РАЗДЕЛ 2. Морфемика и словообразование




Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

Для студентов-заочников 2016/2017 уч. год

ВАРИАНТ

Срок сдачи контрольной работы – 30.04.2017 г. (23:45)

E-mail: elenaisakova.prlmc@gmail.com

РАЗДЕЛ 1. Смысловая структура текста. Лексикология

«Фабрика звёзд» в литературе?

Минздрав предупреждает: «Одиночество-12» – это

Литературный коктейль, после которого наутро может

Болеть голова.

1. Минувшим летом на полках ведущих книжных магазинов появился необычный роман – «Одиночество-12» Арсена Ревазова. Но, несмотря на мощнейшую PR-кампанию по его продвижению, обещания и заклинания, что роман обязательно станет бестселлером, я так и не заметил читательского ажиотажа, как и предполагал.

2. Но тем не менее роман А. Ревазова можно смело назвать литпроектом XXI века по многим причинам. И автор настоящей статьи, увлечённый исследованиями по прогностике СМИ будущего, не мог удержаться от своих постскриптум-комментариев к «0-12».

3. На языке заядлых интернетчиков «Одиночество» (игра вне клана) – это жестокое наказание в Он-Лайн сетевых играх, а цифра «12» – самый высокий уровень, достигаемый игроками … Возьмут ли литераторы в свой клан нового игрока (автора своего первого романа «Одиночество-12» («0-12») Арсена Ревазова, известного в русскоязычном Интернете в качестве президента рекламного интернет-агентства ИМХО) или нет, это скорее уже проблемы писателей. А. Ревазов уже давно решил задачи по созданию собственного бренда, и литература для него совсем не самоцель и не единственный источник существования.

4. В чём автор совсем не новичок, так это в бизнесе и в технологиях продвижения в Интернет и в другие массмедиа. Достаточно вспомнить беспрецедентную для литературной России кампанию минувшего лета по продвижению романа. На сайте романа уже выложена целая коллекция исключительно положительных рецензий в самых престижных массмедиа, а бумажная и электронная пресса в считанные дни после выхода романа в июне 2005 года дружно назвала его первым евророманом на русском языке, интеллектуальным детективом, мистическим триллером и любовной историей одновременно.

5. Правда, так же дружно была отмечена общая вторичность «0-12» на базе легко узнаваемых бестселлеров прежних лет – прежде всего ≪Охоты на овец≫ Мураками, а также «Маятника Фуко», ≪Кода да Винчи≫, ≪Клуба Дюма≫, ≪Наивно. Супер≫, ≪На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала ≫. Далее – прямо по Сорокину:плюс семь лет в Тибете, страх и ненависть в Лас-Вегасе, идентификацияБорна, девятые врата. Плюс заимствования из текстовпесен Эворы и «Наутилуса», с сайта anekdot.ru, интернет-прибаутки и прочая литературно-строительная синтетика.

6. Сама суть почти 500-страничного романа блестяще изложена на его сайте в бегущей строке несколькими десятками ключевых слов:

ЗЕМЛЯДОЛЖНАОДИНОЧЕСТВОКАЛИПСОЛТАЙНОЕБРАТСТВОПАРАЛЛЕЛЬНЫМНОВЫМТРЕБОВАНИЯМВСЕЛЕНСКУЮРАЗМНОЖЕНИЕСТЕПЕНЬЮТРЕБУЕТВЫБРАТЬМУЧЕНИЕЗНАНИЕМИРОМИЗБРАННЫМКОНТРОЛЯВЛАСТЬПРИУМНОЖЕНИЕПОСВЯЩЕНИЯИНЦЕСТБРАТАСМЕРТЬЧИСЛО

7. Ну а если чуть подробнее, но по-чеховски кратко, то еще одна высокотехнологичная особенность запуска «0-12» в том, что издательский проект был также поддержан Первым мобильным издательством и может быть скачан в специальном формате на мобильные телефоны (а их в России уже около 70 млн, и многие считают, что мобильный телефон скоро станет 4-м массмедиа после газеты, радио и телевизора).

8. Поэтому тема становления мобильной литературы и мобильной культуры и в России, и в мире весьма серьёзна и является предметом отдельного исследования автора.

9. А возвращаясь к роману А. Ревазова, могу сказать, что знаковость, значимость и незаурядность «0-12» как литературного проекта завтрашнего дня в том, что это первая правильно запущенная ласточка на пути к литературе как гарантированно доходному бизнесу. Судя по всему, теперь читателя накроет волна аналогичной продукции высокотехнологичного, маркетингово выверенного универсального зонтичного, всегда продаваемого жанра.

10. Жанра, художественно-литературное качество которого не столь важно, а его сюжетная тема – это микс из уже успешных произведений, главное – лишь бы грубых ошибок в сюжете и орфографии не было.

