «давай, ты теперь будешь директором консервного завода. Я тебе звоню, чтобы ты положил ее в холодильник». Бывшему летчику Мураду довод кажется убедительным, и он соглашается. Бригадир имитирует разговор с ним по телефону; «Товарищ директор, положите рыбу в холодильник. Потом мы поможем приготовить консервы». Директор отвечает: «Хорошо, хорошо, не беспокойтесь, Спасибо, что наловили столько рыбы».

 

Как видно из хода игры, дети в зависимости от ситуации переориентируют сюжет. Ребята прониклись заботой об общем деле: они хотят сохранить рыбу. Проявляется готовность к взаимной помощи, уважение к труду. Стремление детей не прекращать игру, вернуться к ней обусловливает их решение «положить рыбу пока в холодильник». Это, так сказать, сюжет в запасе.

 

На другой день игра продолжается. Девочки собирают своих детей в путешествие. Нана заворачивает куклу, приговаривает; «По морю поплывем, потом по Волге». Руслан-папа отвечает: «до самой Клайпеды доплывем». (Дети знают из ранее проведенной беседы, что есть город Клайпеда, где живут корабелы — строители кораблей.) откликается Роза, она тоже готовится к путешествию, у нее две дочки — Нина и Галя Роза включается в разговор Руслана и Наны: «Вы в Клайпеду? И мы тоже. Хочу с дочками в гости к корабелам поехать. Что они еще строят? Какие корабли? ой, мы чуть не забыли — надо подарки взять! Мои дочки много вылепили тарелочек из глины, очень красивые!) обращается к дочкам; «Собирайте подарки!» Руслан спрашивает у Наны; «А мы что подарим?) Нана предлагае-т; «Ты же хороший пароход нарисовал. Возьмем твой рисунок. Положи его в альбом. А у меня рыбы хорошие из глины. Пусть посмотрят, какие рыбы водятся у нас в море». Руслан аккуратно укладывает свой рисунок.

Все с подарками собираются на пароходе. Мамы занимаются детьми. Руслан смотрит в иллюминатор; «Уже Астрахань, мы по Волге плывем.., а потом Балтийское море. Готовьтесь выходить. Приплываем, Клайпеда! Сколько народу! Нас встречают!» Все выходят. Дети некоторое время играют со строительным материалом — изображают порт. Путешественники обращаются к ним; «Здравствуйте, мы к вам в гости!» Строители спрашивают; «А вы откуда?» — «Мы из Дагестана!» - «А! Каспийские рыбаки! Здравствуйте, здравствуйте! Мы вам покажем нашу Клайпеду! Видите, какие корабли мы строим!», Начинается обмен подарками, угощение, подготовка к обратному путешествию.

Хотя знания детей еще неточны, но главное здесь — человеческие отношения: стремление к дружескому общению, желание порадовать своими подарками, гордость за то, чем богат родной край. Путешественниками движет интерес — узнать, что делают в других городах.

 

Большие возможности для игр открывают прогулки, на которые в среднем отводится около четырех часов в день.

Старших дошкольников знакомят с людьми разных национальностей, с теми краями, где они живут. Если им рассказать о Севере нашей страны, о людях, которые там работают, то ребята с удовольствием потом отправляются в путешествие. Чтобы впечатления были более глубокими, ребятам читают книги, показывают иллюстрации, где изображено движение во льдах кораблей и ледоколов, встречи этих кораблей местными жителями.

Начиная игру, дети с помощью воспитателя сооружают из снега корабль или ледокол. Снежное окружение придает играм в путешествие на Север достоверность. Ледокол получается из длинного сугроба, протяженностью около трех метров, это борт корабля; выделяются также кормовая и носовая части. Из цветного льда иллюминаторы, постройка дополняется мачтой с цветными флажками, устанавливается руль. По ходу игры дети могут дополнять детали, например вместе с воспитателем сделать рыбок ого льда, вылепить из снега медведя или оленя (сухие станут рогами).

Зимой на участке развертываются разные игры в крепости, которую лучше сделать в укромном месте. Снег утрамбовывают, несколько раз поливают из лейки и, когда он слежится, прорезают проходы. Такая крепость используется для различных переходов, пробежек, подрезаний, метания, т. е. действий, которые обычны в таких играх.

Макет уличного перекрестка, ледяная комната, сказочное озеро среди снежных гор, место для соревнований на санных тройках — все это можно сделать зимой силами детей совместно с воспитателями, родителями, шефами.

Таким образом, оформленный участок позволяет затевать на прогулке даже в холодный период сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, с элементами соревнования, разные забавные развлечения.

 

IV. КОМПОНЕНТ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: