Руководство в ходе самостоятельной игры детей




 

Известна воспитательная ценность сюжетно-ролевой игры, ее влияние на нравственное, умственное, эстетическое и физическое е ребенка. Важным моментом в игре является возникновение познавательных мотивов. Для старших дошкольников при правильном руководстве их игровой деятельностью типично стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Важно не пропустить возникших у детей вопросов они не обращены к взрослым, но воспитатель должен чувствовать познавательный настрой играющих. Вовремя поданная реплика служит ключом для развития интереса, потребности в знании.

По ходу игры дети часто обращаются к воспитателям, родителям. На их вопросы следует давать ясные ответы, но в каждом взрослого должно быть оставлено место для собственных раздумий ребенка. Этот момент педагог использует для расширения и углубления знаний детей об окружающем, о труде, которым близкие им люди. С этой целью можно проводить этические познавательные беседы. Планируя эти беседы, воспитатель уясняет для себя, о чем необходимо поговорить с детьми, что больше всего интересует их в данный момент (беседы до или после игры).

Каждому ребенку должно быть хорошо в игре, в обществе сверстников. Игра только тогда выполняет воспитательную, развивающую функцию, когда она сформирована как деятельность у всех детей возрастной группы.

Влияние на формирование игровой деятельности должно осуществляться в форме непринужденного общения воспитателя с играющими.

Роль взрослого в самостоятельных играх старших дошкольников специфична. С одной стороны, он внимательно и тактично наблюдает за играющими, охраняет их самостоятельную игру, если она имеет определенную воспитательную или развивающую ценность. С другой стороны, он аккуратно направляет замысел и действия детей, используя в основном косвенные приемы руководства (совет, вопрос, подсказка, изменение игровой среды и др.). Косвенные приемы руководства оправдывают себя, когда они применяются в проблемных ситуациях, в которых определяются игровые задачи. Создавая названные ситуации, воспитатель гибко влияет на замысел игры, на развитие сюжета, на усложнение способов отображения действительности. При этом, выступая как равноправный партнер, он может включаться в игру для связи отдельных игровых моментов, или подавать со стороны реплики-советы по содержанию игры для коррекции ролевых отношений, или незаметно видоизменять игровую среду.

 

Например, в одном из литовских детских садов (г. Клайпеда) ребята играли в «Рыбаков». С корабля они ловили рыбу в океане. Сеть оборвалась, и капитан дал распоряжение двум матросам ее починить. Ребята стали спускаться за борт, и тут воспитатель, подражая голосу в рупоре, сказал: «Спустить шлюпку с левого борта!» Дети оживились, быстро принесли большой куб, заявили, что плывут в море за сетью и рыбой, стали обсуждать, как лучше выбирать рыбу, И тут один из мальчиков заметил: «Ты что берешь, эти же круглые (рыбой были длинные куски пенопласта) — это же не рыба. Второй сразу же бросил круглые куски. В это время воспитатель со стороны подал реплику: «Это раковины редкой красоты. Они пригодятся для городского музея». Тотчас первый матрос предложил: «Собираем раковины, только отдельно от рыбы!» Второй, приговаривая, что раковины нужны для музея, собрал их.

Корабль, закончив рейс, прибыл в порт. Свежая рыба была доставлена в магазин, ее стали продавать. И тут мальчик, собиравший раковины, спросил, не обращаясь ни к кому, в раздумье: «Куда же сдать раковины? Где музей?» Воспитатель быстро сказал, как бы мимоходом: «да вот же он, на стульях — это витрины». И мальчик радостно вместе с товарищами стал раскладывать раковины. По репликам было понятно, что они опираются на свои впечатления от посещения морского музея.

 

Можно посоветовать детям по ходу игры меняться ролями после смыслового завершения какой-либо части сюжета.

В процессе игры воспитатель задает осторожный вопрос или дает ненавязчивый совет, побуждает ребенка логически мыслить, воображать..

Хотя игра — импровизация, однако детям, играющим вместе, нужна некоторая ее перспектива, Этому помогает предварительное обсуждение темы и хода игры, выбор игрового материала, Но дети не должны придерживаться жестко установленного плана, иначе самостоятельной игры не получится.

Эффективным приемом становится участие взрослого в детских играх с целью показа им речевого образа, а также коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры (Саша-капитан был строгим, но справедливым и вежливым, а мама, которой была Люся, покрикивала на детей, приказывала и ни с кем не считалась).

 

Характеристика сюжетно-ролевой игры на конец года:

 

Старшие дошкольники при правильном руководстве игрой (если начало ему было положено еще в младшей группе) могут применять в игре самые различные средства и способы выразительности.

Игра становится полностью самостоятельной, а игровое общение весьма содержательным, если ребята хорошо владеют ролевым поведением (наделяют персонажей характерными действиями, интонацией, речью). Они уже способны свободно применять все средства игрового замещения: действия с игрушками, с разнообразными предметами-заместителями, с воображаемыми предметами; пользоваться выразительным жестом и словом. Речь, как известно, с возрастом занимает все большее место в игре детей, что позволяет им иногда заменить словом игровое действие, обозначить роль и замысел игры, раскрыть смысловую сущность сюжетно-ролевых отношений, пофантазировать. Через слово в игре создаются модели отношений между людьми (трудовых, личностных и др.).

Если указанными игровыми способами ребенок не владеет, то необходимо усилить индивидуальную работу с ним как на занятиях, так и в процессе его самостоятельной деятельности. для обогащения игрового опыта в совместных играх с одним ребенком или с небольшой группой детей воспитатель последовательно подводит ребят к использованию всех не сформированных ранее игровых средств и способов. С этой же целью можно использовать и опыт хорошо играющих детей.

Особое значение в старшем дошкольном возрасте приобретает согласование замыслов, помогающее выстраивать общую сюжетную линию в коллективных играх. Это, в свою очередь, связано с умением образно мыслить, комбинировать впечатления, полученные из разных источников, фантазировать. Основу таких умений, как уже отмечалось, дети получают на специальных занятиях по развитию речи, изобразительной конструктивной, музыкальной деятельности, в обучающих играх (подвижных, дидактических, играх-драматизациях).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: