Роль и функции семьи в развитии личности. Типы семей.




Роль семьи в становлении личности

Семья — это важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает свой первый опыт социального взаимодействия.

Социализация в семье происходит по двум направлениям:

• в процессе целенаправленного воспитания (семейное воспитание);

• в ходе социального научения, то есть непроизвольного (стихийного) усвоения социального опыта в условиях семьи.

Социальное научение в семье происходит, с одной стороны, в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. А с другой — оно осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой.

Семейное воспитание — это сложная система, складывающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляемая силами родителей и родственников. На характер семейного воспитания влияют следующие факторы:

S наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей;

S материально-экономическая обеспеченность семьи;

S социальное положение и уклад жизни в семье;

S структура семьи и ее количественный состав;

S место проживания и жилищные условия семьи;

S отношения в семье к ребенку и другие факторы.

Задачи семейного воспитания:

S создать благоприятные условия для развития ребенка;

S стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка;

S передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

S научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

S воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Принципы семейного воспитания:

S гуманность и внимание к растущему человеку;

S вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на условиях «равноправных» участников;

S открытость и доверительность отношений с детьми;

S оптимистичность, жизнерадостность взаимоотношений в семье;

S последовательность в своих требованиях и справедливость;

S оказание помощи ребенку, отзывчивость.

Основные направления семейного воспитания:

• Физическое воспитание — основано на здоровом образе жизни в семье и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма и т.д.

• Интеллектуальное воспитание — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных интересов, склонностей, способностей.

• Нравственное воспитание — где на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и долга.

• Эстетическое воспитание — призвано развивать художественные таланты и дарования детей или, как минимум, формировать представления о прекрасном.

• Трудовое воспитание — закладывает основу будущей праведной и достойной жизни детей, ибо жизненный путь человека, не приученного трудиться, заканчивается, как правило, плохо.

Типы семей и особенности их влияния на детей

В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей:

• простая семья — супружеская пара с детьми, не состоящими в браке;

• расширенная, или сложная семья — если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяйством;

• полная семья — в состав которой входят оба супруга;

• неполная семья — в которой один из супругов отсутствует.

Какая из названных семей лучше всего подходит для воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Например, в простой семье дети привыкают к большей самостоятельности, однако здесь быстрее нарушаются традиции поколений по сравнению с расширенной семьей. По сравнению с полной семьей, в неполной семье

воспитание усложняется за счет снижения материального уровня семьи и перегрузки родителя, с которым остались дети. Однако, дети в таких семьях проникаются сочувствием к оставшемуся родителю, становятся эмоционально более близкими и ответственными.

Разнообразие семей подразделяют также по типу отношений в них между взрослыми и детьми:

• Семьи, любящие детей. В таких семьях отношения между родителями и детьми характеризуются порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными.

• Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не переступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными.

• Материально-ориентированные семьи, где главное внимание уделяются материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою материальную выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто с единственной целью — обязательно поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.

• Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутствует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.

• Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: