Первое открыто было Нероном (64–67 гг.).
Гонение (95–96 гг.) было при Домициане.
Траян (98–117 гг.), возобновил древний закон против тайных обществ
Мученики: Симеон, епископ Иерусалимский, преемник Апостола Иакова, брата Господня, и Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, ученик святого Иоанна Богослова. Святой Симеон, будучи уже 120-летним старцем, после различных истязаний был распят на кресте. Святитель Игнатий Богоносец по приказанию самого Траяна, перед которым он исповедал свою веру в Христа, был отдан в Риме на съедение зверям.
При Марке Аврелии (161–180) преследование христиан получило особый характер.
Мученики: святой Иустин Философ и Поликарп, епископ Смирнский. Святой Иустин после бичевания был обезглавлен, а святой Поликарп, 68 лет честно прослуживший Христу, был возведен на костер и, пощаженный пламенем, был пронзен мечом.
Диоклетиан и соправитель его Галерий, фанатический идолопоклонник.
Галерий перед смертью дал относительную свободу вероисповедания христианам.
Максимин отменил указание Галерия о терпимости христианства и возобновил гонения.
Мученики этого времени: святые великомученики Георгий, Феодор Тирон, царица Александра, Екатерина и Варвара.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература для самостоятельного изучения
1. Протоиерей Александр Рудаков - Краткий Курс Истории Церкви
2. Михаил Эммануилович Поснов- История Христианской Церкви
3. профессор Алексей Петрович Лебедев -Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом
4. Яковлев А.И. – Лекции по Истории Христианской Церкви
5. https://www.pravoslavie.ru/ - Православные просветительские курсы
Лекция 2. Богословие и Церковный строй в I-III в.
Церковный строй в I-III в.
Первая христианская община в Иерусалиме управлялась апостолами (ср. Деян. 2:42); затем, как бы в помощь им, избираются 7 блюстителей при столах, дабы апостолы могли пребыть “В молитве и служении слова” (Деян. 6:1-6, ср. 4). Однако такой порядок не долго продолжался. После 1-го гонения на иерусалимскую Церковь, во главе её становится брат Господень Иаков с коллегией пресвитеров (Деян. 11:29-30; 15:2-6; 21:17), а потом Симеон. Что касается языко-христианских общин, основанных ап. Павлом, то в них с самого начала, еще до апостольского Собора, поставлялись пресвитеры (Деян. 16:23, ср. 20:17 особ. 28), а потом епископы с диаконами (ср. Флп. 1.1). Тимофей, Тит в посланиях к ним получают подробные указания, как нужно управлять Церковью Божией. Следовательно, образовавшееся вполне к концу II века и получившее тогда точное выражение в известных терминах κληρος λαός — различие между клиром и мирянами фактически имело место с самого начала христианской жизни
Основой церковного строя первых веков Древней Церкви была парикия. Парикия — это Поместная Церковь (по сути, приход, община) с центром в городе, объединенная вокруг своего предстоятеля (епископа). Парикия, таким образом, была епископией, но еще не епархией, т. к. не имела приходов(вне города).
Постепенно с образованием приходов за пределами городов — в деревнях и селах — формировались епархии (во главе со своими епископами).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис.2. Иерархия Церкви в I-III вв.
Церковные писатели и богословие доникейского периода
Священное Писание
Апостольский Символ веры, читается так: «1. Верую в Бога Отца всемогущего: 2. Творца неба и земли: 3. Верую во Иисуса Христа, Сына Его, Единородного, Господа нашего: 4. Иже зачат бысть от Духа Святаго, рожден от Марии Девы: 5. Пострада при Понтии Пилате, распят, умре и погребен: 6. Сниде во ад, в третий день воскресе из мертвых: 7. Взыде на небеса, сидит одесную Бога Отца всемогущаго: 8. Оттоле приидет судити живых и мертвых: 9. Верую и в Духа Святаго, Святую Церковь Соборную: 10. Общение святых, отпущение грехов: 11. Воскресение плоти: 12. Жизнь вечную. Аминь».
Мужи Апостольские
После Апостолов хранителями и провозвестниками переданного ими учения несколько времени были их ближайшие ученики, известные под именем мужей Апостольских. Многое из слышанного ими непосредственно от самих Апостолов они внесли в свои писания, которые потому служат для Церкви верными хранилищами и источниками Апостольского предания. К числу мужей Апостольских, оставивших после себя такие предания, относятся:
- Варнава, один из семидесяти учеников Христовых и сотрудников Апостола Павла, собственной кровью запечатлевший благовестие свое на острове Кипре. Он оставил после себя одно назидательное послание.
- Ерма, также один из семидесяти, по древнему преданию бывший епископом в Филиппополе, составивший книгу под названием «Пастырь», наполненную тАинственными видениями, спасительными заповедями и назидательными подобиями или сравнениями.
- Климент, один из первых епископов Римской Церкви, обращавшийся со многими Апостолами и разделявший проповеднические труды и страдания с Апостолом Павлом. От него сохранились два послания к Коринфской Церкви по случаю возникших в ней беспорядков.
- Дионисий Ареопагит, бывший сначала членом ареопага, потом учеником Апостола Павла и первым епископом в Афинах. По преданию, он ходил проповедывать Евангелие в Галлию и здесь умер мучеником. Ему приписываются глубокие и возвышенные творения о небесной и церковной иерархии, о Божественных именах, таинственном Богословии и 12 писем.
- Игнатий Богоносец, ученик Апостола Иоанна, от самих Апостолов поставленный епископом Антиохийским. За свою преданность Господу он по приказанию императора Траяна отдан был на растерзание львам в римском Колизее. На пути в Рим святитель Игнатий написал к различным Церквам Азийским, Римской и святому Поликарпу семь посланий, в которых выражает пламенную любовь свою к Господу и горячую ревность к Его исповеданию и умоляет верующих бегать еретиков и соблюдать между собой твердое единение, повинуясь епископу, пресвитерам и диаконам.
- Поликарп, епископ Смирнский и ученик Апостола Иоанна, пострадавший за имя Христово при Марке Аврелии. Из многих посланий его, написанных к различным Церквам, сохранилось только одно: к Филлипийцам.