11. В общем, на смену литературной пирамиде естественного отбора с нечастыми бестселлерами, всплывающими вверх из общей издаваемой литмассы, сейчас может прийти шарообразная модель литературы в частности и культуры вообще. Ее суть в том, что в сокращённом по объему культурном производстве уже не столь важны содержание и форма произведения, по сравнению с маркетингово-корректной технологией запуска масскультурного шара (книги, фильма, песни, клипа, товара, услуги). То есть когда надлежащее и согласованное исполнение всех составляющих бизнес-плана по маркетингово-рекламной и PR-кампании гарантирует коммерческий успех.

12. На телевидении, в других электронных СМИ уже давно работают «фабрики звезд». Похоже, теперь очередь и за литературой?

Александр Городников

ЗАДАНИЯ

1. Сформулируйте в виде двусоставного предложения главную мысль текста; констатирующие, развивающие тезисы, аналитическую оценку описанной в тексте ситуации.

2. Укажите, какие иллюстрации и к каким тезисам приводятся в тексте. Выделите фон к цели выступления.

Работа со словарем

1) Сформулируйте лексическое значение слова песня («Ее суть в том, что в сокращённом по объему культурном производстве уже не столь важны содержание и форма произведения, по сравнению с маркетингово-корректной технологией запуска масскультурного шара (книги, фильма, песни, клипа, товара, услуги»), выделитекатегориальную (КС), лексико-грамматическую (ЛГС), интегральную(ИС) и дифференциальные (ДС) семы.

2) Определите тип лексического значения по синтагматическим связям у слов заметить («не заметил читательского ажиотажа»), ласточка («это первая правильно запущенная ласточка на пути к литературе как гарантированно доходному бизнесу»). Учтите, что формулировать нужно то значение, в котором слово употреблено в тексте.

3) Выпишите из текста 2-3 слова, которые употреблены автором в переносном значении. Сформулируйте это значение, проверьте по словарю, есть ли у него помета переносное (в работе укажите ее наличие или отсутствие). Определите тип переноса.

4) К подчеркнутым словам подберите синонимы (один-два) так, чтобы они могли заменить в тексте авторское употребление: «И автор настоящей статьи, увлечённый исследованиями по прогностике СМИ будущего, не мог удержаться от своих постскриптум-комментариев к «0-12». «… Главное – лишь бы грубых ошибок в сюжете и орфографии не было». С помощью словаря покажите сходство или различие значений синонимов.

5) Выпишите из текста 4-5 слов, имеющих в словаре стилистические пометы. Учитывайте, что помета должна относиться к тому значению, в котором слово употреблено в тексте.

6) Выпишите 2-3 оценочных слова, покажите, как оценка включена в их лексическое значение.

7) В предложении «А возвращаясь к роману А. Ревазова, могу сказать, что знаковость, значимость и незаурядность «0-12» как литературного проекта завтрашнего дня в том, что это первая правильно запущенная ласточка на пути к литературе как гарантированно доходному бизнесу » выделите фразеологизм и опишите его по разным классификациям – структурной, семантической, функциональной. Определите способ трансформации этого фразеологизма.

8) Выпишите 6 заимствованных слов, по словарю определите, из какого языка они заимствованы; 3 слова из 6 должны быть старославянизмами. Приведите к ним русские соответствия.

РАЗДЕЛ 2. Морфемика и словообразование

Проведите морфемный анализ подчеркнутых в тексте слов* по следующей схеме:

1. Определите часть речи;

2. Определите, изменяемая часть речи или неизменяемая; если часть речи изменяемая, то изменяемая форма слова или неизменяемая;

3. У изменяемых слов выделите формообразующие аффиксы (окончание и/или формообразующий суффикс) и основу;

4. Подобрав однокоренные слова, выделите корень и словообразующие аффиксы;

5. Определите тип основы: производная или непроизводная; прерванная или непрерванная.

Проведите словообразовательный анализ этих слов по следующей схеме:

1. определите часть речи;

2. поставьте слово в начальную форму (и далее работайте только с ней);

3. сформулируйте словообразовательное значение слова, то есть дайте его толкование через однокоренное слово (типа учитель – тот, кто учит); найдите производящую единицу – слово или словосочетание, от которого образовано анализируемое;

4. для морфологического способа:

· укажите производящую основу – общую часть анализируемого слова или производящей единицы;

· наложив производящую основу на анализируемое слово, выделите словообразовательное средство;

5. определите способ словообразования (морфологический, морфолого-синтаксический или лексико-синтаксический).

*Подчеркнутые слова: читательского, будущего, удержаться, интернетчиков, игроками, русскоязычном, интернет-агентства, продвижению, дружно, отмечена, заплакала, бегущей, значимость, отбора, сейчас.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: