Источники по истории древнего Рима.




Источники по истории Рима разнооб­разны: это памятники материальной куль­туры, письменные материалы и языковые данные. При использовании материальных остатков римской древности прежде всего определяют их назначение и датировку. Памятники письменности сохранились в виде рукописей на папирусе, пергаменте, коже, начертанных или переписанных в ан­тичную либо средневековую эпоху, а также в виде надписей на камне, керамике, метал­ле.

Источники по истории царского и республиканского времени. Памятники ма­териальной культуры имеют первостепен­ное значение для изучения древнейшей эпохи. В Южной и Средней Италии, а также на островах сохранились следы селе­ний греков микенского времени и периода великой греческой колонизации. К рубежу VIII—VII вв. относятся остатки карфаген­ских святилищ и поселений на о. Сардиния. Большой материал, характеризующий эт­русскую культуру, сохранился в Северной и Средней Италии, преимущественно в не­крополях. Погребальные камеры дают пред­ставление о планировке и устройстве жилищ, оружии, утвари, ювелирных укра­шениях. Стены гробниц покрыты изобра­жениями божеств, зачастую сопровождаю­щимися надписями, сценами пиров, охоты, спортивных состязаний. 70-е и 80-е годы XX в. принесли много новых данных о жизни древнего Лация. Археологи открыли некрополи, свидетель­ствующие о процветании Политория, Фиканы и других городов, внезапно при­шедших в упадок в середине VII в. до н. э., что подтвердило рассказы античных авто­ров о покорении этих городов римским царем Анком Марцием.

Археологические памятники самого Рима имеют особое значение. По фрагмен­там керамики можно судить о поселениях, относящихся к апеннинской культуре брон­зового века, и контактах с микенскими гре­ками. На Палатине, Эсквилине и других холмах, а также на форуме обнаружены многочисленные могилы, в том числе сак­ральный комплекс, именуемый могилой Ромула, а на Палатине — следы хижин на­чала I тысячелетия до н. э. и стены Ромулова померия VIII в. до н. э. От VII в. до н. э. сохранились первое мощение форума и си­стема водостоков; от VI в.— фундаменты храмов, в том числе на Капитолии, терра­котовые фрагменты их украшений, бронзо­вая скульптура волчицы — кормилицы близнецов, а также нижний слой оборони­тельной городской стены, построенной Сервием Туллием (верхний принадлежит IV в. до н. э.).

Эпиграфические памятники. Памятники материальной культуры иногда сопровож­даются надписями. Но для царской и ре­спубликанской эпох их сравнительно немного. Самыми ранними в Италии явля­ются греческие надписи с островка Искья. Связный стихотворный текст на сосуде да­тируется VIII в. до н. э. Начиная с VII в. до н. э. в Тоскане, Паданской Этрурии, в Ла-ции и Кампании появляются этрусские над­писи. В области Сабина были обнаружены фрагменты сабинских надписей на вазах VII в. до н. э. Известен ранний умбрский текст, начертанный на таблицах из города Игувия. Это — ритуальные установления жреческой коллегии. На территории Рима наиболее древняя надпись представлена на керамическом осколке VII в. до н. э. этрус­скими или греческими буквами. Сохрани­лась только часть слова или имени. Самой древней латинской надписью является так называемая надпись Черного камня с рим­ского форума. Она высечена на конусооб­разном камне, засыпанном землей, на которую положена черная плита. Текст пло­хо сохранился. Слова в нем — латинские, а буквы — греческие. Датируется надпись VII—VI вв. до н. э. Место ее обнаружения называют могилой Ромула. Поскольку пря­мых доказательств тому нет, большинство ученых считают этот участок форума местом почитания легендарного основателя Рима. Другой сохранившийся ранний латинский текст — надпись греческими буквами на золотой застежке из города Пренесте (совр. Палестрина) в Лации, датируемая не позднее VI в. до н. э. Но подлинность этого предмета вызывает большие споры в науке. К концу VI в. до н. э. относится надпись из латинского города Сатрик с именем консула 1-го года Республики Валерия Попликолы, подтверждающая историчность этого пер­сонажа и его деяния.

Древнейшие надписи малоинформа­тивны, но их наличие подтверждает свиде­тельства античных авторов о значении греческого и этрусского влияния на культу­ру ранней Италии. Начиная с III в. до н. э. число надписей возрастает. Важную ин­формацию содержат эпитафии с изложени­ем исторических событий и достижений усопших героев, найденные в семейных усыпальницах римской знати.

Язык и письменность также являются историческими источниками. С их по­мощью датируются тексты, потому что со­став алфавита и формы букв со временем менялись. По появлению греческих, илли­рийских, этрусских слов и имен устанавли­ваются культурные влияния на Рим и происходящие здесь этнические процессы.

Однако особое значение имеют пись­менные источники. Прежде всего, это сочи­нения античных писателей разных жанров. В совокупности они образуют античную традицию. До наших дней дошли сравни­тельно поздние тексты, не ранее III в. до н. э., но их авторы основываются на более ранних материалах, утраченных для нас. В основе этой части традиции лежат: 1) официальные записи о жизни римской общины; 2) устное народное творчество, родовые и семейные предания; 3) отклики греков на события в дальней Гесперии (т. е. Западной стране), как они называли Ита­лию.

К официальным актам относятся цар­ские законы и законы первых республикан­ских магистратов; договоры Рима с латинскими городами и Карфагеном, исто­ричность которых современной наукой не оспаривается; записи жреческих коллегий.

Гней Невий (III в. до н. э.) воспел в стихах 1-ю Пуническую войну, участником которой он был. Но изложению событий этой войны он предпослал предшествующую ей историю Рима, начиная с троянской легенды. Его младший современник, участник 2-й Пунической войны. Квинт Энний сочинил поэму «Анналы», Кв. Фабий Пиктор, писавший по-гречески. Но следовавший за ним М. Порций Катон Старший (234—149) стал писать по-латыни. В сочинении «Origines» («Начала») история Рима с его основания представлена в связи с историей других племен и народностей Италии. Анналисты III— середины II в. до н. э. именуются старшими. В отличие от них анналисты конца II— начала I в. до н. э. называются младшими. Если старшие анналисты, следуя понтификальным анналам, отличались сухостью и достоверностью изложения, то младшие стремились к занимательности, расцвечива­ли свои рассказы увлекательными подроб­ностями, порой вносили в изображение древности идеи, волновавшие современную им эпоху. Но для всей анналистики была характерна патриотическая направлен­ность, унаследованная дальнейшей рим­ской историографией. Произведения обоих поколений анналистов почти полностью ут­рачены. Но на них основывались те антич­ные писатели, чьи сочинения сохранились.

Полибий. Его «Всеобщая исто­рия» в 40 книгах на греческом языке охва­тила период трех Пунических войн (264— 146 гг. до н. э.), когда Рим превратился в великую Средиземноморскую державу. Ос­новой римских успехов он считал разумное сочетание в государственном строе начал монархии, аристократии и демократии. Ос­новное внимание Полибия сосредоточено на политической истории.

Диодор Сицилийский (90—21 гг. до н. э.), написав­ший всеобщую историю в 40 книгах под названием «Историческая библиотека».

Тита Ливия из Падуи (59 г. до н. э.— 17г. н. э.) «История Рима от основания города» из 142 книг.

Дио­нисия Галикарнасского, жившего в Риме в последней трети I в. до н. э. Его «Римские древности» включали 20 книг.

Аппиан (II в. н. э.) был убежденным сторонником римского владычества и монархии. Он на­писал по-гречески «Римскую историю» в 24 книгах.

