Молодежные сообщества и субкультуры как институты трансляции экстремизма в обществе.




Понятие "контркультура" используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре.
Это понятие отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., а также отражает отношение к современной культуре и отвергает ее как "культуру отцов".

В рамках молодежной культуры существуют различные образования и явления, представляющие собой альтернативные или вариантные формы общественных или культурных процессов. Иногда они представляют собой своеобразный вызов обществу, стихийный протест против конкретных общественных явлений, поиск иных идеалов.

В западной литературе этот термин отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников. К явлениям субкультуры или контркультуры в современной молодежной культуре относят неформальное молодежное движение или объединение. Это альтернативные формы культуры, связанные с процессом создания и выработки нового отношения к миру.Внутри этого процесса роли строго разграничены и иерархичны, что свидетельствует о самостоятельном и неконтролируемом функционировании неформальных объединений молодежи.

Неформальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый государством процесс, противостоящий существующей социальной ситуации. Поскольку культура представляет собой саморазвивающуюся систему, она выталкивает из себя, оставляет в прошлом все отжившее, сдерживающее ее развитие и одновременно вбирает, осваивает новые прогрессивные, перспективные формы и явления.

Существует множество классификаций неформальных самодеятельных групп. По социально-правовому признаку выделяют: 1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, например, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды; 2) асоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, например, музыкальные и спортивные фанаты; 3) антисоциальные - преступные группировки, наркоманы и т.п.

Группы, объединенные по способу времяпрепровождения, включают в себя музыкальных и спортивных фанатов, металлистов, люберов и др. Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя более достойное занятие. Неформальные объединения по социальной позиции являются формой социальной и политической активности. Круг их проблем включает в себя сохранение и восстановление памятников истории и культуры, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, политические проблемы. Они выступают на собраниях и митингах, в печати, обращаются в соответствующие государственные и общественные органы. Некоторые их акции
Группы, объединенные по образу жизни, составляют "системники" с многочисленными ответвлениями (пипл, хайрасты, религиозные братства), для которых совместное общение становится образом жизни. Для "системников" главное - человеческое общение, их декларируемые ценности - мир и любовь. Живут они скрытой от посторонних глаз жизнью, пользуются собственным языком, не имеют определенного места обитания. Но среди них есть такие, кто действительно верит в идеи братства, доброты, взаимопомощи, многие работают и имеют семью.

Многочисленные исследования молодежных объединений главным образом уделяют внимание типологии и классификации, а не углубленному их анализу.

Среди побуждающих мотивов стремление к уходу молодежи в неформальные группировки, объединения можно назвать такие, как стремление обрести единомышленников, оказаться в зрелищной среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, уйти от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы.

Молодежные неформальные объединения представляют собой форму альтернативной культуры или контркультуры. Это сложное, многоплановое и динамично изменяющееся явление, имеющее ряд специфических черт и характерных особенностей.

Прежде всего, это критическое отношение и стремление к отрицанию или пересмотру традиционных ценностей, частичный или полный отказ от существующей официальной идеологии, отрицательное отношение к официальной культуре, традиционному искусству, ориентация на собственные идеалы, ценности, образ жизни, характерные данной субкультуре, объединению или группе.

Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

Особенность многих отечественных субкультур заключается в том, что они носят как бы "потешный", игровой, а не философский характер, ориентированы лишь на проведение досуга в среде единомышленников, либо на передачу и распространение информации.

 


[1] Преступность и правонарушения (2004 - 2008 гг.). Статистический сборник. М., Главный информационно-аналитический центр МВД России. 2009. С. 10-11, 17.

[2] Погодин И. В. Генезис неформальных молодежных формирований в России //Закон и право. 2008.№ 5. С. 89 – 91.

[3] Козлов А.А. Молодежный экстремизм. СПб., Питер. 2008. С. 76; Ентелис Г.С., Щипанова Г.Д. Протестный потенциал российской молодежи. М., Юрайт. 2007. С. 27; Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., Юристъ. 2006. С. 59; Чупров В.И. Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи. Ростов-на-Дону., Феникс. 2003. С. 29.

[4] Кочергин Р. О. Некоторые аспекты криминологического обоснования существования молодежного экстремизма, основанного на национальном или религиозном признаках: Criminological foundation of young people extremizm based on national and religious notes //Человек.2008. № 1. С. 117 – 120.

[5] Верховский А. Цена ненависти. Национализм в России и противодействие расистским преступлениям. М., Эксмо. 2009. С. 44 - 47.

[6] Кочергин Р. О.Некоторые криминологические аспекты противодействия молодежному экстремизму в России //Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2008. № 1. С. 63 – 67.

[7] Сальников Е.В. Трансформация категории экстремизма как становление современной политической преступности // Безопасность бизнеса. 2008. № 4. С. 29.

[8] Сергеев С.А. Контркультурная политическая оппозиция в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 2. С. 49.

[9] Павлинов А. В., Дятлова Е. Ю. Особенности проявлений экстремизма в молодежной среде и меры противодействия ему //Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 4. С. 208 – 210.

[10] Бааль Н.Б. Девиантное поведение в механизме формирования криминального экстремизма в молодежной среде // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 4. С. 24.

[11] Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 5. С. 19.

[12] Ентелис Г.С., Щипанова Г.Д. Указ. соч. С. 122.

[13] Сиоридзе А. Т. Причины возникновения группового молодежного экстремизма // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2006. № 2. С. 382 – 386.

[14] Кашепов В. Квалификация преступлений экстремистской направленности // Уголовное право. 2009. № 1. С.23.

[15] Таран Ю.Н. Комплексный подход к организации работы по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 2. С. 11.

[16] Социология молодежи / Под ред. Кузнецова В.Н. М., Волтерс Клувер. 2008. С. 126 - 131, 222.

[17] Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., Щит-М. 2008. С. 85; Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М., Юрайт. 2007. С. 87.

[18] Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь., ИПП «Приз». 2004. С. 67; Гилинский Я.И. Криминология. Курс лекций. СПб., Питер. 2005. С. 56; Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и её криминологическое значение. СПб., Центр-Пресс. 2006. С. 78.

[19] Сиоридзе А. Т. Причины возникновения группового молодежного экстремизма // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2006. № 2. С. 382 – 386.

[20] Телехов М. 200 рублей без экстремизма // Российская газета. 2004. № 8. С. 11.

[21] Сысоев А.М. Преступления экстремистской направленности: история и современность // Российский следователь. 2008. № 9. С. 13

[22] Каламаркян М.А. Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации (по материалам «круглого стола») // Государство и право. 2000. № 11. С. 27; Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции в РФ // СОЦИС. 2003. № 8. С. 21; Бурковская В.В. Новая редакция ст.282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»: старые проблемы. // Уголовное право. 2004. № 2. С. 12.

[23] Выжутович В. Дрожи, буржуй! Российский нацизм впервые предъявил свою «экономическую» программу. // Российская газета. 2003. № 10. С. 12.

[24] Стешин Д. Кто сделал «столицу фашизма» из Города-героя на Неве? // Комсомольская правда. 2006. № 6. С.15.

[25] Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник. 3-е изд. СПб., Питер. 2008. С.342



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: