Тема: В.А.Осеева «Печенье»
Цель урока организовать совместную деятельность учащихся по анализу текста и закреплению изученного
Оборудование: книги В.А.Осеевой, портрет В.Осеевой, учебник “Русская азбука”, карточки с пословицами, карточки с изображением человечков (весёлого и грустного), тексты рассказов В.А.Осеевой.
Тип урока:
Формируемые умения/личностные качества:
(планируемые результаты обучения)
Предметные
· учиться вчитываться и анализировать художественные произведения
· учиться грамотно и выразительно читать, выражать в слове свои размышления
· учиться видеть логику развития действий, идею произведения
· совершенствовать навыки чтения и грамотного письма
· закреплять умения списывать предложения и переносить слова
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
· учиться понимать и принимать учебную задачу урока
· осуществлять учебную задачу под руководством учителя
· учиться применять критерии оценивания выполненной работы, оценивать работу одноклассников
Личностные
· учиться усваивать нравственно-этические нормы, сопереживать и понимать чувства других людей
· учиться навыкам сотрудничества, самооценки
· учиться грамотно объяснять свой выбор, вести устный диалог
Содержание урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | ||
I. Организационный момент (1 мин) | Прозвенел звонок для нас. Мы зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок, друзья. | Регулятивные УУД | ||
II. Мотивация на чтение Актуализация знаний (5 мин) | На доске запись: «Валентина Осеева» и ее портрет. Прочитаем имя и фамилию автора. -Знакомы ли вы с творчеством В.Осеевой? -Хочется ли вам познакомиться с еще одним произведением этого автора? Что за буквы написаны на доске? Кто сможет догадаться, как расшифровать записи? (Анаграммы) Ааткрел (тарелка) Качаш (чашка) Ченьепе (печенье) - Найдите “лишнее” слово. (Печенье) - “Печенье” - так назвала своё произведение замечательная детская писательница Валентина Александровна Осеева. - Как вы думаете, о чем может быть произведение с таким названием? Предположение. | Личностные результаты Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | ||
III. Организация познавательной деятельности (7 мин) | Работа с рассказом В. Осеевой «Печенье». Первичное восприятие произведения. Чтение до “Миша... посмотрел на маму”. Предположение. - А что же мама?... А бабушка?... Дочитываю Проверка предположения. Первичная проверка восприятия. · Кто герои рассказа? · Как можно назвать их одним словом? (Семья) · Нравится вам такая семья? Беседа по первичному восприятию. - Нравится ли вам такая семья? - Какое настроение было в семье вначале? - Почему изменилось настроение у мамы и бабушки? | Познавательные УУД | ||
IV. Постановка учебной задачи (2 мин) | -Как вы думаете, о чем предлагает нам задуматься рассказ В.Осеевой? (надо задуматься о своих поступках, о своем отношении к другим людям). Это и будет задачей нашей работы с текстом | Познавательные УУД Коммуникативные УУД | ||
V. Повторное чтение и анализ прочитанного (20 мин) | Подготовка к чтению. Нам встретятся трудные слова.
Чтение рассказа вслух детьми по абзацам. Откройте учебники на странице 118. Приготовились читать. Следим за чтением. Молодцы! 1-я часть (1-ый абзац) - Где происходит действие? · Зачем собралась семья? (Чаепитие) · Для кого мама испекла сласти? · Кто это “все” уселись за стол? Покажите, какое настроение у вас после прочтения этой части? Почему? 2-я часть(диалог) · С какими словами обратился Миша к бабушке? · Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему? Покажите ваше настроение. · Прочитать, как начался и как закончился вечерний чай для всей семьи? · Прочитайте самые весёлые строки? Самые грустные строки? · Какие вопросы вы задали бы ребятам? Маме? Бабушке? · Какими показались вам Вова и Миша? · Как они поступили: правильно или нет? Дадим им характеристику. Вывод:значит, оба эти мальчика поступили неправильно, и поступки их отрицательные. · Кто из вас поступает так же? · А как поступили бы вы? | Коммуникативные УУД Личностные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД | ||
VI. Работа с текстом по учебнику (5 мин) | Выборочное чтение. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 116 - Найдите отрывок, который подходит к этой ситуации. Зачитайте его. (За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.) Молодцы! Вы справились! Чтение по ролям. - Как вы думаете, сколько надо актеров, чтобы озвучить этот рассказ? Давайте прочитаем его по ролям. Выразительно, стараясь передать голосом и интонацией настроение, ситуацию. Вам понравилось, как ребята озвучили рассказ? | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные результаты Познавательные УУД Личностные результаты | ||
VII. Обобщение | -Прочитайте еще раз название рассказа. О печенье этот рассказ или о чем-то другом? Порассуждайте. А как бы вы поступили на месте мальчиков? - Чье поведение вам особенно не понравилось? Почему? - А можно ли назвать вежливым Вову и Мишу, которые помнят только о себе? - А вы обратили внимание то, как Миша просил бабушку налить им с братом чаю? (без слова «Пожалуйста» просьба выглядит как приказ) | Личностные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД | ||
VIII. Рефлексия | Чему научил рассказ В.Осеевой? Чем запомнился вам сегодняшний урок? | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные результаты |