Римская историография была представ­лена и монографиями. Сохранились труды Гая Саллюстия Криспа (86—35 гг. до н. э.) — «Заговор Катилины», «Югуртинская война» и фрагменты «Истории», посвященной опи­санию гражданских войн конца II—первой половины I в. до н. э.

Важное значение для изучения поздней Республики имеют «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Гая Юлия Цезаря (101—44 гг. до н. э.).

Из специальной научной литературы необходимо упомянуть трактаты о сельском хозяйстве, принадлежащие перу Катона и Варрона. Они дают богатейший материал по экономике, социальному строю и быту Ита­лии II—1 вв. до н. э., позволяют проследить динамику развития рабовладельческих от­ношений и структуры производственных единиц в италийском сельском хозяйстве.

Источники по истории Империи. Па­мятники материальной культуры. Террито­рия современного Рима богата руинами императорского времени. Символом эпохи явились парадные, одетые мрамором пло­щади, носящие имена построивших их им­ператоров — форумы Августа, Веспасиана, Нервы, Траяна. Большую часть старого фо­рума занимают храмовые постройки, воз­двигнутые или восстановленные в импе­раторскую эпоху. Памятники императорских деяний — алтари и колонны.

Типичным атрибутом римской культу­ры являются термы. Все они в пределах Рима сильно разрушены. Но даже развали­ны огромных терм Каракаллы (начало III в.) у подножия Авентина впечатляют. Они за­нимали площадь в 12 га и были рассчитаны на 1600 посетителей.

Театры и амфитеатры. Императорские дворцы. В качестве исторического источника выступа­ют портретная скульптура, мозаики и фре­сковая живопись.

Особую группу источников образуют нумизматические данные. Материал, из ко­торого изготовлялись монеты, их вес и места находок являются указанием на экономи­ческое состояние общества, включая на­правления торговых связей. Монетные легенды характеризуют пропагандистские цели правителей. Монеты вместе с другими памятниками помогают их датировке.

Надписи эпохи Империи многочислен­ны и разнообразны. В качестве массового материала их можно обработать с помощью ЭВМ. Они могут содержать текст либо офи­циальных документов, либо частных. К пер­вой группе прежде всего относятся импе­раторские надписи.

Специфическую группу источников, имеющих значение для изучения Империи, составляют папирусы, почти исключительно происходящие из Египта. Часть их содержит государственные акты. Важнейшим являет­ся эдикт Каракаллы (212 г.), или Антонианская конституция, о предоставлении прав римского гражданства всем провинци­алам. Основная масса папирусов — частно­правовые документы (долговые расписки, договоры о найме и т. п.), а также личная переписка. Папирусы дают богатый матери­ал о быте и социальных особенностях еги­петской провинции, в частности об аграрных отношениях и формах зависимо­сти.

Исторические сочинения: Корнелия Тацита, Веллия Патеркула, Геродиана, Аммиана Марцеллина, Гая Светония Транквилла.

Существовала и специальная литература. Трактаты о сельском хозяйстве, строительстве и т.д.

Художественные произведения.

Существенное значение для изучения Империи имеют юридические памятники. Ранние из них — институции, т. е. учебники права. Сохранились институции юриста Гая (II в.). Более поздние — это дигесты (II— III вв.), т. е. комментарии к законодатель­ству и судебной практике. К началу V в. относится первый кодекс римского права, созданный по поручению императора Фео­досия II и названный его именем, к VI в.— кодекс Юстиниана. Наиболее полным со­бранием римского права является сборник, получивший в XII в. название «Корпус ци­вильного права» («Corpus juris civilis»). В него вошли: 1) институции; 2) дигесты; 3) императорские конституции, т. е. уста­новления, или кодекс Юстиниана; 4) новел­лы, т. е. конституции, изданные после кодекса Юстиниана. Кодексы отражают со­циально-экономические и политические условия Империи, а установления Юстини­ана — и религиозную жизнь, в том числе значение христианства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: