Медиатизация истории и проблема идентичности российского социума




Дружба О.В., ДГТУ, г. Ростов-на-Дону

Дружба К.Г.,ДГТУ, г.Ростов-на-Дону

В статье рассматривается проблематика научных дискуссий о

медийном пространстве исторического знания, соотношении научного и

публичного дискурсов исторического знания, факторах и механизмах

формирования массового исторического сознания в контексте проблемы

идентичности. Делается вывод о том, что консолидирующий потенциал

медийного дискурса истории в настоящее время не может быть в полной

мере для преодоления кризиса идентичности российского социума.

Проблема идентичности — сложная и многоаспектная проблема,

научная и практическая значимость которой сегодня очевидна. Историческое

сознание, картины исторического прошлого, сложившиеся в общественном

сознании — важный фактор формирования гражданской, культурной,

национальной идентичности социума. Один из наиболее дискуссионных

вопросов в рамках этой темы — влияние процесса медиатизации на

формирование исторического сознания. В последние два-три года появился

целый ряд публикаций, посвященных этим вопросам [2,6, 9-12,17].

Основной вывод, который формулируют исследователи, не вызывает

сомнений — резко возросло влияние публичного медийного дискурса на

формирование исторического сознания общества. При этом, однако, дискуссии последних лет выявляют существенное несовпадение позиций

исследователей медиа и академических историков, позволяют говорить о

том, что сложилось определенное противопоставление сферы производства

научного знания публичным презентациям исторического прошлого в

пространстве массовых коммуникаций.

Как правило, специалисты в области медиа, особенно в области

визуальных, упрекают академических историков в том, что анализ

исторических репрезентаций в медиапространстве они зачастую сводят к

поиску исторических несоответствий, и, вслед за Р. Розенстоуном, считают

это «бесплодным упражнением в эрудиции» [9,11]. Действительно, когда в

рецензии на исторический фильм П. Лунгина «Царь» читаешь о таком

серьезном историческом несоответствии, как неразличение авторами

«пешеходного посоха» и жезла, который использовался только во время

богослужения [4], хочется сразу же согласиться с позицией исследователей

медиа. Однако обвинения со стороны профессионального исторического

сообщества в несоответствии историческим реалиям многочисленных

исторических фильмов, сериалов, популярных развлекательных

телевизионных программ на исторические темы далеко не беспочвенны —

примеров развесистой исторической «клюквы» в них — несть числа.

В этом плане можно только приветствовать растущий интерес к

научному изучению сферы публичного медийного пространства истории в

рамках направления, которое получило название «публичная история»

[1,7,9,11,16]. «Публичная история», по мнению сторонников этого

направления, должна стать своего рода связующим звеном, «мостом» между

академической историей и обществом [7,9]. Правда встречаются в

публикациях и достаточно специфические определения публичной истории:

«Публичная история (public history) — относительно новое направление

исследований, цель которых — адаптировать исторические знания под

нужды массовой культуры» [9]. При этом профессиональных историков обвиняют в нелюбви к публичной истории по ряду причин: «Во-первых,

междисциплинарность и прикладной характер публичной истории требуют

от учёного дополнительных навыков. Ему нужно много знать об искусстве,

музеях, перформансах, разбираться в производстве фильмов и

телевизионных программ. Академическим историкам процесс освоения

новых горизонтов даётся трудно. Во-вторых, традиционные историки, как

правило, занимаются одной конкретной областью, а в других они такие же

культурные потребители, как и мы» [9].

По поводу «дополнительных навыков», следует заметить, что даже

если вынести за скобки появление исторической информатики и бурное

развитие digital history, несомненным является интенсивная разработка

историками проблематики информационно-коммуникационного

пространства исторического знания. Об этом свидетельствует и возросшее

количество публикаций по данной проблематике, проведение тематических

научных конференций, открытые обсуждения на профессиональных

интернет-ресурсах историков [5,8,13].

Возвращаясь к проблеме репрезентации исторического прошлого в

медиапространстве, отметим еще один фактор, влияние которого на

формирование исторического сознания не оспаривает никто из

исследователей — это отсутствие культуры медиапотребления, существенное

снижение культурного и образовательного уровня массовой аудитории

медиа.

При этом специалисты в области коммуникаций, отмечая

неспособность массовой аудитории «переварить» обилие «сырых»

исторических фактов, поставляемых медиа, считают, что сегодня

историческому аудиовизуальному произведению «необходимо быть

побуждающим к расширениям, поискам, расследованиям. Поэтому во

многом, для такого произведения недостаточно быть просто фильмом или

сериалом: оно должно стремиться к мультиплатформенности, содержать стратегические пустоты, энигматичность, законченность, но и

неисчерпаемость представляемого мира. Письменный текст, создаваемый

историками, должен стать одной из платформ трансмедийного проекта, но

таким, который нельзя обойти в поисках ответов на поставленные фильмом

вопросы. Новая задача публичного историка — придумать, как это

сделать» [11].

Историки не столь спокойно оценивают сложившуюся ситуацию. Они

исходят из того, что современная массовая аудитория, особенно интернет-

аудитория, в большинстве своем не обладает компетенциями

профессионального историка, а значит, «вынуждена оперировать чужими

представлениями, мифами, неким набором стандартизированных клише»,

транслируемым различными медиа» [14]. Часть российских историков

считает необходимым в этой связи ужесточить государственную

историческую политику [3]. Другая часть рассматривает публичную историю

и расширение субъектной сферы истории как пространство для

противостояния государственной моноистории [15.16]. Какая из этих

позиций в наибольшей степени сможет способствовать использованию

потенциала современных медиа для формирования такого исторического

сознания, которое бы позволило преодолеть затянувшийся кризис

идентичности современного российского социума — покажет время.

Несомненно одно — проблема влияния публичного исторического

медиадискурса на современное российское общество чрезвычайно важна и

нуждается в дальнейшем всестороннем исследовании.

 

 

Библиографический список

1. Аккерманн Ф., Аккерманн Я., Литтке А., Ниссер Ж., Томанн Ю.

Прикладная история, или Публичное измерение прошлого//

«Неприкосновенный запас» 2012, №3(83) [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: https://magazines.russ.ru/nz/2012/3/a19.html

2. Анкерсмит Ф. Изучение истории как политическая

проблема//Вопросы образования. 2006. Вып.№4 [Электронный ресурс]. –

Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-istorii-kakpoliticheskaya-problema-sovremennyy-aspekt-intervyu

3. Аннотированный научно-технический отчет МГГУ им.

М.А.Шолохова по теме «Разработка научно-методических основ трансляции

современного исторического знания, основанного на архивных источниках,

для непрофессиональных целевых аудиторий в целях противодействия

деструктивным псевдонаучным идеям, установкам и мифам, созданным в

ущерб государственным и общественным интересам» [Электронный ресурс]

- Режим доступа: https://mggu-sh.ru›sites…files/annotirovanyy…itogovyy.doc

4. Бабкин М.А. Фильм «Царь»: нелепости церковных образов//Новый

исторический вестник. 2011. №2 (28). С.110-114. [Электронный ресурс]. –

Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/film-tsar-neleposti-tserkovnyhobrazov

5. Бобкова М.С. Информационно-коммуникативное пространство

исторического знания//Люди и тексты. Исторический альманах.

Информационное пространство истории. - М.: ИВИ РАН. - 2014. / отв. ред.

М.С. Бобкова. – С.10-17. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://histrf.ru›uploads/media/default/0001/ (дата обращения 25.05.2015)

6. Бобкова М.С. Чем определяется медийный образ

истории?//Федеральный портал «История России» [Электронный ресурс]. –

Режим доступа: https://histrf.ru/ru/uchenim/otkritoe-obsuzhdenie/post-1276 (дата

обращения 12.08.2015)

7. Зорин А. Public history как дисциплина //Постнаука.ru

[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://postnauka.ru/video/18165

8. Информационная среда исторического знания. Открытое

обсуждение на портале «История России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://histrf.ru/ru/uchenim/otkritoe-obsuzhdenie/16 (дата обращения

17.05.2015)

9. Косенко А. Почему история больше не в руках историков и

политиков// Look at me [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

https://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/206933-publichistory

10. Кузнецова Е. И. Медиареальность как коммуникативный медиум//

МедиафилософияII: Границы дисциплины. - Материалы международной

научной конференции «Медиафилософия. Границы дисциплины» (Санкт-

Петербург, 21-22 ноября 2008 года). — Спб.,2009. — 243с. — С.68-79.

[Электронный ресурс]-Режим доступа: https://www.intelros.ru/pdf/

mediafilosofia_2/10.pdf

11. Лапина-Кратасюк Е. Аффекты истории: рассказы о прошлом в

кино и на телевидении//Артикульт. 2014.№4 [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: https://articult.rsuh.ru/ upload/ articult/ journal_content/ 016/ARTICULT-

16_(4-2014,P.6-13)-Lapina-Kratasjuk.pdf

12. Люди и тексты. Исторический альманах. Информационное

пространство истории. — М.: ИВИ РАН.- 2014. – 391 с. [Электронный

ресурс]. — Режим доступа: http: //histrf.ru›uploads/media/default/0001/

13. Новые медиа сегодня: контент и технологии: сборник докладов I

Международной научно-практической конференции. — Ростов н/Д: ДГТУ,

2014. — 118с.

14. Никифоров Ю.А., Дождиков А.В. Принципы разработки целей и

задач, механизмов реализации государственной политики в области

противодействия фальсификации истории. — М., 2013. [Электронный

ресурс]. — Режим доступа: https://mggu-sh.ru/nauchno-obrazovatelnyi-tsentr-

«aktualnye-problemy-noveishei-istorii-i-politiki»

15. Потапова Н. История на TV: большие надежды на большую

иллюзию?//Гефтер. 27.05.2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

https://gefter.ru/archive/8797

16. «Публичная история — это не дисциплина». Интервью с

профессором Манчестерского университета Джеромом де Гру//Артикульт.

2013. №11.- С.9-23. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

https://articult.rsuh.ru/section.html?id=10494

17. Самутина Н. Трансформация объекта как вызов науке о

кино//Новое литературное обозрение №109 (3/2011) [Электронный ресурс]. –

Режим доступа: https://www.nlobooks.ru/node/1896

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: